Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.
статья на тему
Выступление.Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Г.Корчагина,
учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»
Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС
Народ, лишенный традиций, превращается
в стадо говорящих животных.
Конфуций
Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и, как следствие, культуре и истории других народов. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики, принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего народа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
На ступени начального общего образования должно осуществляться духовно – нравственное развитие обучающихся, которое предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего народа.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим общекультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.
Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.
Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства своего народа, приобщения к народной культуре. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни, она не подвержена трансформации, мутации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающему в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура - это источник и обновления, и воспитания.
Все пласты этнокультуры нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы.
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать или препятствовать их развитию. Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.
Цель педагогического воздействия этнокультуры - воспитание человека, «общественно-ценной и внутренне свободной», духовно развитой личности, обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью.
Так как невозможно в поликультурном регионе полно изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям:
• народная философия как основа существования этнокультуры;
•человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения в природе;
•семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т. д.;
• народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т. д.;
• отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т. д.;
• народные традиции, обряды, ритуалы;
• ценностные ориентации.
Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я строю с учетом следующих принципов:
- принцип патриотизма. Обучение и воспитание должны: соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России;
- принцип историзма. Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук;
- принцип воспитывающего обучения. Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся.
По реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС разрабатываются программы внеурочной деятельности. Например, кружок «Край родной», «Мир любви и добра», классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, месячники по темам: «Изучение родного края», «Военно-патриотический», «Благоустройство и озеленение», «Спортивно-оздоровительный»и др.
Ценности этнической культуры, входящие в культурное наследие народов Мордовии, обеспечивают системность и целостность духовно- нравственного образования младших школьников, зависимость становления личности от глубины усвоения культурного опыта своего народа. Личность как носитель определенной этнической культуры формируется под ее воздействием. Этнокультурные традиции народов Мордовии - это элементы их наследия, включающие нормы и правила поведения, философию и мировоззренческие установки, тип хозяйственной деятельности, передающиеся из поколения в поколение и обладающие ценным образовательным потенциалом. От ориентации системы духовно-нравственного образования на этническую культуру, как интегративного социального и личностного феномена, зависит расширение, углубление и личностное принятие субъектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей через этнокультурные традиции.
Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом этнических традиций и идеалов. Этническая культура школьника в основе духовно-нравственного образования невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.
При изучении родного языка происходит обеспечение каждому возможности самореализоваться как представителю той или иной этнокультуры и традиций; создаются условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; происходит вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на этнокультурных, общероссийских и общечеловеческих ценностях .
Наиболее характерные из этнокультурных традиций народов Мордовии: более раннее приобщение к общественно-значимому труду; забота родителей и всего сообщества о физическом развитии детей, о формировании здорового образа жизни; уважительное отношение к своей «малой родине», чувство «дома», «дух семьи», привязанность к родному дому, стремление к семейному общению, к совместным делам с родителями (с помощью традиционных приемов воспитания, таких как благопожелания, наставления, советы, поучения, поощрения, эмоциональная поддержка, опора на родословную семьи, ее традиции, соотношение ее с историей села, места проживания); развитие разнообразных социальных связей, совместная игровая, художественная, общественно-полезная деятельность взрослых и детей в целях укрепления традиционного уклада, образа жизни, проекции жизненного опыта, знаний, трудовых и художественных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей и интересов детей и молодежи; ориентация на пример взрослых как основной метод влияния на детей, включения в активные трудовые, культурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искусства и спорта; воспитание доброты, милосердия, заботы о людях, природе, окружающей среде и т.д.
Содержание учебного материала уроков родного языка располагает потенциальными возможностями овладения системой знаний различных аспектов этнических культур: особенности быта, традиции семейного воспитания, особенности традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного уклада. Реализуя данные направления с обучающимися начальных классов, я совместно с другими педагогами провожу календарно – обрядовые праздники, а именно:
- Фольклорный праздник «На завалинке»;
- Покров – октябрь;
- Кузьминки – ноябрь;
- Наум Грамотник;
5)Рождественские посиделки – январь;
6)Молодецкие забавы – декабрь;
7)Масленица – март;
8)Пасха – апрель;
9)Праздник «Русские березки»;
10)Троица;
11)Ярмарки;
12)Экскурсии в музеи нашей республики;
13)Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».
В результате обобщения практического опыта этнокультурного воспитания обучающихся, выявления педагогических условий, влияющих на разработку содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания, диагностики этнокультурной среды образовательного учреждения, мною была разработана и апробирована программа «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора». Введение этнокультурного компонента позволит:
1) полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;
2) углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;
3) последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;
- воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;
- интегрировать традиционные учебные предметы;
- развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников.
Можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание, реализующее принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с историей, традициями, культурой своего региона.
При рассмотрении вопроса об особенностях этнокультурного воспитания младших школьников в образовательных учреждениях были определены условия, особенности создания этнокультурной среды, которая даст возможность обучающимся проявить себя в различных видах творческой и образовательной деятельности, удовлетворить их образовательные потребности и позволяют увеличить число воспитывающих этнокультурных факторов.
Ценностные приоритеты, заключенные в традиционной этнокультуре, могут стать идейной основой современного образовательного процесса, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Идею ценности российской многонациональности сформулировал В.В. Путин: «Россия богата не только ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое большое достояние. Может быть, это делает ее трудно уязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии должна стать одним из приоритетов государства».
Литература
1. Белозерцев Е.П. О национальном государственном образовании в России Текст. / Е.П.Белозерцев –М., Педагогика, 1998.
2. Боголюбова Е.В. Духовное производство и духовная культура Текст. / Е.В. Боголюбова. -М., Наука, 1980.
3.Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.
4.Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 .
5.Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-24227-1611478232.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-336279-1385202547.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-364455-1386744023.jpg)
Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"
«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-596101-1428677694.jpg)
Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"
Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на вс...
Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563180-1421098864.jpg)
Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....