Золотина И. В. Формированиек личностных УУД (из опыта работы)
опыты и эксперименты по теме

Золотина Ирина Вячеславовна

Формированиек личностных УУД (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnostnykh_uud_iz_opyta_raboty.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных УУД (из опыта работы)

С  переходом  современных  российских  школ  на  ФГОС  изменилась  и  цель образования. Если раньше была – дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга. То сегодня – полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе. Условием успешной самореализации личности является совпадение двух условий:

  • признание обществом значимости той деятельности, которую выполняет личность;
  • получение личностью удовлетворений от результатов своей деятельности.

А когда все это должно наступить: после получения аттестата, диплома или на закате своей трудовой деятельности? Нет, оно может наступить сегодня же, завтра же. Если учитель, входя в класс, будет думать о том, что ученик должен получать удовлетворение от своей деятельности, какое-нибудь, а лучше сразу несколько. И получение этого удовлетворения зависит в первую очередь, от тех педагогических приемов, находок, от той атмосферы всеобщей заинтересованности, сотворчества, в которую вовлечен каждый участник нашего учебного процесса…

Все учителя начальных классов нашего лицея, каждое утро, приходя в класс, помнят об этом. Учебно-воспитательной процесс они строят таким образом, чтобы каждый ученик получал хоть какое-то удовлетворение от результатов своей учебной деятельности. Выставляемые учителями аргументированные четверки и пятерки вызывают у большинства учеников удовлетворение. Если учителю удается вовлечь детей в процесс познания, если дети сами в процессе свой деятельности добывают новые знания, то ребята получают интеллектуальное удовлетворение. А если учитель отметил старание и успехи ребенка в процессе учения, то эмоциональное удовлетворение благодарного ученика не заставит себя ждать.

        Практика работы нашего лицея  по новым стандартам показывает, что для эффективного развития личности младшего школьника, ее самореализации необходимы определенные условия:

  • анализ знаний, умений учащихся, причин затруднений в учебной деятельности;
  • составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития обучающегося;
  • объединение заданий по темам, подбор заданий, стимулирующих интерес обучающихся к познавательной деятельности;
  • использование заданий, способствующих самодиагностике и самопознанию младших школьников;
  • обеспечение активности и самостоятельности обучающихся в процессе выполнения заданий, наличие заданий, способствующих формированию адекватного образа «Я»;
  • наличие заданий продуктивного характера.

Для формирования успешной личности, навыков межличностных отношений, развития ее творческих способностей, для ее интеллектуального развития – и как результат самореализации личности наши педагоги используют весь спектр возможностей: Это уроки с использованием современных образовательных технологий (проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, ИКТ, проблемного обучения, проектного обучения, групповые и парные работы и т.д.), которые проводят учителя ежедневно и также делятся своим опытом, приглашая на свои уроки коллег из других школ и ДОУ (таблица с поведенными открытыми уроками).

п/п

Ф.И.О. учителя

количество учителей

посетивших открытые уроки

Дата посещения

Предмет, тема, класс

Результат посещенного урока

1.

Богомолова И. И.

Учителя лицея и представители других школ.

7 человек

ноябрь

Открытый урок окружающего мира «Животные леса.»4 класс

Урок прошёл на высоком уровне

2.

Карасева Е.А.

Учителя лицея и представители других школ.

26 ч.

28.09.11

Мастер-класс. Открытый урок. Обучение грамоте

Обобщение и распространение опыта.

3.

Овсянникова Т.Н.

Методисты и зав детских садов

Октябрь 2011

Открытый урок Обучения грамоте  «Заглавная и строчная буквы Л,л. В лесу.»

Обобщение и распространение опыта.

4.

Баркова Н. А.

Учителя лицея и представители других школ.

5 чел.

ноябрь

Открытый урок по литературному чтению «В мире много сказок».

Урок прошёл на высоком уровне

5.

Яковлева И. В.

Методисты и зав детских садов

5

19.11.11г.

Математика, 1класс, урок на тему «Число и цифра 5»

Урок прошёл на высоком уровне

6.

 Данилова Л. Я.

Методисты и зав детских садов

 5

22.11.11г.

Математика, 1класс, урок на тему «Столько же»

Урок прошёл на высоком уровне

1.

Богомолова И. И.

Для воспитателей ДОУ, 5

Математика «Больше, меньше» 1 «Б» класс

Урок прошёл на высоком уровне

Начальник управления по образованию Державина Г. Д., администрация школы, учителя, 8

Обучение грамоте Упражнения в чтении слов с буквой б» 1 «Б» класс

Урок прошёл на высоком уровне

2.

Мартинович Е.В.

Для воспитателей ДОУ, 6

Обучений грамоте «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами» 1 «Г» класс

Обобщение и распространение опыта.

3.

Мартазина О.А.

Для воспитателей ДОУ, 3

Обучение грамоте «Звук У.  Буква У» 1 «А» класс

Обобщение и распространение опыта.

4.

Егорова Л.В.

Для воспитателей ДОУ, 4

Обучение грамоте «Буква и звук У» 1 «В» класс

Урок прошёл на высоком уровне

5.

Золотина И. В.

Для учителей городского округа - 10

Математика «Порядок действий в выражениях без скобок»

Урок прошёл на высоком уровне

        Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель-группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах мы  начинаем с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.
     Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались следующие личностные универсальные учебные действия (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению).

        Необходимо отметить, что проектное обучение - это реальная возможность использовать теоретические знания, полученные на других предметах в межпредметных исследовательских творческих проектах. Именно оно показывает ребятам, что знания, получаемые ими на уроках и занятиях внеурочной деятельности нужны не для далекого будущего, а прямо сегодня. Каждый ученик нашего лицея уже с первого класса выполняет проекты: сначала это мини-проекты на уроках, постепенно  переходим к более серьезным. А наиболее значимые проекты принимают участие в конкурсах и конференциях различного уровня и по достоинству оцениваются.

Неоценимую роль для самореализации личности играет вовлечение детей в участие в различных соревнованиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах (в том числе дистанционных), в проектной и исследовательской деятельности, где ребенок может выбрать для себя наиболее интересную область, тему, что непременно скажется и на результатах. Практически каждый ученик начальных классов нашего лицея в течение учебного года участвует во многих конкурсах и олимпиадах, и нет ни одного, который хотя бы один раз не занял призовое место. При составлении в прошлом учебном году отчета-анализа работы кафедры, чтобы расписать всех участников и призеров различных конкурсов понадобилось более 10 страниц. А как приятно каждому из них, открывая свой портфель достижений, перелистывая свои грамоты, снова переживать те минуты счастья, успеха и победы. И как снова быстрее хочется вновь где-то участвовать и почувствовать себя успешным.

Как уже сегодня говорилось, личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения учителя проводят большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности. Подготовка и проведение традиционных праздников, семейных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья» и др.) участие в театрализованных постановках помогают  раскрыть творческий потенциал класса и способствуют сплочению классного коллектива.

Успешной самореализации личности младшего школьника способствует, на мой взгляд, тщательно подобранные занятия внеурочной деятельности, где каждый ученик может найти не одно занятие для развития своего творческого потенциала. У нас представлены все направления внеурочной деятельности:  спортивно-оздоровительное («Чемпион», «Народные игры», «Здрайверы», духовно-нравственное («Духовное наследие Подмосковья», социальное («Азбука психологии»), общеинтеллектуальное («Умники и умницы», «Проектная деятельность», «Кименок», «Экскурсионная деятельность», «Планета загадок»), общекультурное («Мастерская волшебника», «Театр «Звонкие голоса», «Риторика»). А делать выводы о том, что мы, несмотря на определенные трудности, идем в правильном направлении, позволяют результаты, которые достигают учащиеся в конкурсах и соревнованиях во всех направлениях. У нас немало победителей и спортивных соревнований, и творческих конкурсов и, безусловно, интеллектуальных.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей. И свое выступление хочется закончить словами УИЛЬЯМА УОРДА «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся показывает. ВЕЛИКИЙ ВДОХНОВЛЯЕТ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств и компетенций юного гражданина в урочной и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

  Данная презентация (с практической точки зрения) рассматривает вопрос формирования и развития у младшего школьника важнейших духовно-нравственных качеств – любви к Родине, родному ...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Комплекс методов и средств, обеспечивающий личностно-ориентированный подход в обучении. (Из опыта работы)

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения , сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают...

Система оценки личностного роста и достижений учащихся в первом классе. Из опыта работы.

В статье обобщен опыт работы учителя по формированию адекватной самооценки учащихся. Представлена система оценки личностного роста и достижений учащихся в 1 классе....