Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.
учебно-методический материал по теме

рязанцева татьяна васильевна

 

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом  может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно,  способствует развитию познавательной мотивации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ikt.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

                     Влияние ИКТ на познавательную деятельность

                                      учащихся начальных классов.

                                                                          Рязанцева Т.В.,

                                                                          учитель начальных классов

                                                                         МБОУ СОШ №9

                                                                        г.Каменск-Шахтинский

                                                                                       2013 г.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом  может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно,  способствует развитию познавательной мотивации.  

По А.К.Марковой учебная мотивация - частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Мотив показывает, ради чего ребенок учится. Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Она определяется: самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу  и спецификой учебного предмета.

В ходе изучения литературы по психологии и  педагогике выявлены  конкретные  условия, влияющие  на интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Содержание обучения. Л. И. Божович , анализируя снижение интереса к учению у учащихся III классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне.   Начальное   обучение   в   большинстве   своем  не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности.

2. Способ раскрытия учебного предмета. Учебная деятельность, по мнению В. В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:

  • объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
  • процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;
  • результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, и оценки.

3. Проблемность обучения. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии, где ученик вовлекается в процесс самостоятельного   поиска   и   “открытия”   новых    знаний,   решает   задачи проблемного характера.

4. Организация  работы над предметом малыми группами. В.Ф.Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется. В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами.

5. Игровой характер учебно-познавательной деятельности является одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого.

6. Широкое применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода.  Каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей.

7. Стиль  педагогического  взаимодействия. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

8. Использование наглядности в обучении. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.

9. Творческие работы по разным предметам, участие в предметных олимпиадах, научно – исследовательская деятельность, проектная деятельность учащихся.

10.   Использование технических средств,  не  только всем привычных ТСО (магнитофона, диапроектора, телевизионных учебных фильмов), но и более  современных, например, компьютера, медиапроектора в качестве средства обучения. Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к повышению результативности учебной деятельности.

Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых информационно – коммуникационных технологий.

Актуальность применения ИКТ в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

Информационные  компьютерные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленных задач. Современный учитель должен владеть простейшими приёмами и применять их в своей повседневной практике. Таково веяние времени.

 Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют некоторые преимущества.

Е.  И. Машбиц  к   набору     существенных  преимуществ   использования компьютера в  обучении перед традиционными занятиями относит следующее:

1.  Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной  информации. Применение цвета, графики, звука, анимации, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении. Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, созданию актуальной настройки на учение. (Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.)

2.  Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию младших  школьников   к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности,  динамичности  урока;

3.  Использование  ИКТ  в  учебном  процессе  увеличивает возможности постановки учебных  задач и управления  процессом  их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

4.  ИКТ  вовлекают  учащихся в  учебный  процесс , способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. В  том  числе и самостоятельное получение учащимися дополнительных знаний.

5.   ИКТ     позволяют   качественно    изменять    контроль     деятельности

учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления  учебным  процессом. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.

6.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап  в  решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

ИКТ допускает возможность постоянного обновления;  имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;  допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;  допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;  устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

Организация уроков с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым оптимизируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. Все  это  говорит за  то, чтобы ИКТ применялись с первых дней обучения детей в школе.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;

- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

- ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость  и  занимательность  компьютерных  слайдов,  анимации.

- мультимедиа-учебники   призваны  автоматизировать все основные этапы

обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой регулируется сейчас двумя требованиями – гигиеническими и учебными. Существуют  специальные  требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинами организации работы") Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать специальные рекомендации. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер.

В заключении следует отметить, несмотря на то, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации учащихся, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения учебного процесса с использованием ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"

Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...

Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации.  Для него открывается  мир, п...

Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых...

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...