"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по теме

Загоскина Лариса Дмитриевна

В данной статье рассматривается вопрос о применении в общеобразовательной школе такой технологии как театральная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_lichnost_neobkhodima_v_lyuboy_deyatelnosti.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМА В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

                                       Загоскина Лариса Дмитриевна

 учитель начальных классов, учитель музыки, руководитель школьной театральной студии

Каждый раз, встречая новых первоклассников, задумываешься: как побыстрее их познакомить, передружить, заложить прочный фундамент коллектива? Как любой педагог скажет, придумайте общее дело, такое, чтобы завело, закружило и дало в руки занятие каждому, да ещё помогало нашим детям учиться, творчески развиваться, формировать духовно-нравственные ценности, что особенно актуально в современной школе. И такое общее дело есть. Это школьный театр.

В настоящее время воспитание школьников средствами искусства театра — добровольное дело учителя и администрации школы. А между тем театральные методы применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Играть сценки, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой проводить школьные праздники — во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.

Театральные традиции общего школьного образования в России глубоки и прочны. В первых духовных и светских учебных заведениях, открытых в петровскую эпоху «школьный театр» входил в обязательную образовательную программу. Каждый из отцов русского просветительства: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Дмитрий Ростовский приложил немало усилий для укрепления роли школьного театра в образовании и воспитании.

Уже в XVI – XVIII веках театр в образовательном процессе использовался для решения целого ряда педагогических задач, среди которых можно назвать: развитие устной и письменной речи,  овладение ораторским искусством, знакомство с богатством родного и чужих языков, развитие лидерских качеств, воспитание гражданственности и нравственного чувства.

Театр и школа, театральное творчество, самовыражение и традиционно-обязательная школьная рутина - явления, казалось бы, несовместимые. Но если в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то жизнь школы постепенно изменяется. А если учитель использует театральные подходы и на уроке, то результат не заставит себя долго ждать.

Нужны ли на уроке навыки взаимного общения учащихся, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все — от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все это могут дать уроку театральные методы работы или, как их называют, методы театральной педагогики.

Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.

Основная цель, которую  ставит наша школа в работе с каждым учеником - это формирование гармоничной личности и помощь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.

Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует наш добрый союзник - Его Величество Театр.

В последнее время  уже в 1 классе намечаются проблемы, волнующие психологов и педагогов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 21% первоклассников возникают страхи, заторможенность, а у 48% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей недостаточно развиты память и внимание. У 8% наблюдается недоразвитие речи, у 44%  нарушение звукопроизношения. Самый короткий путь  эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Игра - оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Игра  не только отвлекает ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры, использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. В основу реализации театральной деятельности и использование элементов театральной педагогики на уроке положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Чем меньше запрограмированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Учителя школы «Веста» не первый год используют методы театральной педагогики в обучении и воспитании детей и на практике увидели результаты применения данной технологии. Более шести лет в школе действует детская театральная студия «Весточка».

Дети с огромным удовольствием показывают себя в роли актёров, выступая на школьной сцене перед своими товарищами или родителями. Кроме того, деятельность нашей студии тесно связана с социальной средой: наши ребята выступали и в детском саду, и в городской библиотеке. И, конечно, самое главное достижение нашей студии это участие в конкурсе «Арлекин» .Уже четыре года мы являемся активными участниками этого замечательного творческого конкурса, имеем награды.

Театральная деятельность в общеобразовательном учебном заведении способствует формированию опыта социальных навыков поведения за счет того, что каждый сценарий обосновывается на литературном произведении или сказке. Последние всегда имеют нравственную направленность – дружбу, доброту, честность, смелость и пр. Благодаря этому ребенок познает мир не только умом, а и сердцем.

                                       Загоскина Лариса Дмитриевна

 учитель начальных классов, учитель музыки, руководитель школьной театральной студии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности

В данной работе описываются критерии работы над проектом...

Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности

В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...

Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"

Одной  из  основных  задач  школы  является  обеспечение  доступности  качественного  образования  в  соответствии  с  возможностями...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»...

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»

«Создание необходимых условий для самореализации личности учащегося через внеурочную деятельность»...

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...