Главные вкладки

    Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.
    статья по теме

    Шевченко Елена Викторовна

    Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slovesno-logich.myshlenie.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.

    Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.  Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача - научить детей мыслить, говорить, рассуждать.

    Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин , создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия и общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

    Я работаю над этой темой уже третий год. В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий проблема формирования связной речи обучающихся приобретает все большую и большую остроту. Недооценивать значение слова в нашей жизни нельзя. А если вспомнить, что развитие речи теснейшим образом связано с развитием мышления, становится понятно, почему эта проблема является одной из забот современной школы.

           Существует несколько условий развития речи. Это и наличие хорошей речевой среды для детей, и обеспечение усвоения обучающимися достаточного лексического запаса, и создание речевых ситуаций, определяющих   мотивацию собственной речи обучающихся. Последнее условие в сочетании с сотрудничеством даёт неплохие результаты.

         Психолаги установлено, свойства психики человека, основыинтеллекта и всей  духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются гораздо позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.

          Термин "способный" или "способность" значит:

    1) природная одарённость;

    2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия.

          Логика - высшая форма психической активности, самостоятельности, спосбность создавать нечто новое, оригинальное.

         Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.

         Русский язык это предмет, которому принадлежит решающая рольв духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития.Он богат возможностями творческого обогащения.Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.

         Развивать у детей словесно - логическое мышление - задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения.

        Стараюь сделать так, чтоб дети учились замечать не только что, но и как изображено. У меня есть тетради, где собраны материалы по временам года. Эти тетради во многом помогают мне при подготовке уроков. Дети заводят тетради творческих работ - "словесные шкатулки". В нихони записывают слова, поразившие их точностью, яркостью, описанием действия предмета. Например: "Улыбается в небе солнце, хвастливо распустив над землёй павлиний хвост своих лучей". (М.Горький) Нередко в тетради появляются целые отрывки из прочитанного. Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием несут свои "находки" в класс.

         Открытия детей использую на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадьпредусматривает свободное сочинительство: стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы - и его художественное оформление.

    Таким образом, активизируется словарный запас, идёт его обогащение  и развитие связной речи. Этому способствуют задания:

                   - подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

                   - придумать слова на тему словосочетания;

                   - составить предложения с заданным словом;

                    - составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;

                   - составить рассказ по вопросам, по картинкам;

                    - нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;

                    - озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.

    Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

              Третье услоие - упорный труд.Способности не получают в " готовом виде".Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. "Гений,- говорил американский изобретатель Эдисон, -это на один процент вдохноение, а на девяносто девять потение.

              Четвертое- это интерес.Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те знания будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

             Пятое - активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

    Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального обучения. Вед этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что - это не только овладение определёнными навыками, знаниями, но и развитие, воспитание творческого человека. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодалимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

         Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения обучающихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуэждают к самостоятельности и постановке целей, в достижении нового результата.

        Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.

        Очень кратко создаём вместе с детьми диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.

       Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше и у кого следует поучиться.            

    Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использование загадок проходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка- это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления. При составлении загадок активизируется весь словарный запас ребёнка, его умение связно и логично изложить свои мысли. Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдения предполагает обращать внимание не ко всему комплексу признаков , а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существеннымджля данного предмета или явления, притом легко воспринимаемым. Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно,и образность речи.

          Ещё одна особенность этого жанра: форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.

         Работа на уроке проводится в несколько этапов:

    Первый этап- отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

                  а) называется не сам предмет, а другой похожий на него,

                   б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.

            Второй этап - наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки , а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

           Третий этап- собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

            Вот что получилось у детей:

    "Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке"(колокольчик)

     "В лесу живёт смешнойзверёк. Опасность чуть - и он в комок" (ёжик)

          Особое место в системе логического развития занимает сочинение.Именно сочинение- высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. "Без этого,- писал В.А.Сухомлинский, -он засушенный цветок".

          Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Вот сочинение второклассника:" Красиво в парке весной.Природа просыпается после долгого сна.Оживает каждое дерево. Пробивается трава- мурава.На деревьях появляются клейкие листочки. Почуяв тепло, выползают жуки, букашки. Они вылезают из свох домиков и греются на солнышке, подставляя ему то спинки, то лапки".

          Целенаправленность, систематичность работы по развитию словесно-логических спосбностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

        1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяеися их лексикон.

         2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

          3.Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.

        4.Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение.

         5.Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах.

    Особенность орфографических упражнений состоит в том, что наряду с изученными орфограммами рассматриваются и не изученные, но содержащие элементы занимательности. Лексические упражнения позволяют обогатить словарный запас младших школьников. Эта работа связана с усвоением синонимов, антонимов, омонимов. Например:

    Найдите " третий лишний"

    Чудесный,замечательный, смешной.

    Дорожка, тропинка, шажок.

    Снег, лёд, полгода.

          Мотивацию к выполнению творческого задания создают нетрадиционные темы сочинений. Например:" Почему арбуз полосатый", " О чём думает вода, кипящая в чайнике?"

    Формирование творческой личности и подготовка её к познавательной и общественно- трудовой деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения становится всё более актуальнее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

    Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

    Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

    Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

    "Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"

    Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§          Елизарова Анна Анатольевна, учитель...

    Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

    Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

    Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

    Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....