Положение о введении курса ОРКСЭ
материал по теме

Галынская Ирина Анатольевна

Положение разработано в связи с введением нового предмета ОРКСЭ в 4 классе . Содержит подробное описание целей, задач, нормативно-правовой и научно-методической базы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на                                                Утверждено  Приказом                                          педагогическом совете                                        МБОУ «Хиславичская         СОШ»

Протокол         №____                                           № _____от «___»_______20___г.                               от «___» ________20_____г                                 Директор школы________/

Положение

о введении комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в МБОУ «Хиславичская СОШ»

  1. 1. Нормативно-правовые основы преподавания курса
  2.  «Основы религиозных культур и светской этики»
  3. Преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства:
  4. Международные документы
  5. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  6. Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  7. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.
  8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.
  9. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.
  10. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
  11. Законодательство Российской Федерации
  12. Конституция Российской Федерации (ст.13, 14, 17, 19)
  13. «Об образовании»
  14. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  15. Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5)
  16. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
  17. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются
  18. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ.
  19. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84-р).
  20. Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р.
  21. Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;
  22. Базисный учебный план, региональный учебный план и учебный план общеобразовательного учреждения.
  23. Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ.
  24. 2.Общие положения
  25. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
  26. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

   Основы православной культуры;

  1.  Основы исламской культуры;
  2.  Основы буддийской культуры;
  3.  Основы иудейской культуры;
  4.  Основы мировых религиозных культур;
  5.  Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основе письменного заявления одного из родителей (законных представителей).

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

  1. 3. Особенности преподавания курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе  в рамках ценностного подхода.

2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

3.Воспитание  толерантного, уважительного отношения к «другим»  через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать  не только окружающих людей, но и через них -  самого себя.

4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться  в ситуациях.

          Уроки по курсу «ОРКСЭ» ведут учителя начальных классов, прошедшие специальную курсовую подготовку по основам преподавания предмета.

           Занятия проводятся в классных комнатах, библиотеках и других местах согласно содержанию изучаемого материала.

  1. 4. Место комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, в соответствии с БУП и планом учебного заведения учебным планом изучается с 4 класса начальной школы и служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

При изучении отдельных тем курса и в соответствии с рабочей программой по предмету могут быть организованы экскурсии в храмы, церкви, молильные дома, библиотеки  и т. п. Участие или неучастие обучающихся в экскурсиях определяется по письменному согласию родителей  (или лиц их заменяющих).

  1. 5. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс ОРКСЭ изучается в 4 классе (34 часа) в течение учебного года.

           Блок 1 (общий для всех модулей).

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

           Блок 2.

Основы традиционных религий и светской этики (16 часов)ю

    Блок 3.

Традиционные религии и этика в России (12 часов).

           Блок 4 (общий для всех модулей).

Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.

  1. 6. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ОРКСЭ -  не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ  - уроки безотметочные, объектом  оценивания  является универсальная способность человека понимать значениие нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используются:

  • качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов;
  • вербальное поощрение, похвала;
  • одобрение;
  • интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности;
  • использование технологии портфолио  по желанию учащихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые

могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.

Ведение документации.

По комплексному курсу составляется Рабочая программа с календарно-тематическим планированием на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно

программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических

картах (/ Мониторинг уровня нравственной воспитанности /Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации собственных проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,

метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Критерии результатов усвоения курса. Инструментарий.

Предметные результаты

- знание и принятие ценностей;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных

отношений;

- осознание и принятие нравственности и духовности в жизни,

- тесты,

- составление словарей терминов и понятий,

- контрольно - измерительные материалы,

- защита проектов.

Метапредметные результаты 

- творческие работы,

- участие в конференциях,

- ролевые игры,

- тесты,

- тренинги.

Личностные качества 

- карта наблюдений,

- диагностика воспитанности  качеств личности,

- портфолио.

              Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме портфолио, презентации или творческой работы любого вида.

Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает

выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.

Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Оценивание результатов обучения школьников в течение года осуществляется без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале и личном деле – «зачет»/ «незачет»). 

  1. 7. Учебные пособия для комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

Согласно ФЗ «Об образовании» ст. 90 программы, учебники и методические пособия  комплексного  курса ОРКСЭ по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры,  основам мировых религиозных культур и светской этики -  должны пройти экспертизу, быть согласованы с соответствующими религиозными организациями. Это требование учитывается при выборе учебно-методических систем ОРКСЭ. В МБОУ «Хиславичская СОШ» используются программы, учебники, учебные пособия и методические материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе.

Учебники и учебные пособия по модулям «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для каждого блока курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

В школе используются учебники   издательства «Просвещение».

Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше, в соответствии с выбранным модулем изучения курса.

С Положением ознакомлены

Ф. И. О.

Должность

Роспись

Галынская И.А.

Руководитель МО, учитель начальных классов

Орехова Л.Д.

Учитель начальных классов

        Щербич Г.В.

Учитель начальных классов

Якименкова Л.В

Учитель начальных классов

Ущеко В.М.

Учитель начальных классов

Печковская С.В.

Учитель начальных классов

Прокопенкова Е.Л.

Учитель начальных классов

Винокурова Н.Б.

Учитель начальных классов

Никитенкова С.Д.

Учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

положение о введении курса ОРКСЭ

Положение о введении ОРКСЭ...

Анализ работы начальной школы по введению курса ОРКСЭ

Аналитическая справка и фотоматериалы по введению курса ОРКСЭ в начальной школе...

Родительское собрание "Введение курса ОРКСЭ"

Презентация и конспект собрания...

Введение курса ОРКСЭ

Выступление на родительской конференции...

Родительское собрание в 3 классе "Введение курса ОРКСЭ"

Цель родительского собрания:• Познакомить родительскую общественность:   -с курсом «Основы религиозных культур и  светской этики»   - его структурой   -задачами и це...

Родительское собрание по теме: «Введение курса ОРКСЭ в начальной школе»

Родительское собрание для 3 класса о введении курса ОРКСЭ в начальной школе. На собрании родители (законные представители) учащихся знакомятся с новым кусом и модулями, которые входят в курс. Также ро...

Работа с родителями при введении курса ОРКСЭ в начальной школе.

Корректное введение предмета ОРКСЭ в систему начального образования младших школьников. Описание методов работы с родителями с целью заинтересовать изучаемым материалом, увлечь, повести за собой. Пред...