Формирование и развитие художественно-эстетических навыков учащихся
статья по теме

Фоот Татьяна Васильевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_i_razvitie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ

 НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Фоот Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов и ИЗО

Шумановской средней школы

Немецкого национального района

Алтайского края

ПЕРЕЧЕHЬ МОДУЛЕЙ

1. Теоретическая интерпретация опыта

2. Мотивационно-целевой этап формирования и развития художественно-эстетических навыков учащихся.

3. Организация познавательной деятельности учащихся

4. Рефлексивно-оценочный этап обучения

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИHТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА

Нация, которая научит своих детей рисовать

 в той же мере, как читать и писать,

превзойдёт все остальные

 в области наук, искусств и ремёсел.

Д. Дидро

В последнее время в условиях модернизации школьного образования, являющейся необходимым следствием коренных социально-политических преобразований в нашем обществе, всё чаще можно услышать мнения о нерелевантности тех предметов школьной программы, освоение которых непосредственно не обеспечивает впоследствии выпускнику какой–либо материальной выгоды. Всё чаще и чаще можно услышать мнения следующего рода: «Школа должна научить зарабатывать на жизнь». Эстетическое воспитание занимает сейчас в школе второстепенное место. Давно привыкли считать изобразительное искусство, музыку и другие предметы художественного цикла не столь важными компонентами учебного плана, второ-и даже третьестепенными по отношению к математике, языкам и т.д.  

Такая постановка вопроса кажется нам ничем иным, как возвращением к тёмным временам Средневековья. Наукой и жизнью давно доказано, что эстетическое воспитание является  не только обязательной, но и одной из важнейших составляющих воспитания полноценной личности. Кроме того, занятие музыкой, рисованием, танцами и т.п., развивая творческое мышление, помогают освоению и точных наук, не говоря уже о гуманитарных. Ярким свидетельством этого являются выпускники Царскосельского лицея, система воспитания которого и у нас, и за рубежом признана одной из лучших в истории.

Однако в чём же причина насущной ныне необходимости доказывать, казалось бы, уже давно доказанное? Возможно, одной из причин является оторванность от повседневной жизни тех эстетических знаний и навыков, которые преподаются в школе на уроках эстетического цикла. Без сомнения, зарабатывать на жизнь, используя полученные и развитые в школе художественные навыки, смогут единицы. Не все рождаются Малевичами и Сальвадорами Дали. С другой стороны, не все могут быть и Зурабами Церетели.

Сущность нашего педагогического опыта – формирование и развитие художественно-эстетических навыков учащихся младшей школы в их тесной связи с окружающим миром, когда эти навыки становятся средством для достижения первейших составляющих счастливой жизни, таких как: положительные эмоции, хорошее общение, плодотворное времяпровождение, приятный отдых. Этим определяется актуальность опыта.

Hовизна опыта заключается в системном построении курса эстетического воспитания учащихся младшей школы, основанного на материале национальной культуры народов России, в основном, русской национальной культуры.

В основу нашего педагогического опыта легли работы А. Рогова, О. Островской, А. Клиентова, А. Миловского, Н. Алексахина, предлагающих много полезной и интересной информации для введения учащихся в мир русских народных промыслов.

Задачи, решаемые автором опыта:

-  разработка методического обеспечения уроков и внеклассных мероприятий по формированию и развитию художественно-эстетических навыков учащихся в их тесной связи с окружающим миром;

- обеспечение, исходя из  вышесказанного,  основных этапов обучения - мотивационно-целевого, познавательного и рефлексивно-оценочного.

2.  МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

В основе любой учебной деятельности лежит мотивация к изучению предмета с опорой на актуализацию эмоционально-чувственной стороны мышления. Hа основе мотивации учащимися производится целеполагание и проектирование результатов деятельности, исходя из созданной в начале урока ситуации.

Мне запомнились слова большого знатока и друга детей Сергея Владимировича Образцова: «Эстетическое воспитание начинается не на лекции по эстетике – там оно заканчивается. Оно начинается не в картинной галерее, и не в театре, и  не на симфоническом концерте – там оно развивается, расширяется, укрупняется. А начинается оно там, где возникает ассоциативная фантазия, без которой ни в какое произведение искусства проникнуть нельзя… Только тот человек, который умеет удивляться природе, у которого явления природы рождают добрые представления и ощущения, может разобраться в искусстве, полюбить искусство».

Интерес к уроку и предмету познания вообще напрямую зависит от того, насколько подготовлен ученик к восприятию нового, и покажется ли оно, это новое , ему столь же интересным, как и учителю. Ведь порой мы забываем, что у сидящих в классе ребят весьма низкая мотивация к учению, и что вместо всех этих пейзажей и натюрмортов, стихотворений и  рассказов, ему хочется погонять с соседями по парте в футбол или посмотреть мультфильм.

Однако даже на этом стремлении к развлечениям опытный и грамотный учитель может сыграть свою мотивационную партию. Главная задача здесь прежде всего в умении соотнести предметы и реалии окружающего мира с темой урока, найти эту связующую ниточку. И тогда помощниками педагогу станут и футбольный мяч, и мультфильм.

Свои первые сентябрьские уроки я традиционно стараюсь проводить на лоне осенней природы. Ведь именно от учителя зависит, как рассказать, например, детям о неповторимой прелести осенней поры: сухо, формально; восторженно-патетически, но неискренне, или, наконец, просто показать осенний кленовый лист, рассказать о своих ассоциациях с ним и попросить ребят принести букеты листьев, оформив их красиво и со смыслом. И уж только после этого перейти к пейзажам Левитана, живопись которого называют школой любви к природе. Ведь левитановская задушевность, тонкий лиризм, содержащийся в его пейзажах, как в благодатную почву, западает в детские души. А если к тому же прочитать несравненные строки Пушкина , прослушать музыкальную пьесу из «Времён года» П.И. Чайковского, то, наверняка, прелесть осени будет осознана и воспринята каждым ребёнком, станет его личным ощущением и источником его будущего лиризма.

Мотивационно-целевой этап, пожалуй, самый сложный момент любого урока. Главное здесь – чувство меры. Заинтересовать, но не надоесть – вот задача учителя. Образно говоря, приходя на урок, мы должны закидывать те удочки, на которые клюнут дети. Это могут быть:

  • Риторические вопросы: «Кто наш самый дорогой человек?» (к уроку «Нет милее дружка, чем родная матушка»);
  • Проблемные вопросы и задачи: «Чем славна Тула – город мастеров?», «Что будем праздновать?» ( к мероприятию «Русские народные и календарные праздники»);
  • Стихотворение по теме («Унылая пора…Очей очарованье») и вопросы к нему « А чем приятна эта унылая пора?»);
  • Отрывки из музыкальных композиций, создающие соответствующее теме настроение и порождающие эмоционально-оценочные высказывания;
  • Знакомство с интересными людьми – гостями урока (мастерами и мастерицами) и т.д.
  • Демонстрация произведений прикладного искусства с намёком «А вам слабо?»)
  • Демонстрация «волшебного короба» по принципу «чёрного ящика».

Заинтересовав учащихся в теме урока, постепенно перехожу к венцу мотивационно-целевого этапа – целеполаганию.  От правильной формулировки цели, главного вопроса, задачи урока, зависит и его итог. Не оспаривая классическую модель триединой цели урока, стараюсь формулировать её предельно просто и чётко, доступно для понимания и запоминания учащихся. Ведь вопрос урока должен быть тем стержнем, на который они будут насаживать всё новые и новые виды деятельности и промежуточные выводы. Для удобства цель урока стараюсь записывать на доске и обращаться к ней на всём протяжении урока. Самый удобный способ в данном случае – саму тему урока формулировать как вопрос.

2.   ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Оптимальной организации познавательной деятельности учащихся способствует использование различных нетрадиционных форм работы на каждом этапе познания. При изучении нового материала учащимся предлагаются следующие типы заданий:

  • творческая задача (например, учащиеся представляют себя мастерами по росписи дымковских игрушек. Они должны, сохранив белый цвет игрушки, расписать её, равномерно распределив элементы узора).
  • демонстрация моделей и оригиналов изучаемых предметов
  • представление изделий прикладного творчества авторами-мастерами.
  • рассказ учителя, перемежающийся выступлениями помощников-учеников, демонстрацией при помощи ТСО
  • эвристическая беседа по прочитанному, увиденному, представленному
  • беседа с одновременным заполнением таблиц, схем, конспектов
  • самостоятельное представление новой темы докладчиками из числа учащися

Как видно из представленного выше, основным принципом моей педагогической деятельности при организации познавательной деятельности учащихся является следование подходу М. Монтессори: «Покажи мне – и я научусь сам». Действительно, народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» здесь актуальна, как никогда. Делая упор на демонстрацию наглядного материала, мы опираемся на возникающий в её ходе интерес учащихся к новому, яркому и «живому». А приглашение на урок умельцев-односельчан даёт понять каждому, что и его руки способны создать такое чудо, а, следовательно. повышают мотивацию к продолжению занятий темой.        

Стержневым методом проведения урока мы избираем эвристическую беседу, в ходе которой учитель при помощи правильно подготовленных вопросов подводит учащихся к выводу урока, новой истине. Этот метод, восходящий ещё к беседам Аристотеля со своими учениками в садах Ликея, позволяет организовать свободный диалог учеников с учителем, развивающий умение чётко, ясно и последовательно высказывать свою точку зрения. При этом главное – правильно сформулировать вопрос. Как сказал кто-то из классиков, правильно заданный вопрос уже содержит в себе часть ответа. Все вопросы должны следовать логике урока, и в то же время казаться ученикам ненавязчивыми, естественными. дабы не погасить в них интерес к беседе.

Большое внимание мы придаём специально организованной среде урока, в которой дети получают чувство уверенности в себе, обнаруживают  способность сконцентрироваться и явный интерес к учению. Класс превращается в мастерскую. занятую разнообразной деятельностью. Причём деятельностью интересной и полезной, дающей наглядные и скорые результаты. При этом познавательные возможности, способности к искусству и нравственные основы личности я стараюсь закладывать совсместно, в единой целостности, опираясь на прикладное народное творчество с целью возбуждения в ребёнке творческой активности.

3.  РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

        Продуктивная учебная деятельность предполагает умение учащихся не только спрогнозировать, но и правильно оценить результат своей деятельности.

Выявить объективную картину результатов обучения помогают контрольно-обобщающие уроки, целью которых является повторение, систематизация и обобщение пройденной темы а также контрольный срез знаний или демонстрация умений по теме.

В ходе контрольно-обобщающих уроков учитель ставит цель:

определить, как учащиеся оценивают свою работу по пройденной теме, каковы критерии их оценки, что они оценивают - знания или способы деятельности.

Используемая автором опыта контрольная демонстрация умений предполагает выявление не только знаниевой, но и эмоциональной картины по пройденной теме. В рамках её учащийся может проявить свои творческие способности. Так, в большинстве демонстрационных заданий от учащихся требуется дописать, дорисовать, долепить, добавить детали, досочинить и редко - выбрать одни из нескольких вариантов.

Важным является участие самих ребят при составлении демонстрационных заданий, взаимоконтроль, само-и взаимооценка, когда ученику предоставляется возможность рефлексии по поводу составленного им задания.

Hапример, на контрольно-обобщающем уроке по теме "Мир животных" учитель предлагает учащимся в группах обменяться вопросами, которые они приготовили дома по пройденной теме. Hаиболее интересные вопросы, прозвучавшие в группе, учащиеся озвучивают перед всем классом, оценивают как вопрос, так и ответ.

В ходе контрольно-обощающего занятия по русскому прикладному творчеству, на доске помещаются репродукции, иллюстрирующие Хохлому, Дымку, Гжель и т.п. Учащиеся должны объяснить, что изображено на репродукции, почему изображено так, а не иначе, с каким сюжетом связано изображение (Сказки, Былины, Бытовые истории).

Для индивидуальной работы учащиеся выбирают самый интересный для них сюжет, рассказывают о его действующих лицах и связывают сюжет с его отражением в современной культуре.

Hаиболее продуктивными для учителя и ученика формами контрольно-обобщаюших уроков являются уроки-путешествия, экскурсии, постановки кинофильмов, инсценировки, организация работы мини-мстерских. В ходе подготовки к таким урокам ребята с увлечением работают над составлением сценария фильма или спектакля, созданием альбома с рисунками по теме, построением динамических схем и разработкой сценариев сюжетно-ролевых игр по прочитанному.

Hапример, учащимся предлагается составить сценарий «Работа в мастерской тульских умельцев». От ребят требуется знание материала, понимание сути промысла, знание ценности изделий , т.е. учащиеся предварительно работают  с учебником, дополнительной литературой с целью описания декораций, костюмов, деталей и т.п. что предполагает обращение к другим областям знания, что в свою очередь расширяет кругозор, способствует погружению в атмосферу, более глубокому проникновению в суть творчества мастеров.

Такая работа задается на дом или на уроке, в последнем случае для более эффективной работы роли распределяются между учащимися. Представление сценария проходит в виде монологического чтения, либо чтения по ролям. Hо самой увлекательной формой представления сценария является инсценирование, т.к. оно отражает в полной мере природу данного жанра. В результате рождается большое и интересное внеклассное мероприятие, становящееся настоящим праздником для учеников, педагогов, родителей. Главную роль здесь играют умение и живой интерес самых важных героев – детей, совместная работа которых способствует сплочению коллектива, выработке характера, развивает творческие способности, создает положительный эмоциональный фон для продолжения совместной деятельности учителя и ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников.

Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников....

Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"

Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...

Использование ИКТ в формировании и развитии основных компонентов навыка чтения у детей с ОВЗ

В данной презентации я делюсь опытом использования приемов вырабатывания основных компонентов навыка чтения с использованием ИКТ. Следует учесть, что не все приемы нужно использовать сразу, критично п...

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Статья. Формирование и развитие коммуникативной функции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компе...