Виды творческих работ на уроках русского языка
презентация к уроку

Еловик Галина Анатольевна

Выступление на МО учителей начальных классов. Презентация к выступлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов

МКОУ СОШ 3 « Локомотивного ГО Челябинской области

Г. А. Еловик

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить питомцев мыслить нестандартно, нестереотипно. Развитие речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку

Творческие работы на уроках русского языка – эффективное средство воспитания, средство правильного оформления на письме своих мыслей, средство развития творческих способностей.

Сложнее ответить на вопрос : как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.

К моменту поступления в школу дети уже в той или иной степени владеют связной речью, умеют пользоваться простейшим монологом для описания окружающих предметов, повествования о пережитых ими событиях. Воспитание речи в начальных классах школы  не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответам на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой, мыслительной работой над текстом, с формированием сложных речевых и мыслительных умений.

Так уже в первом классе учащиеся выполняют задания творческого характера :по серии сюжетных картинок устно закончить рассказ, придумать заголовок; рассказать о своём домашнем животном, любимой игрушке; составить связный рассказ по картинке «семья», используя ответы на вопросы.

Для 2 – 4 классов предлагаются такие здания: дописать рассказ по началу и концу; придумать окончание рассказа; озаглавить текст; составить план и сокращённый рассказ; восстановить деформированный текст или деформированное предложение; сочинить загадку или стихотворение (словарные слова); составить словосочетание или предложение со словами; подготовить задание на изученное правило для товарища и другие.

Для подготовки к  творческим видам работ можно испольэовать упражнения:

*разучивание скороговорок (повторяются трудные слова)

*свободные диктанты (правильное, грамотное построение предложений)

*письмо по памяти («впитать» авторскую речь, новую лексику, новые структуры предложения)

*проверочное списывание (помогает развивать орфографическую зоркость, запоминать и воспроизводить зрительные образы слов и словосочетаний, что повышает грамотность письма)

*наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов

*наблюдение за словами, противоположными по смыслу

*работа с пословицами и поговорками

*подбор пропущенного, но необходимого слова

*составление вопросов к предложению, наблюдение за изменением порядка слов

*редактирование написанного

*составление рассказа по вопросам

*наблюдение за средствами связи, их выделение и др.

К основным видам творческих работ на уроках русского языка можно отнести: творческий диктант; изложение, сочинение.

1.ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ – это один из этапов, который готовит учеников к написанию сочинений, самостоятельных творческих работ. Школьники учатся составлять план текста придумывать заголовки. В зависимости от уровня подготовки учащихся задание может быть следующим: составить из данных слов и словосочетаний предложение, придумать предложения по данным схемам, составить по опорным словам текст. Проводить такие диктанты целесообразно в конце изучения темы.

2. ИЗЛОЖЕНИЕ

Подготовка к написанию изложений начинается на уроках обучения грамоте, когда дети начинают по картинкам пересказывать знакомые сказки, а затем, прочитанные тексты.

Изложение- письменный пересказ прочитанного или услышанного текста.

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

1. Подробное изложение.

2. Сжатое изложение.

3. Выборочное изложение.

4. Творческое изложение

В зависимости от стиля речи изложение  может быть художественным или деловым.

По содержанию тест  изложения бывает: повествование, рассуждение, описание.

В 1 – 2 классах  дети учатся писать изложения путём ответов на вопросы к каждому предложению текста.

ПЛАН НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ

1. Сообщение цели.

2. Подготовительная работа к восприятию текста.

3. Первичное чтение текста учителем.

4. Беседа по содержанию (о ком, что узнали).

5. Чтение текста по частям с анализом типа и стиля речи.

6. Составление плана, подбор опорных слов.

7. Лексико-орфографическая подготовка.

8. Самостоятельное письмо изложения.

9. Самопроверка.

3. СОЧИНЕНИЕ

Значительное место в системе работы по развитию речи учащихся отводится обучению письму сочинений.

Виды сочинений в начальных классах разнообразны:

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА

1. На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта.

2. По картине, фильму, спектаклю, на книжном материале.

3. Материал разных источников (книжные сведения и личные наблюдения).

4. На основе творческого воображения (по картине, по сюжетной картинке, по данному началу или концу, импровизация сказок и пр.).

СПОСОБ ПОДГОТОВКИ

1. Коллективный

2. Индивидуальный (самостоятельный)

ЯЗЫК (СТИЛЬ)

1. Эмоционально – образный(художественный)

2. Деловой (близкий научному)

ЖАНР (ТИП, ВИД)

1. повествование

2.описание

3. рассуждение

4. смешанные

5. миниатюры

6. отзыв

7. заметка (статья в газету)

8. письма, поздравления

Сохранить интерес к такому сложному виду творчества, как сочинение, может помочь  участие в различных конкурсах и выставках и положительные эмоциональные впечатления.

Только система уроков развития речи позволяет сформировать у детей основные способности для творческой деятельности и охватить все виды творческих работ.

К концу 4 класса обучающиеся должны освоить следующие умения:

*писать изложения и сочинения в 60-75 слов по коллективно составленному плану;

*определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;

*делить текст на части, соблюдать красную строку;

*уметь последовательно и связно излагать свои мысли;

*озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

*иметь достаточный словарный запас слов, необходимый для написания изложения и сочинения;

*распознавать текст – повествование, описание, рассуждение.



Подписи к слайдам:

Виды творческих работ на уроках русского языка
МКОУ СОШ № 2 Локомотивный ГО Челябинской области Галина Анатольевна Еловик
Упражнения для подготовки к творческим видам работы
Разучивание скороговорок.Свободные диктанты.Письмо по памяти.Проверочное списывание.Наблюдение за ролью многозначных слов.Наблюдение за антонимами.Работа с пословицами и поговорками.Подбор пропущенного, но необходимого слова.Составление вопросов к предложению, наблюдение за изменением порядка слов в предложении.Редактирование написанного.Составление рассказа по вопросам.Наблюдение за средствами связи слов в предложении и др.
основные виды творческих работ :
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТИЗЛОЖЕНИЕСОЧИНЕНИЕ
Виды изложений
Подробное изложение.Сжатое изложение.Выборочное изложение.Творческое изложение.
Стиль речи изложения: художественный или деловой.
Жанр изложения:ПовествованиеРассуждениеОписание
Виды сочинений
По источнику материала.По способу подготовки.По стилю.По жанру.
Источник материала:
1. На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта.2. По картине, фильму, спектаклю, на книжном материале.3. Материал разных источников (книжные сведения, личный опыт).4. На основе творческого воображения.
Способ подготовки:*коллективный*индивидуальный
Стиль:*эмоционально- образный(художественный)*деловой (близкий научному)
Жанр сочинения:
Повествование.Описание.Рассуждение.Смешанное.Миниатюра.Отзыв.Заметка (статья в газету).Письма, поздравления.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
Писать изложения и сочинения в 60- 75слов по коллективно составленному плану.Определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором.Делить текст на части, соблюдать красную строку.Уметь последовательно и связно излагать свои мысли.Озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль.Иметь достаточный словарный запас слов.Распознавать текст- повествование, описание, рассуждение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках русского языка

Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить ...

Виды словарной работы на уроках русского языка.

Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие де...

виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения

доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения

Виды словарной работы на уроках русского языка для обучающихся 7 вида обучения...

Виды творческих работ на уроке русского языка

Творческие работы на уроках русского языка, формирующие творческую  познавательную деятельность...

Виды творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.

     В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей,...