Актуальные вопросы ФГОС
презентация к уроку на тему

Материалы презентации можно использовать в работе методического объединения учителей начальных класов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon voprosy_fgos.zip2.63 МБ

Подписи к слайдам:

Ответы
1. Дать определение понятию "синоним"
– Знание,
2..Вычислить площадь прямоугольника по заданным размерам
– Умение,
3. Записать список класса в журнал в алфавитном порядке
– Применение,
4. Построиться по росту
– Применение,
5. Записать слова из списка в два столбика: по частям речи
– Умение,
6. Выписать из предложения все глаголы
– Умение,
7. Перечислить признаки квадрата
– Знание.
 
Вопрос:
 
А так ли это важно, чтобы правильный ответ был подчёркнут, а не обозначен знаком «
v
», если выбран правильный ответ?
Ответ: ... а впрочем, в качестве ответа
Три вопроса о планируемых результатах


Что это?
Где это?
Вопрос 2. Что понимается под читательской грамотностью на международном уровне?
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, участвовать в социальной жизни
Мы знаем:
в начальной школе в программу формирования универсальных учебных действий включена подпрограмма «Чтение. Работа с текстом».
в основной школе одной из четырёх междисциплинарных программ заявлена программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Сегодня все разговоры в образовании сводятся к теме ФГОС. Сегодня все разговоры о ФГОС так или иначе касаются
метапредметных
результатов образования.
С 2000 года российские школьники начали принимать участие в международных исследованиях (PISA -
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
). C 2000 года мы уверенно заняли место в нижних строках таблицы результатов. Что не так в российском образовании?
Обобщим:
Коммуникативные УУД – это сотрудничество и использование речи для взаимодействия.
Познавательные УУД – это знаково-символические средства, моделирование, логика, общие приёмы решения задач.
Регулятивные УУД – это все
самоорганизационные
: планирование, пошаговый и итоговый контроль, рефлексия (первым пунктом в регулятивных УУД записано: ПРИНИМАТЬ И СОХРАНЯТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ).
ТЕСТ
Разведём три понятия:
"знание", "умение", "применение".
Умение
– использование знаний в учебном задании.
Применение
– использование знаний и умений в реальной ситуации.
Установите соответствие: З, У, П
1. Дать определение понятию «синоним»
2. Вычислить площадь прямоугольника по заданным размерам
3. Записать список класса в журнал в алфавитном порядке
4. Построиться по росту
5. Записать слова из списка в два столбика: по частям речи
6. Выписать из предложения все глаголы
7. Перечислить признаки квадрата

Самый простой тип тестового задания – тест закрытого типа (выбор варианта ответа).
 Выбран правильный вариант ответа – молодец! Получай свой балл!
Правильно предъявлен ответ (подчёркнут, а не обведён, не выписан, не обозначен знаком «+» или «
v
») – дважды молодец! Получай второй балл за соблюдение инструкции!

Поговорим о планируемых результатах
Переиначивая известную фразу, можем сказать: «Мы говорим: планируемые, подразумеваем – проверяемые!»
Термин «Планируемые результаты» пришёл на смену термину «Требования к подготовке учащихся». В чём разница?
Вопрос 1. Почему мы сегодня говорим о читательской грамотности?
Вот фрагмент из материалов ФГОС НОО:
На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение
учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими
метапредметными
действиями:
* речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией;
* коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуальные вопросы реализации ФГОС
Материал для выступления на РМО учителей начальных классов
Подготовила Страхова Г.А.
ТЕСТ
Определите, какой результат (предметный или
метапредметный
) продемонстрирован учеником, если...
Соблюден формат предъявления ответа
Выполнено задание теста

Учащимся было дано задание: разделить слово СТРОКА вертикальными чертами на слоги. Ниже представлены варианты ответов.
Расставьте баллы за каждый ответ.
П-0 М-0 П-1 М-0 П-0 М-1 П-1 М- 1
1. СТР-ОКА
2. СТРО-КА
3. СТРОКА
5. СТР | ОКА
6. СТРО | КА
Читательские умения заявлены
метапредметным
результатами образования.
Означает ли это, что их будут проверять на каждом учебном предмете? - ДА!
Означает ли это, что их следует развивать на каждом учебном предмете? – ДА!
Как это сделать практически?
Предлагайте задания на структурирование текстовой информации (таблично, графически, схематично)
Пример 1.
Новые стандарты задают много вопросов.
Каким должен быть педагогический эффект?
Что должно стать главным результатом обучения в школе?
Как изменить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире?
Главный ответ на многие из этих вопросов: ПРИМЕНЕНИЕ знаний и умений в реальной жизни! 
ТЕСТ
К
метапредметным
результатам образования относятся:
A. Умение составить план решения задачи
B. Умение определять главную мысль текста
C. Умение работать в команде
D. Умение вычислить площадь прямоугольника
E. Знание алфавита

От обучения чтению к чтению для обучения!..
Давайте задания на интерпретацию графиков, схем, диаграмм
Пример 4.

Обращайте внимание на трудности, показывайте пути преодоления трудностей.
Создавайте условия для системной систематической работы с текстом.
ТЕСТ
Расставьте перечисленные виды деятельности в порядке возрастания процента усвоения (в ответ введите последовательность букв без пробелов, например ABCD):
 
A. Участвую в дискуссии
 
B. Слушаю учителя
 
C. Разглядываю экспонат
 
D. Смотрю видеофильм
ОТВЕТЫ

1.Объедините объекты в группы, назовите группы.
– Познавательные,
2.Подумайте и сформулируйте, где в жизни нам может пригодиться это умение (этот опыт).
– Личностные,
3.Моделируем процесс вращения Земли вокруг Солнца.
– Познавательные,
4.Обсудите в паре и подберите наиболее подходящий заголовок для этого фрагмента.
– Коммуникативные,
5.Определяем объект, который является лишним в списке объектов; выделяем отличительный признак для остальных.
– Познавательные,
6.Сверьте свой результат с эталоном, исправьте ошибки.
– Регулятивные.
 
Вопрос 4. Какие разделы входят в состав программы "Чтение. Работа с текстом" ("Основы смыслового чтения и работа с текстом")?
Метапредметные
результаты –
формирование УУД
(универсальные учебные действия)
Как проверить достижение планируемых результатов?

Формулируйте детям вопросы к тексту для поиска ответа не по ключевым словам, а по смыслу
Пример 3.

Исследования
PISA
– через каждые 3 года, принимают участие 15 –летние учащиеся
Грамотность чтения
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
В 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место.
Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из 57 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 74
Метапредметные
результаты образования
Учитель должен отвечать не только за то, чтобы ученик проявил высокие знания в его учебном предмете, но и:
Умел работать в команде;
Мог сформулировать вопрос так, чтобы его поняли;
Улавливал в тексте (художественном, научном, учебном) главную мысль, находил аргументы, делал выводы;
Ориентировался в понятиях: цель, деятельность, результат;
Применял в обучении (и жизни) навыки самоконтроля …
Для чего это?
Для того чтобы полученный в школе багаж (знания, умения, навыки) выпускник мог применить в реальной жизни.
Мы должны научиться выпускать успешных питомцев!
Учёные единодушны:
В основе многих школьных проблем – неумение школьников читать.
Признанный авторитет в вопросах читательской грамотности Ковалёва Г. С. уточняет: «Дети умеют читать. Они не умеют понимать прочитанное.»
Системно-деятельностный
подход в обучении
ТЕСТ
Соотнесите задачную формулировку и группу УУД:
познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные
1.Объедините объекты в группы, назовите группы.

2.Подумайте и сформулируйте, где в жизни нам может пригодиться это умение (этот опыт).
3.Моделируем процесс вращения Земли вокруг Солнца.

4.Обсудите в паре и подберите наиболее подходящий заголовок для этого фрагмента.

5.Определяем объект, который является лишним в списке объектов; выделяем отличительный признак для остальных.
6.Сверьте свой результат с эталоном, исправьте ошибки.
 
Вопрос 3. Какие читательские умения проверяются в международных исследованиях?
Составляйте задания на сопоставление информации, представленной в разных форматах (формализованный, графический, текстовый, табличный)
(Пример 2).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС

Описаны проблемы оценивания детей при работе в условиях апробации и введения новых ФГОС....

ФГОС второго поколения. Актуальные вопросы введения.

Актуальные вопросы введения стандартов второго поколения....

Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в образовательном учреждении

. Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых о...

Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении

Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении...

Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Выступление.Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС....