Главные вкладки

    из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"
    опыты и эксперименты на тему

    Серебреникова Галина Николаевна

    Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                               МОУ СОШ  с  УИОП пгт Нагорск

    Развитие внимания  как формирование    организации познавательной   деятельности                                                                          учащихся начальных классов.                  

                                                                              Серебреникова Г.Н.  

                                                                              учитель нач.классов                                              

                                                                               

         

                                                                               

                  План

    1.Условия возникновения опыта.

    2.Обоснование актуальности опыта.

    3.Ведущая идея опыта.

    4.Описание опыта.

                а) Виды и свойства внимания.

                б) Нарушения внимания у детей школьного возраста.

                в) Система упражнений по выработке внимания у обучающихся.

                г) Особенности внимания в учебном процессе.

                д) Рекомендации и памятки учителям по выработке внимания.

     .

    5. Диагностики, выводы.

       

    Я работаю в МОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск, которая располо-   жена в районном центре. В поселке есть детская школа искусств, ДЮЦ « Факел», районная библиотека.

        Наша начальная школа находится в отдельном здании. Я препо-  даю в обычном классе по традиционной системе обучения.

        Рост темпа жизни приводит к увеличению объема знаний, необ-  ходимых для жизни современного человека. Происходящие измене  ния в обществе оказали влияние и на развитие детей, выдвинули но  вые требования к системе образования в целом. Школа призвана создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционально  го и физически развитого ребенка. Изменившийся режим  школьни-  ка, введение новых учебных программ повышают требования к вни        манию детей. Внимание – важная составная часть результативности учебной деятельности обучающихся.  

        Тестированиие детей начальных  классов  нашей школы показа-  ло, что на протяжении нескольких лет детей, приходящих в1 класс с высоким уровнем внимания не более 10%, со средним – 50%, ни-  же среднего – 30%, низким и более – 10%.

       Встречается противоречие между уровнем подготовленности ре-  бенка к школе и требованиями, предъявляемыми к статусу перво-  классника.

       4 года назад, набирая первый класс, и, проанализировав результа        ты тестирования уровней внимания я поставила перед собой следу     ющие задачи:

           - изучить теоретический материал по теме «Внимание»;

           -ознакомиться с методической и психологической литературой по данной проблеме;

           -разработать систему упражнений для развития внимания в раз-  ных классах на  различных уроках;

          -разработать методические рекомендации по выработке внима-  ния для учителей.  

       

    Ведущая идея моего опыта – формирование организации познавательной деятельности младших школьников путем разви-

    тия внимания.    

    Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. Оно играет существенную роль в регулировании интеллектуальной активности  По мнению П.Я.Гальперина «…внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывает как направленность, наст-  роенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятель-    ности …»

     

    Виды внимания

    условия возникновения

    основная  характеристика

     Непроизвольное

    Действие сильного, контрастного или  значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

    Непроизвольность, лег-

    кость возникновения и переключения

    Произвольное

    Постановка задачи

    Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет.

    Послепроизвольное

    Вхождение в деятельность и

     возникающий в связи с этим интерес.  

    Сохраняется целенаправленность,сни-

    мается напряжение.

    Свойства внимания: объем, устойчивость, распределение, пере-    ключение.

    Объем – это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.

    Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет деятель  ность. Для ребенка младшего школьного возраста каждая буква яв-  ляется отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения увеличи-  вается и объем внимания, необходимого для беглого чтения. Основное условие расширения объема внимания наличие навыков и умений систематизации, объединения, группировки воспринима-  емого материала.  

    Устойчивость – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Если внимание неустойчиво,   то качество работы резко снижается.

      На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факто-  ры:

    -усложнение объекта

    -активность личности

    -эмоциональное состояние

    -отношение к деятельности

    -темп деятельности.

     Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно. Осо-    бое значение распределение внимания имеет во время учебы.

       Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать и т. д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоен, не требует сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.

    Переключение внимания – это сознательное и осмысленное переме-  щение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельно    сти на другую в связи с постановкой новой задачи. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым  нервным напряжени -   ем, которое выражается в волевом усилии.

    Типичные ошибки обучающихся, связанных с невнимательно-  стью:

    *Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то     они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам. ( «жуки»-«зуки»)

    *Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и приме-   рах.(трва-трава)

    *Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, это связано с  неустойчивостью произвольного внимания.  (тарава-трава )

    *Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустой-

    чивостью внимания.

                       

        Особенности внимания в учебном процессе:

    1.Сила раздражителя. Громкий звук, яркий свет и др. привлекает внимание помимо нашей воли. Однако главное не в абсолютной си-  ле, а в относительной  силе раздражителя.

    2.Динамические особенности. В сильной степени привлекают вни-    мание динамические особенности объектов – мерцающий свет, рит  мически организованные раздражители и др. (смена наглядности, а не их статическое положение).

    3.Необычность, новизна предметов, явлений. Недостаточное коли-  чество нового, «знакомость» изучаемого материала снижает интен-   сивность   внимания, вызывает падение интереса. Чрезмерное насы    щение учебных занятий новым материалом утомляет внимание, де  лает его поверхностным. Много нового – трудно, мало нового – скучно.

    4.Повтор одних  и тех же стилистических приемов, выражений, слов  притупляет восприятие речи, поскольку исчерпана новизна речевой формы.

    5.Эффект последствия. Состояние внимания в данный момент зави  сит от предшествующих событий.

    6.Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать об  ратные результаты,так как возрастание напряжения внимания при-  ведет к  увеличению  количества ошибок и ошибочных действий.

     7.Чередование напряжения и расслабления – обязательное условие  устойчивости внимания. Внимание ребенка может быть устойчи-  вым в течение 25-30 мин, если он занят делом, которое требует от него активного действия. Нельзя сохранять внимание, держа класс в напряжении все  45 минут урока.

    8.Высший пик работоспособности достигается лишь спустя некото-  рое время, когда завершается период вырабатываемости. Вначале, когда интеллектуальные механизмы еще не настроены, опасность ошибок особенно велика. Облегчает втягивание в работу своего ро-  да интеллектуальная разминка, когда несложные упражнения, зани  мательные вопросы помогают переходу к наиболее сложной и отве-   тственной части работы.

    9.Опорные схемы и план организуют и активизируют внимание.

    10.Нестандартный вопрос, проблема, загадка – безотказное средст-  во пробуждения внимания.

      Нарушения внимания.

    Внимание формируется у обучающихся в активной учебной и вне-    учебной деятельности. Под невнимательностью понимается частич-    ное или полное ослабление сосредоточенности внимания, отсутст-    вие должностной направленности на изучаемый предмет.

    Виды невнимательности:

    -ослабление внимания

    -отвлекаемость

    - рассеяность  

        Основная причина ослабленности внимания – нарушение деятель  ности коры головного мозга. Ослабленность внимания может быть временной, а может быть постоянным свойством. Тогда она сопро-   вождается частой головной болью, быстрой утомляемостью, пло-    хим сном. Временная ослабленность внимания может возникнуть у школьников в результате какого-либо заболевания и продолжается некоторое время после хронической болезни, переутомления.

        Отвлекаемость проявляется в том, что ученик не может глубоко сосредоточить свое внимание, его постоянно что – нибудь отвлека-  ает.Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой под действием посторонних раздражителей. Главное – организовать деятельность таким обра-  зом. чтобы она требовала от него глубокого внимания, чтобы не бы  ло места рассеянности.

        Рассеянность определяется недостатком концентрации и устойчи  вости внимания. Рассеянный человек не может долго и глубоко со-  средоточиться на уроке, при выполнении домашнего задания не мо-  жет вникнуть в суть материала, который изучает. Рассеянность как и все виды невнимательности формируется жизненным опытом че  ловека в результате его неправильного воспитания. Борьба должна вестись прежде всего путем формирования волевых качеств лично-  сти. Постоянная рассеянность может объясниться плохим состояни    ем здоровья, общим расстройством нервной системы. Рассеянность может носить и временный характер, являясь следствием чрезмер-      ного эмоционального возбуждения или переутомления.

                      Рекомендации и памятка учителям.

    -Устную (фронтальную) работу давать «порциально», до 7 мин за один раз ( особенно в 1 классе).

    -Монологическую речь учителя дети сосредоточенно могут слу-  шать до 4 мин, затем внимание рассеивается.

    -Первый «спад» работоспособности на уроке (особенно в 1 классе) происходит после 15 мин работы, второй – через 35 мин.

    -Перед началом обобщений, проверок, сообщений чего-либо важ-  ного нужно  сосредоточить внимание детей специально продуман-  ными методами.

    -Пустые промежутки, длинные паузы, резкие, громкие замечания и ненужные хождения по классу нарушают сосредоточенность детей в работе.

    -Внимание ребенка поддерживается мышлением, умственной, стро-  го направленной работой.

    -Учить задавать вопросы, быть внимательным – значит думать о том. что рассказывают, а думать – значит задавать вопросы и отве-  чать на них.

    -Развитие внимания непосредственно связано сформированием на-  блюдательности.

    -Помните: желание детей узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и пр. – все эти виды умственной деятельности держат внимание,  беспечивая его устойчивость и силу сосредоточения. Увлеченные такой  работой дети по  требованию учителя занимаются в отдель-  ные моменты  неинтересной, но  нужной и обязательной работой.

       

    Совместно с психологом школы у вновь поступивших в мой 1 класс детей было проведено тестирование «Познавательные процессы».

    Результаты тестирования уровней внимания были таковы:

     

                 Уровни внимания

                На 1 сентября  2004 г.

    высокий

       1 человек

    выше среднего

      1человек

    средний

       9 человек

    ниже среднего

       9 человек

    низкий

      4 человека

    В течение 4 лет ежедневно я организовывала работу по выработке внимания на всех уроках. Все упражнения сгруппировала в зависи-  мости от того, на развитие какого вида и свойства внимания оно направлено. (Приложение 1, 2)

     

       Начиная с 1 класса  проводилась работа с корректурой. Целью было развитие концентрации внимания и самоконтроля при выпол   нении письменных работ. Материалом служили любые печатные тексты (детские книги, журналы) с крупным шрифтом, карандаши, ручки. Время выполнения: 5 мин ежедневно.

       Процедура  задания: в течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть (подчеркнуть, обвести кружочком. квадратиком, крестиком) какие - то буквы, например, а – квадратик, о - кружочек.

       В течение недели задание меняется. Во время выполнения зада-    ния учитель говорит «стоп»,  и начинается взаимопроверка.Ученик                пропустивший буквы или неправильно их подчеркнувший, получа-  ет шутливое дополнительное задание от «учителя» - ученика, про-   верявшего его работу (провести физкультминутку, изобразить сло  ненка и т.д.) Вела ежедневный учет количества пропущенных  оши   бок в специальной тетради.

       Необходимое условие таких игр – доброжелательная атмосфера. В конце каждой недели, месяца подводила итоги, «награждая» самых внимательных.

       Работу с корректурой   начинаю  сразу же  по мере изучения букв. Начинать работу следует с нахождения одной буквы, затем двух букв. В 3 – 4 классах можно предложить находить и три буквы. Занятие с корректурой совмещаю с проверкой знаний обучающихся (безударную гласную в корне – о- в квадратик, ударную – в треу-  треугольник.)

       Внимательность – это идеальные, ставшие внутренними, сверну-  тыми и автоматизированными контрольные действия. Они недос-     таточно сформированы у детей 2-3 классов.

     

       Приведу вариант формирования контрольных действий проверки ошибок в текстах ( один из компонентов грамотного письма)

    Методика состоит из трех частей:

    1)диагностико-мотивирующая (функция учителя);

    2)формирующая (функция учителя);

    3)поддерживающая (функция родителей после консультации учите-

    ля).

      Учителю необходимо определить исходный уровень «невнима -    

    тельности»  обучающихся. Определение исходного уровня «невни

    мательности» - анализ классных, домашних работ по русскому языку.

    Учитель заполняет таблицу:

    ф.и. уч-ся

    замена букв

    пропуск букв

    пропуск слов

    другие типы ошибок

    Жукова С.

    +

    +

     -

    -

    Иванцев М.

     

    +

    -

     -

    +

    Красных А. …  

    -

    +

    -

    -

    Таблица пополняется в течение некоторого времени.

    Первая часть работы плавно переходит  во вторую и третью ( фор-   мирующую и корректирующую).

     Чтобы работа по формированию внимания была эффективной, не-

    обходимо большое внимание уделять созданию мотивации.  Напри

    мер, использовать естественное желание ученика научиться выпол-

    нять новое задание, допустим, организовать проверку учениками ра

    бот друг друга. Но чтобы проверять работу другого, ученику надо учиться специальным правилам. Эти правила я оформила на кар-  точке.

    Образец карточки «Помоги другу»

    1.

    Читай предложение вслух. Проверь по смыслу, подходят ли слова друг к другу.  

    2.

      Нет ли пропуска слов

    3.

     Проверь по написанию:

    а) читай каждое слово по порядку, по слогам и выделяй каждый слог;

    б) подходят ли буквы к слову;

    в) нет ли пропуска букв.

     Прежде чем начнешь работать, выясни, что такое предложение, чем оно отличается от набора слов.

    Вначале работали по этапам вместе с учащимися, затем переходили к взаимопроверке.

    По данной проблеме использовала  много игр.

    Каждую  игру  рассматривала по следующим направлениям:

    1) название игры;

    2) инструкция проведения;

    3) цель упражнения;

    4) частота проведения;

    5) трудности при проведении;

       Данный подход позволяет отобрать наиболее эффективные игры и упражнения  и одновременно проанализировать свою деятель-  ность.

    Игра «Что лишнее?»

    Цель игры: развитие концентрации и устойчивости внимания.

    Задание:Учитель читает по заранее подготовленному тексту, обу-  чающиеся поднимают правую руку, если в слове есть буква б , ле-

    вую-буква  п. В конце игры появляется самый внимательный.

    Вид работы: коллективная

    Частота проведения: можно использовать для нахождения  орфо

    грамм в течение года. Можно разнообразить, заменив поднятие рук хлопками, вставанием и т.д.

     

    Игра «Угадай, где чье?»

    Цель игры: развитие концентрации внимания; закрепление устойчивости внимания.

    Вид работы: в парах, индивидуальная, коллективная, фронтальная.

     Задание : глазами проследить путь от цифры до буквы, записать результат и назвать тему урока.

    Частота проведения: ежедневно (3-5мин) в течение месяца. В начале недели задания менее сложные, затем они усложнялись.  

    1                                       л

    2                                          а

    3                                               о

    4                                         г

    5                                л

    6                                               г

    Игра « Найди слово »

    Цель игры: развитие объема внимания; переключение внимания.

    Вид работы: в парах, коллективная, индивидуальная.

    Задание: новое слово спряталось в цепочке букв. Найдите в ней слоги в следующем порядке: между буквами Т и В, Ш и  , Р и Г, М и С.   (товшдинтрнадгмцатьс)

    Частота проведения: можно использовать в словарно-орфографи-

    ческой работе в течение месяца.

     Много игр для развития внимания провожу на уроках обучения грамоте, например,  

    Игра «Что изменилось?»

    Цель игры: развитие концентрации внимания.

    Задание: На наборном полотне составляется слово, которое потом прочитывается. Дети открывают глаза, читают новое слово, определяют. что в нем изменилось. в дальнейшем право замены буквы в слове можно предоставить детям.

     Частота проведения: букварный период

    Пример: сок –сон –сор – сыр – сын…

                мак – рак- лак – лай …

    Развивать внимание детей можно и во время проведения физкульт  минуток. ( Приложение 3 )

     Главное же, надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе.

                                    (Приложение 3)

                                 Физкультминутки

    1. «В магазине зеркал»

    Цель: развитие внимания и наблюдательности.

    Инструкция: Взрослый (а в последствии ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторить игроки.

    Описание ф/мин: Представьте, что вы попали в магазин, где стоит

    много зеркал. Вошел человек, на плече – обезьянка. Она увидела себя в зеркалах, подумала, что это другие обезьянки и стала кор-

    чить рожи. Я - обезьянка, вы – зеркала.

    2. «Четыре стихии»

    Цель: развитие внимания, координации слуховых и двигательных анализаторов.

    Инструкция:  Учитель  называет слова земля,вода,воздух,огонь в любой последовательности. Каждое слово обозначает определенное движение рук. Какой ряд самый внимательный?

    Описание движений: земля – руки вниз

                                        вода – вытянуть вперед

                                        воздух – поднять вверх

                                        огонь – вращение руками.

    3. « Слушай хлопки»

    Цель: Развитие внимания,  координации слуховых и двигательных

    анализаторов.

    Инструкция: В соответствии с количеством хлопков дети должны принять позы разных людей или  животных :

                    1 хлопок – поза аиста

                    2 хлопка – поза лягушки

                    3 хлопка – поза пешехода и т. д.

    4. «Запрещенное движение»

     Цель: Развитие внимания, наблюдательности.

    Инструкция: Учитель показывает движение, которое будет запрещенным. Его нельзя будет повторять за учителем. Затем учи-

    тель показывает разные упражнения, в том числе и запрещенное. Определяется самый внимательный ряд.

    5. «Муха»

     Цель: Развитие концентрации внимания.

    Инструкция: На доске квадрат, расчерченный таким образом:

    В один из квадратиков ставим магнит ( «муху»). Учитель говорит, куда летит муха. Например: «Влево, вниз, вниз, вправо, вверх.»

    Дети должны следить глазами и показать, где оказалась «муха».

    6. «Найди задуманный предмет»

    -В горизонтальном ряду рядом с ним ромб и круг

    -В вертикальном ряду вместе с ним овал и точка

    -По диагонали с ним есть звезда и квадрат.

                                  ( Приложение 4 )

     Памятка для родителей по развитию внимания учащихся.

                                    Уважаемые папы и мамы!

    Помните, что внимание – одно из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был вниматель

     ным, старайтесь помочь ему  тренировать его внимание.

    • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнооб-  разнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
    • Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увле-  чений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его вни-  мание к другим процессам и явлениям, связанным с его увле  чениями.
    • Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им ус-     пехи.
    • Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, лю - бую возможность.
    • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
    • Наберитесь терпения и не ждите немедленных,успешных ре-  зультатов.
    • Используйте специальную литературу, которая поможет ва-    шему ребенку достичь успехов.

                                        Литература:

    1) А.Люблинская «Учителю о психологии младшего школьника»

        Просвещение 1987 г.

    2) В.Р.Очарова «Практическая психология в начальной школе»

        «Сфера» 1996 г.

    3) Е.Степанова «Познавательные процессы личности»

        Псков 1994 г.

    4) С.Гаврилина «Учимся быть внимательным»

        2002 г.

    5) Л.Лизунова « Развитие внимания на уроках»

        Нач.школа №7 2004 г.

    6) А.Осипова «Диагностика и коррекция внимания»

       «Сфера» 2001 г.

    7)А.Маркова «Развитие внимания и снятие умственного напряжения в   процессе обучения младших школьников»

    Нач.школа №2 2001 год

     

                                ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    Упражнения на развитие концентрации внимания.

    1.Нарисуй  по точкам:

      .     .     .               .     .     .               .     .     .              .     .     .

      .     .     .               .     .     .               .     .     .              .     .     .

      .     .     .               .     .     .               .     .     .              .     .     .

    2.Нарисуй такой же узор:

    Упражнения  на развитие переключения   внимания.

    1.Дорисуй до образца:

    2.Дорисуй недостающие детали:

    3.Найди отличия в картинках:

    4.Вычеркни только те фигуры, которые даны на образце:

     

                                       ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

             Упражнения на развитие распределения внимания.

      1.«Веселый счет»

    2.Назови пары цифр, которые в сумме составляют…

    3.Найди спрятавшиеся цифры:

    Упражнения на развитие объема внимания:

    1Найди картинку, непохожую на другую:

    2.Найди два одинаковых предмета:

    3.Работа с таблицами Шульте.

    Игры и упражнения  на развитие внимания на уроках математики.

    Игра «Не собьюсь»

      По сигналу учителя ученик начинает счет(например, до 30).Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, ученик подпрыгивает. Условия игры можно менять.

    Игра  «Назови пару»

    (при изучении состава чисел или таблицы умножения)

    - Посмотри на ряд чисел и найди пару, которая в сумме составит 10(9,8 и т.д.)

    1 3 4 6 2 1 8 2 4 3 9 1 5 5

    -Найди пару, произведение которой равно 24( 28, 21 и т.д.)

    8 3 5 6 7 4 6 9 3  7 3 6 4

    Игра «Графический диктант»

    Ученик слушает команду учителя и если будет  внимателен, то получится в результате какой-то рисунок.(от класса к  классу рисунок усложняется)

     

    Игра «Сколько?»

    -Посмотри на портрет Математика и скажи сколько ему лет. Для этого сложи все  числа, которые спрятались.

    -Сколько раз встречается число 1? 3? 9?(и т.д.)  

    -Сколько получится, если из суммы чисел,обозначающих уши, вычесть 2?

                                           Диагностики, выводы

    1.Анкета для родителей «Выбор пути»

    Вопрос: Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения д/з?

                2 класс

                  4 класс

    да

                   13

                     4

    трудно сказать

                    6

                     4

    нет

                   5

                    16

     

    Вопрос: Можно ли назвать вашего ребенка внимательным?

     

                2 класс

                 4 класс

     да

                       6

                     15

    трудно сказать

                       7

                     4

    нет

                      11

                     5

    2.Уровни внимания (обследование психологом школы)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

    Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

    Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.

    Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в...

    «Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

    Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

    Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.

    Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации.  Для него открывается  мир, п...

    Влияние ИКТ на познавательную деятельность учащихся начальных классов.

    Одним из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения является внедрение новых...

    Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

    ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...

    Развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов.

    Развитие познавательной деятельности учащихся...