Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.
статья на тему

Выступление.Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

С.Г.Корчагина,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»

Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС

Народ, лишенный традиций, превращается

                                   в стадо говорящих животных.

Конфуций

 Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и, как следствие, культуре и истории других народов. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики, принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего народа.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

На ступени начального общего образования должно осуществляться духовно – нравственное развитие обучающихся, которое предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего народа.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим общекультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.   Отношение   к   школе   как   единственному   социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства своего народа, приобщения к народной культуре. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни, она не подвержена трансформации, мутации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающему в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура - это источник и обновления, и воспитания.

Все пласты этнокультуры нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические  проблемы.

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать или препятствовать их развитию. Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.

 Цель педагогического воздействия этнокультуры - воспитание человека, «общественно-ценной и внутренне свободной», духовно развитой личности,  обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью.

Так как невозможно в поликультурном регионе полно изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям:

• народная философия как основа существования этнокультуры;

•человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения в природе;

•семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т. д.;

• народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т. д.;

• отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т. д.;

• народные традиции, обряды, ритуалы;

• ценностные ориентации.

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я  строю с учетом следующих принципов:

  1. принцип патриотизма. Обучение и воспитание должны:  соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России;
  2. принцип историзма. Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук;
  3. принцип воспитывающего обучения. Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся.

По реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС разрабатываются программы внеурочной деятельности. Например, кружок «Край родной», «Мир любви и добра», классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, месячники по темам: «Изучение родного края», «Военно-патриотический», «Благоустройство и озеленение», «Спортивно-оздоровительный»и др.

Ценности этнической культуры, входящие в культурное наследие народов Мордовии, обеспечивают системность и целостность духовно- нравственного образования младших школьников, зависимость становления личности от глубины усвоения культурного опыта своего народа. Личность как носитель определенной этнической культуры формируется под ее воздействием. Этнокультурные традиции народов Мордовии - это элементы их наследия, включающие нормы и правила поведения, философию и мировоззренческие установки, тип хозяйственной деятельности, передающиеся из поколения в поколение и обладающие ценным образовательным потенциалом. От ориентации системы духовно-нравственного образования на этническую культуру, как интегративного социального и личностного феномена, зависит расширение, углубление и личностное принятие субъектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей через этнокультурные традиции.

Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов. Этническая культура школьника в основе духовно-нравственного образования невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.

При изучении родного языка происходит обеспечение каждому возможности самореализоваться как представителю той или иной этнокультуры и традиций; создаются условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; происходит вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на этнокультурных, общероссийских и общечеловеческих ценностях .

Наиболее характерные из этнокультурных традиций народов Мордовии: более раннее приобщение к общественно-значимому труду; забота родителей и всего сообщества о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни; уважительное отношение к своей «малой родине», чувство «дома», «дух семьи», привязанность к родному дому, стремление к семейному общению, к совместным делам с родителями (с помощью традиционных приемов воспитания, таких как благопожелания, наставления, советы, поучения, поощрения, эмоциональная поддержка, опора на родословную семьи, ее традиции, соотношение ее с историей села, места проживания); развитие разнообразных социальных связей, совместная игровая, художественная, общественно-полезная деятельность взрослых и детей в целях укрепления традиционного уклада, образа жизни, проекции жизненного опыта, знаний, трудовых и художественных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей и интересов детей и молодежи; ориентация на пример взрослых как основной метод влияния на детей, включения в активные трудовые, культурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искусства и спорта; воспитание доброты, милосердия, заботы о людях, природе, окружающей среде и т.д.

Содержание учебного материала уроков родного языка располагает потенциальными возможностями овладения системой знаний различных аспектов этнических культур: особенности быта, традиции семейного воспитания, особенности традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного уклада. Реализуя данные направления с обучающимися начальных классов, я совместно с другими педагогами провожу  календарно – обрядовые праздники, а именно:

  1. Фольклорный праздник «На завалинке»;
  2. Покров – октябрь;
  3. Кузьминки – ноябрь;
  4. Наум Грамотник;

  5)Рождественские посиделки – январь;

  6)Молодецкие забавы – декабрь;

  7)Масленица – март;

  8)Пасха – апрель;

  9)Праздник «Русские березки»;

 10)Троица;

 11)Ярмарки;

 12)Экскурсии в музеи нашей республики;

 13)Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».

В результате обобщения практического опыта этнокультурного воспитания обучающихся, выявления  педагогических условий, влияющих на разработку содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания, диагностики этнокультурной среды образовательного учреждения, мною была разработана и апробирована программа «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора». Введение этнокультурного компонента позволит:

1) полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;

         2) углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;

3) последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;

  1. воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;
  2. интегрировать традиционные учебные предметы;
  3. развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников.

Можно  сделать вывод, что этнокультурное воспитание, реализующее принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с историей, традициями, культурой своего региона.

При рассмотрении вопроса об особенностях этнокультурного воспитания  младших школьников в образовательных учреждениях были определены условия, особенности создания этнокультурной среды, которая даст возможность обучающимся проявить себя в различных видах творческой  и образовательной деятельности, удовлетворить их образовательные потребности и позволяют увеличить число воспитывающих  этнокультурных факторов.

 Ценностные приоритеты, заключенные в традиционной этнокультуре, могут стать идейной основой современного образовательного процесса, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. 

Идею ценности российской многонациональности сформулировал В.В. Путин: «Россия богата не только ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое большое достояние. Может быть, это делает ее трудно уязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии должна стать одним из приоритетов государства».

                                          Литература

1. Белозерцев Е.П. О национальном государственном образовании в России Текст. / Е.П.Белозерцев –М., Педагогика, 1998.

2. Боголюбова Е.В. Духовное производство и духовная культура Текст. / Е.В. Боголюбова. -М., Наука, 1980.

3.Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.

4.Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 .

5.Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"

Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на вс...

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...