Сообщение об исследовательской, проектной деятельности младших школьников
учебно-методический материал по теме

В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

об исследовательской,

проектной деятельности

младших школьников

В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.

Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?» «Какие телепередачи любят смотреть в семье?»

            Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини -исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.

           Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции «Академия малых наук» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.

В конце учебного года мы проводим первую классную «конференцию», очень непродолжительную по времени, с использованием иллюстраций, презентаций, моделей, но без чтения заранее написанного текста: как правило, первоклассник становится зависимым от него, чтение текста делает выступление несвободным, неэмоциональным.

Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.

          Артём любит собирать грибы, хорошо их различает. Его любимая книга — определитель «Грибы». Уже в первом классе мальчик сделал вывод: «Грибы — это грибы».

         Одна из моих учениц, работая над проектом «Интересно ли быть ребёнком?» самостоятельно провела опрос среди одноклассников 3 «Б»класса оформила его результаты в виде цветочной поляны, вывод, который сделала девочка, очень её удивил: «Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослыми!»

         Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

         Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

             

                                 Для этого выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

         Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена."Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

            В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода, существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем и т.д.Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим допустим, возможно, может быть и т. д.

           Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

          Также необходимо научить давать определения понятиям          Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.

          Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

Удачным завершением проекта во 2 классе стал проект «Люблю берёзку русскую»

         С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. (связаны с уроками окружающего мира)

         Учимся анализировать, выделять главное и второстепенноеделать выводы и умозаключения.

          Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе. Как же мы над этим работаем?

          Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Вначале работы над исследованием знакомлю родителей и выдаю детям  памятки следующего содержания:

  1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
  2. Действуя, не бойся совершить ошибку.
  3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  6. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).

            Затем мы детьми составляем план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

           Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:

фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;

эмпирические - проведение собственных экспериментов.

          Применяя проектную технологию, я реализую модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

          Мама Бекмухамбетовой Яны — врач-педиатр. Девочка много знает о её работе Исследование «Позвоночник – путь к здоровью» построено на статистике. Тигран анализирует виды сколиоза по половому признаку и возрастной группе, сравнивает процентное соотношение количества учащихся нашей школы, носящих сумки и ранцы, изучает динамику болезней детей с патологией осанки на разных этапах обучения,  рекомендует ученикам  правила, полезные для их здоровья:

           Родители Наташи Саушовой долгое время не разрешали ей играть в компьютерные игры, объясняя, что это занятие не принесёт ей пользы. Так родилась идея для исследования, волнующей Наташу, темы «Влияние компьютерных игр на психику ребёнка». Из этой работы учащиеся и родители узнали, что некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение детей. Проведённые исследования не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику ребёнка. Вред от компьютерных игр, по большому счёту, связан с неумеренным   их использованием.

            Полина очень любит мамины торты и разные сладости, которые употребляет в очень больших количествах. При этом она худенькая. А её одноклассник Коля – наоборот. Она всё время тихонечко задавала мне вопрос: «Почему так?» Тогда мы решили выяснить всю правду о сахаре и сделать правильные выводы, развеяв некоторые мифы. При анкетировании выяснилось, что все Машины одноклассники (кроме Коли) любят сладкое.

           Даниил решил узнать всё о жевательной резинке. В результате он выяснил интересные исторические факты, что в подростковом возрасте жевательной резинкой лучше не увлекаться. что окружающим  неприятно смотреть на жующего человека, а тем более с ним разговаривать, и главное, отправляя жвачку в рот, нельзя забывать о последствиях, к которым может привести этот приятный на вкус и кажущийся таким безобидным комочек. Может случиться, что "оздоровительный имидж", создаваемый ему в телерекламе, лопнет так же, как выдуваемый из него умельцами большой резиновый пузырь.

           Итак, самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.

             Сергей Титов давно увлекается книгами о путешествиях, и сам мечтает отправиться в дальние страны, чтобы на карте стало меньше «белых» пятен. Но для начала мы с ним решили изучить «Энциклопедию выживания в экстремальных ситуациях» (авт.А.Ильин) и другую литературу, и по результатам своих испытаний сделать выводы, какие способы выживания наиболее просты для человека в выполнении. Так появилась исследовательская работа «Человек в экстремальной ситуации».

           На уроке литературного чтения читаем рассказ В.Ю.Драгунского«Тайное всегда становится явным». Мы вспоминаем интересные эпизоды нашей классной жизни и приходим к выводу, что мы тоже можем составить рассказ «Один день из школьной жизни»

Когда коллеги или родители спрашивают, где найти темы для детских исследований, можно  ответить, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу ещё несколько примеров исследовательских работ, сделанных моими выпускниками: «В лесу родилась ёлочка», «Моя подружка — кукла», «Экология жилища»,«Как рождаются кристаллы?», «Вкусное мороженое на блюдечко положено», . Мы начали коллективный проект «Символ 2014 года - Лошадь»,

Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки).Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

        Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Давид Я нигде не могу найти материал о… (тема). Посмотри, пожалуйста, в своей домашней библиотеке или в Интернете.” Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

       

        Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

         Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою.

Но после защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Была ли достигнута цель проекта?
  • Что нового ты узнал для себя?
  • Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
  • Что ты сделал бы по-другому?
  • Что получилось у тебя лучше всего?
  • Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
  • Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?

         В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к  точке зрения другого человека.

     

       Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

     

         

         Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

                                 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Исследовательско-проектная работа по теме "Природа - инженер-строитель"

Исследовательско-проектная работа по теме " Природа - инженер-строитель"...

Методические рекомендации по выполнению учебно - исследовательской (проектной) работы в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе

Настоящие методические рекомендации содержат подробно расписанный алгоритм проведения учебно-исследовательской (проектной) работы учащихся 3 класса при изучении раздела «Мы и наше здоровье» по учебном...

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

Школьная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ учащихся « День науки». " Волшебная бумага"

В наш век цифровых технологий, люди все чаще и чаще свое свободное время проводят сидя у экрана монитора, а в качестве подарка предпочитают покупные сувениры. А ведь так приятно сделать подарок своими...

Организация исследовательской проектной деятельности

Организация исследовательской проектной деятельности в начальной школе...

Исследовательско-проектная работа "Витимский заповедник"

Это исследовательская работа учащихся 4 класса по теме "Витимский заповедник", где можно получить информацию о местонахождении, площади , рельефе этого природного объекта. А также познакомиться...