ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
статья по теме
Применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация
Возможности ИКТ в сопровождении образовательного процесса и в дополнительном образовании.
Тема «Использование ИКТ в учебном процессе (развитие знаково-символических универсальных учебных действий)».
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Для решения коммуникативных и познавательных задач активно должны быть использованы речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Среди познавательных учебных действий выделяются знаково-символические.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие знаково-символические УУД:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/считывание информации;
- умение использовать наглядные модели;
- умение строить схемы, модели и т.п.
Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи (материала).
В литературе выделяются разные требования к знаково-символическим средствам представления информации. Применительно к учебному процессу в школе в качестве наиболее значимых можно указать такие как
- абстрактность
- лаконичность
- обобщение и унификация
- четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку
- автономность
- структурность
- последовательность представления элементов.
В математике вынесение во внешний план элементов задачи и их отношений настолько обнажает связи и зависимости между величинами в задаче, что иногда перевод сразу ведет к открытию решения. Однако во многих задачах перевод текста на язык графики является только началом анализа, для решения задачи требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
В своей педагогической практике, кроме использования схем(моделей) на уроках математики, я применяю опоры-символы на уроках литературного чтения, окружающего мира и русского языка.
Данные опоры-символы можно использовать на различных этапах урока: актуализации ранее усвоенных знаний и умений (повторение), формирования новых знаний и умений (этап изучения нового материала), так и на этапе повторения и закрепления.
Например, на этапе изучения нового материала по русскому языку образ- символ создается («рисуется») не сразу, а постепенно, по мере изучения нового материала, который «нанизывается» на скелет-образ.
Такие опоры-символы дают прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению.
Учитель может предложить ученикам готовые опоры, а можно разработать задания по группам или индивидуально каждому - создать свою опору-«шпаргалку».
Что дает такое задание? Прежде всего, такая опора-символ, позволяет ученикам постепенно и последовательно осваивать учебный материал, с последующим повторением всего изученного. В процессе создания образа учащиеся развивают свои интеллектуальные и творческие способности, умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям, ставить перед собой цель, принимать решения, самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации, умение проконтролировать себя, свои собственные действия, адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу. При проговаривании учебного материала развивается речь. «Свой» образ учащимися запоминается лучше.
Главный принцип такой работы - сделать ребёнка раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, создать ситуацию успеха. Ученик чувствует себя исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Таким образом, применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, в том числе посредством применения информационных технологий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Описание
Повествование
Повествование с элементами описания
Имя прилагательное СЧР Признак предмета Какой? Чей? (Грустный,задумчивый…) Х (сущ.)
Непостоянные признаки Ж.р. М.р. Ср.р. Ед. число Множ. число И.п. Р.п. Д.п В.п. Т.п. П.п.
Имя существительное СЧР ПРЕДМЕТ КТО? МНОЖ. ЧИСЛО ЕД. ЧИСЛО снеговик (нариц.) Гоша (собств.) ЧТО? Ср.р. Ж.р. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. М.р . (одуш.) (неодуш.)
Непостоянные признаки глагола Прошедшее время Настоящее время лицо, число Будущее время Число род
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления
Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умен...
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...
Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы ...
Программа мониторинга уровня сформированности Универсальных Ученических Действий в начальной школе.
Программа формирования универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запрос...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»
Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....
Выступление на педсовете по теме "Развитие знаково-символических универсальных учебных действий у младших школьников"
В статье рассказывается какие функции выполняют знаково-символические действия. Деление опытом....