Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"
статья по теме

Яркеева Галина Алексеевна

Данный материал может быть использован педагогами, работающими по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mart.rar12.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

 в  начальной школе

Яркеева Г.А.

МАОУ СОШ №54 г.Томска
«Цель обучения ребенка состоит

в том, чтобы сделать его способным 
развиваться дальше без помощи учителя». 

         Каждый человек в течение своей жизни, в определенные ее моменты, задает себе вопрос: счастлив ли я? Ответ зависит от многих причин и от того, что для него значит счастье. У каждого счастье свое. И у каждого из моих учеников свое счастье. Вот оно:

Счастье заключается в том, что ты живешь на свете.

Счастье– это когда рядом есть тот, кого ты любишь: семья, близкие люди.

Счастье– это когда тебя поддерживают в трудную минуту.

Счастье – это когда тебя любят и уважают.

Счастье – это достижение цели, когда все получается и у тебя успех. 

И что нужно делать, чтобы ребенок был счастлив?

         Цель современной системы образования - развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий (далее УУД), познания и освоения мира.   Другими словами,  задача школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье. Кто призван реализовать эту цель в современной школе? Без сомнения, учитель. Но цель может быть успешно реализована только в том случае, если она имеет личностный смысл. Четкость и конкретность поставленной цели в современной, новой школе позволяют задуматься о способах ее реализации. Разработать механизм реализации ФГОС начального общего образования, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного, нового учителя.  Условия успешной реализации ФГОС начального общего образования, есть условия успешного формирования УУД у младших школьников. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них основным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.

Педагогическая компетентность учителя - первое условие для успешного формирования УУД.

Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность?   Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.  

Взаимодействие с семьей заключается в том, что и учитель, и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. А результат – налаженный психологический контакт с родителями учеников, их мотивация на совместную с детьми и учителем деятельность.

Включение в учебную деятельность - второе условие.

Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале проблемную ситуацию, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, для процесса обучения очень важно:

- организовать процесс обучения так, чтобы ученики добывали знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности;

- соблюдать преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывать возрастные психологические особенности развития детей;

- выбирать средства обучения, формирующие у учащихся  системное представление о мире;

- создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия, условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

- формировать у учащихся способность к аналитическому выбору и  принятию решения в ситуации выбора;

- предлагать ученикам возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

Способы,   реализующие данное условие.

Постановка учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития воображения и познания мира, логического и алгоритмического мышления, учатся общению. Средства ИКТ позволяют учителю применять на уроках интерактивные методы обучения.

Я работаю по УМК «Школа России», который позволяет реализовать проблемно-диалогическую технологию. Богатое предметное содержание, основанное на принципе минимакса, выстроенные проблемные ситуации в учебниках по окружающему миру, задания, которые подводят к ситуации затруднения в учебниках математики.

Создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка - третье условие для успешного формирования УУД.

Интеллектуальность

Развитие познавательной активности у детей - результат организации работы с учащимися в данном направлении. Ребята успешно выступают во Всероссийских и международных конкурсах, занимают призовые места в школьных предметных олимпиадах.  

1. Проведение внеклассных мероприятий по предметам:

- «Математический бой»

- «Путешествие по стране русского языка»

- Конкурсы чтецов

- предметные олимпиады

2.Участие в интеллектуальных конкурсах:

- Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

- Всероссийский конкурс «Кенгуру»

- Всероссийская дистанционная викторина «Фактор Роста»

- Всероссийский конкурс «ЧИП»

- Международный конкурс «Снейл»

Творчество

        Организация взаимодействия в творческом направлении способствует формированию социальной компетентности школьников, развивая ее коммуникативную, эмоциональную, поведенческую и мотивационную сферы, способствует становлению нравственных качеств личности.  Мои дети занимаются в вокальном, фольклорном, танцевальном кружках и с удовольствием поют и танцуют на концертах.

Акцент на формирование УУД объективно связан с изменением роли учителя в современной школе. Современная жизнь - это жизнь в постоянно изменяющихся условиях, жизнь, требующая умения решать постоянно возникающие новые проблемы, жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Учитель на своих уроках должен создавать условия для формирования и развития вышеназванных умений.  Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе, социальной и личностной компетентности.

Список литературы    

  1. Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.
  2. Асмолов  А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под.ред.А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)

    Применение  на уроках  ИКТ дает широкие возможности для  развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...