Развитие художественно-эстетических и творческих способностей младших школьников.
статья на тему

Ватагина Светлана Александровна

 

Развитие художественно-эстетических и творческих

способностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mama.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие художественно-эстетических и творческих

способностей младших школьников.

Эстетическое воспитание занимает в развитии личности большое место. Ведь истинная красота всегда гуманистична, человечна. Прекрасное облагораживает человека, делает его лучше, чище.

Задачи формирования эстетически развитой личности ребенка состоят :

  1. В воспитании способности воспринимать прекрасное, возвышенное в действительности  и искусстве
  2. В поведении окружающих
  3. В стремлении активно участвовать в создании прекрасного
  4. В потребности беречь эти произведения, созданные руками человека и природой
  5. Умение жить и общаться с окружающими по законам красоты
  6. Вовлечь в активный труд, в процессе которого создается что-то красивое
  7. Ввести ребенка в мир природы, научить видеть её красоту, воспитывать бережное отношение ко всему живому
  8. Развивать художественно-творческие способности

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным ценностям мировой культуры, тем развитее будет его эстетическое сознание, что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических потребностей.

Воспитание духовной сферы личности возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству. Значит эстетическое воспитание детей – ключ к духовному оздоровлению общества. Эстетическое воспитание в начальной школе во многом связано со способностью учителя применять в ходе урока произведения искусства. Обращение к картине развивает культуру речи и чувств, а также образное мышление. Умение смотреть картину – целая наука, а она, как всякая другая наука, дается постепенно, в системном подходе, в приобретении навыков и опыта прочтения произведений искусства.

Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего? Его культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависят от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение. Поэтому вопросы культуры должны стоять на первом месте. Одной из главных задач культурного воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром. Для того, чтобы сохранить себя, человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно-экологическое воспитание и образование в целом должно быть ориентировано на создание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане, расширять возможности социального и нравственного воспитания в процессе обучения  как воспитания, прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков само слово воспитание говорит нам об особо питании души и сердца ребенка высокими образцами истины, и красоты, а первое место в воспитании должно принадлежать именно красоте, раскрытию в ребенке восприятия красоты, так как высокая красота сама по себе возвышает и облагораживает человека, несет то человечное, мудрое, доброе, что так всем нам необходимо сегодня!

Образцы красоты, которыми мы окружаем ребенка, которыми напитаем его сердце и сознание будут фундаментом для его образа мыслей, а , следовательно, поступков. Это и будет истинным образованием, в корне которого все те же образы Красоты, Добра, Истины. Мы должны дать ребенку позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, но созидание и творчество, и осуществляться это должно в едином непрерывном процессе воспитания, развития, обучения, начиная с первых лет жизни, и охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования и их преемственной связи и развития.

Невозможно представить себе решение задач и достижение ее главной цели без нашей совместной с детьми творческой деятельностью, без выражения детьми своих впечатлений, мыслей и чувств, которые у них возникают в процессе занятий и жизни вообще.

Часто дети хотят нарисовать или слепить услышанное и увиденное – то, что родилось в их воображении, как-то высказать свои впечатления, мысли. Эту возможность необходимо дать каждому ребенку. Причем обмен мнениями, обсуждения, размышления – такой же творческий процесс, как рисование или лепка. В прочесе обсуждения с детьми занятий или увиденного ими в жизни, сочинительства сказок и рассказов, фантазирования, размышлений о чем-либо новом, необычно у детей развивается способность индивидуально творчески мыслить. И это имеет огромное значение в становлении творческой личности, потому что творческое воображение и мышление есть основа любого творчества.

Чтобы дети с желание и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказывает им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставив равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. Партнерская позиция взрослого, вот без чего немыслимо увлечь, зажечь. Видя нашу увлеченность тем же, что предлагаем детям, чувствуя уважение к себе, отношение как к равному, сочувствие и терпимость, ребенок начинает раскрываться и творить. Этот процесс надо заметить, подхватить, уберечь и дать ему развиваться.

В нашей совместной творческой деятельности не должно быть слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все мы как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Ребенок должен с самого детства почувствовать вкус творчества, полюбить его, мы должны вызвать к жизни его желание творить и это самое главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"

Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...