Выступление на РМО "Коммуникативная компетентность"
материал по теме

Выступление на РМО "Коммуникативная компетентность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kommunikativnaya_kompetentnost.zip114.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников

  Врачи, психологи, педагоги все чаще сталкиваются с проблемой углубляющихся и расширяющихся психических отклонений в детской среде, в частности, с патологией межличностных отношений уже не только в подростковом и юношеском, но и в более раннем возрасте.

  Назовем основные школьные трудности учеников начальных классов, связанные с недостаточным развитием коммуникативной деятельности.

  • Ссоры с одноклассниками на переменах.
  • Отсутствие друзей и приятелей в классе.
  • Негативное отношение к учителю и одноклассникам.
  • Повышенная тревожность, неуверенность.  (Слайд 2)

На вопрос: «Есть ли у тебя друзья?» дети чаще отвечают: «Я дружу со всем классом». До 20% детей отвергаются одноклассниками.

    Причинами нарушения межличностных отношений могут быть особенности взаимодействия ученик – учитель, ребенок – родитель, ребенок – ребенок, а также то, что учебная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер. Отношения в классном коллективе зачастую складываются спонтанно, а учитель, работа которого, как известно, оценивается по качеству знаний учащихся, обращает внимание на межличностные отношения учеников только в ситуации конфликта между ними.

    Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам освоения программы образования. (Слайд 3)

    Что же планируется в сфере коммуникативных  УУД?  (См. «Планируемые результаты…» с.18)

     Развитие коммуникативных действий приводит к формированию коммуникативной компетенции.

    В идеале  коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и т.д. (Слайд 4)

   Каковы же условия формирования коммуникативных действий?

Что предлагают  разработчики нового стандарта?  (Слайд 5)

   Формы и виды развития коммуникативной компетенции весьма многообразны. Но по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной деятельности школьников на уроке.

   Одним из путей формирования межличностных отношений на уроке является организация парных и групповых форм сотрудничества.

Работа в парах хорошо всем известна и применяется всеми учителями на любом уроке.

Сложнее организовать работу в группах. Наиболее благоприятными для такой работы являются уроки технологии, окружающего мира, изобразительного искусства.

   Провести четкую границу между методами не всегда возможно. Например, метод проектов тесно связан с групповой деятельностью и работой в парах.

   Вот как обучали учащихся работать в группах над проектом

 на уроках технологии в одной из школ г.Обнинска. (Слайд 6)

На первом этапе группы состояли из двух человек. Ставилась творческая задача, решаемая в свободной форме (например, предлагалось выполнить аппликацию на произвольную тему с помощью красок, ваты, цветного картона).  Условие: работа должна быть выполнена на одном листе.

Какие трудности возникли?

1.Не все смогли выбрать сюжет без помощи.

2.Не все пары смогли выполнить работу (проект) на одном листе.

3.Многе сделали на отдельных листах, а потом соединили.

4.Некоторые отказались от работы.

5.Отдельные учащиеся предпочли отдать инициативу лидеру, а сами ждали, когда работа будет закончена. Но фамилию свою на работе поставили.

Состав пар менялся. По прошествии нескольких занятий было отмечено, что большинство учеников справляется с задачей – выполнением совместного творческого проекта. После получения задания выдвигали, обсуждали собственные идеи и приступали к их реализации, легко распределяя обязанности в паре.

  Вторым этапом стала работа в группах из 4-6 человек. Ученики выполняли задания на больших листах (формат А3). Содержание проектов варьировалось. Например, превратить лист бумаги в красивый аквариум или в необитаемый остров.

 Наблюдения показали, что группы, состоящие из плохо ладящих между собой учеников, получали отрицательные результаты работы. Ученики сорились. Выполняли работу каждый в «своем углу» парты, затем соединяли работы, выдавая за целое.

 При выполнении проектов не только меняли состав групп, но и ставили перед учениками задачи, для решения которых им было необходимо воспользоваться помощью друг друга и прийти к единому мнению в случае разногласий.

  Результат работы:

   - учащиеся расширили круг общения, лучше узнали друг друга;

   - приобрели навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

   - сформировалось уважительное отношение к иному мнению, умение избегать конфликтов, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и творческих задач.

 Метод проектов можно реализовать не только в рамках одного школьного предмета. Целесообразно проводить отдельные уроки по всем предметам, по 1-2 урока по предмету в четверть.

     Примеры заданий для обучения в сотрудничестве на основе малых групп (Слайд 7)

  • Выполнить задание по «цепочке» - прочитать, решить задачи и т.д.
  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого знака.
  • Дать развернутый комментарий решенной  учителем на доске задачи.
  • Изготовить графические опоры.
  • Инсценировать рассказ.
  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу.
  • Провести серию опытов.
  • Составить загадки по какой-либо теме.
  • Составить кроссворд по теме.
  • Составить тематический коллаж.
  • Подготовить презентацию ( не обязательно компьютерную).
  • Выработать совместно ответ на поставленный вопрос («общее мнение»).
  • Столкновение разных точек зрения по одному вопросу («Кто прав?»).

Можно использовать задания из пособия «Проектные задачи в начальной школе» или составить аналогичные.

 Задания на развитие коммуникативной компетенции есть в новых учебниках.

  Эффективным методом психологической коррекции эмоционально-личностных компонентов служат разные формы тренингов коммуникативных навыков для детей. Их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга (Слайд 8)

  • Упражнение «Дополни предложение».
  • Упражнение «Угадай, кто это».
  • Упражнение «Список качеств, необходимых для общения».
  • Игра «Телефон доверия».
  • Игра «Разговор через стекло».
  • Упражнение «Сильные стороны».
  • Упражнение «Хвалить или ругать».
  • Игра «Ситуации».
  • Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные».
  • Упражнение «Детские обиды».
  • Упражнение «Пирог с начинкой» и т.д.

( См. пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» с.117, «Формирование универсальных учебных действий в основной школе» с.56)

   В ходе тренингов коммуникативной компетенции учащихся необходимо уделять внимание вопросам культуры общения, элементарных правил вежливости. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура является неотъемлемой частью системы межличностного общения.

Где же еще можно развивать коммуникативную компетентность?

 (Слайд 9)

1.Курс «Способный ребенок».

2.Занятия по речевому этикету.

3.Курс «Общение».

4.Курс «Этическая грамматика».

5.Коллективные игры.

6.КТД (Шоу)

Почему шоу? Потому, что школьное шоу – продукт компетентности воспитания.

Педагогика, как одна из консервативных наук, все еще употребляет маловыразительный термин «мероприятие», старается не употреблять слово «пиар», хотя все в школе занимаются им.

Сможет ли подросток, став взрослым, найти себя в сложном современном мире, не научившись грамотно, не провоцируя конфликт, позиционировать себя?  

Что вызовет более живую его  рефлексию: призыв «совершенствовать свой внешний облик» или предложение «заняться имиджем»? Что вырвет его из тусовки или оторвет от телевизора: привлечение к мероприятию или предложение подготовить школьное шоу?

Мы пытаемся организовать досуг учеников. Но без их заинтересованности сделать это невозможно.

Педагогика (методика) шоу аналогична КТД: выбирают, планируют, работают в группах, парах, получая консультации. Но результат – яркое, запоминающееся шоу. Для этого нужен добротный сценарий. Именно от качества сценария будет зависеть успех. Шоу – это не развлечение, это радость совместного творчества.

   Так как говорим о коммуникации, то остановимся на «фишке». Педагогам известно это слово. Правда упоминается оно, как нечто недостойное такой сферы, как образование. «Фишка» - это нечто яркое, запоминающееся, то, что привлекает внимание, что сразу бросается в глаза или «ложится» на  слух, западает в подсознание. Это то, что вызывает какие-то эмоции практически у всей аудитории. Реакция может быть разной, но она будет обязательно.

Есть 7 приемов воздействия на аудиторию. «Фишка» является совокупностью как минимум трех из них.  (Слайд 10)

   «Фишка» на уроке:

       -яркий опыт;

       - ролевая игра-реклама предмета (например, математики);

       - самопрезентация  учащихся как «знатоков» того или иного предмета;

       - пиар-акция (защита природы, защита прав личности, продвижение литературного героя в президенты и пр.) со всеми атрибутами реальных событий;

       - элементы рекламы (антирекламы) (Например, возвышение имиджа персонажа сказки, акция осуждения чьей-то деятельности);

        -  ролевая игра

Надо включать фантазию или пользоваться методиками других педагогов и психологов, но при этом  иметь педагогическое и эстетическое чутье.

 Еще больше возможностей для применения приема «фишка» во внеклассной работе.

   Все сказанное выше относится к вербальному общению. Параллельно с ним идет невербальное общение: жесты, мимика, позы, тон, взгляд, прикосновение.

  В заключение следует еще раз подчеркнуть, что коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а ее формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как учебной деятельности, так и внеучебных занятий.

Последовательность формирования коммуникативных  УУД

                1 класс

                2 класс

             3 класс

             4 класс

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками:

  слушать и понимать речь других;

  вступать в беседу с учителем, отвечая на поставленные вопросы;

  выразительно читать и пересказывать простой текст;

  читать наизусть стихотворение;

  оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

  Выразительно читать и пересказывать подробно и выборочно художественный и учебно-научный текст.

  Вступать в беседу на уроке, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста) и письменной речи (на уровне одного предложения).

Корректировать свою позицию.

  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне небольшого текста.

  Слушать других, уметь принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  Договариваться о правилах общения и поведения в процессе коллективной (групповой) деятельности, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне текста заданного типа речи) с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

  Использовать освоенные способы деятельности для понимания учебно-научного текста.

  Сотрудничать в совместном решении проблемы (учебной задачи)

Курс «Общение» для младших школьников

Цель.   Организация, обучение и корректировка общения.

Задачи: формирование, развитие коммуникативных умений, опыта их

                 использования в деятельности и вне ее; развитие речевых

                умений общения; формирование социальных установок,

               коммуникативных качеств, чувств.

Последовательность работы

  1. Диагностики по изучению состояния общения школьников.
  2. Анализ результатов по ряду параметров: содержание общения; интенсивность обсуждения различных тем; круг общения; активность общения; характер общения; среда общения.

Формы проведения:  ролевая  игра, дискуссия, драматизация,  моделирова-

                                         ние, проигрывание и анализ ситуаций, коллективное

                                         рисование, сочинение сказок и т.д.

    Занятия позволяют детям постичь красоту человеческих отношений, развить коммуникативные, речевые умения, социальные установки качества личности; сознательное творческое отношение к общению, внимательное отношение к партнеру по общению; способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге, дискуссии; творческую активность, воображение, доброжелательность.

                      ПРИМЕРНАЯ  ПРОГРАММА  КУРСА  «ОБЩЕНИЕ»

    Тема

  Содержание занятий

Методы.

Практические задания

1

Наша школа: история, правила поведения

Почему учатся в школе? Какие предметы более всего нравятся? Почему? Что нравится в школе? Что огорчает? Почему человек должен учиться?

Сюжетно-ролевые игры: «школа», «Знатоки». Составление и проигрывание сценок на темы: «Школа будущего», «Школа прошлого»

2

Интересное вокруг нас

Все ли можно познать? Почему? Невероятное вокруг нас. Какие вопросы вы задали бы всезнающему?

Игры: «Что? Где? Когда?», «Инопланетяне». Рисование не тему «Фантастический мир». Коллективное фантазирование «Наша планета в будущем».

3

Способности человека. Желания, увлечения

«Я и мир знаний». Все ли способны? Как добиться успеха? «Я и мои таланты». Что вы любите делать? Почему? О чем мечтаете?

Ролевая игра «Если бы я был волшебником». Представь себя волшебником. Произведи три чуда для себя, близких, для всех. Решение занимательных задач, отгадывание ребусов и т.д.

4

Я и семья

«Что в имени твоем». Мои родные. Помощь родителям, обязанности по дому. Правила поведения дома. С кем интереснее всего разговаривать в семье? Почему? Что вам нравится дома?

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Конкурс рисунков «Семейный портрет».Проективный рассказ «Моя будущая семья»

5

Человек без друзей, что дерево без корней

Кого можно назвать другом? Зачем нужна дружба? С кем вы дружите? Почему? С кем бы хотели дружить? Почему? «10 заповедей человечности». Как жить в ладу с собой и миром?

Групповая дискуссия «Друг- это тот, кто…». Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций. Игра «Волшебный стул»

6

Формы общения: приветствие, просьба, прощение и т.д.

Зачем нужны правила общения? Правила общения в дружбе. Деловое общение. Общение в гостях, транспорте, театре. С кем  вы не хотели бы общаться? Почему?

Решение проблемных задач по теме «Правила общения». Продолжение незаконченных рассказов. Ролевая игра «Мы ждем гостей»

7

Все профессии важны, все профессии нужны

Кем бы вы хотели стать?  Профессии родителей

Ролевые игры на тему «Кем быть?»

8

Книги -наши друзья

Что дает чтение? Библиотека в вашем доме. Аукцион любимых книг

Коллективное составление рассказов, сказок по картинкам, заданному началу. Придумывание по группам фантастического приключения. Игра-викторина «Знаешь ли эти произведения?»

9

Человек и природа

Научные представления о возникновении жизни на Земле. Библейские сказания о сотворении мира. Отличия человека от других земных существ. Здоровый образ жизни. Экологические проблемы.

Ролевая игра «Каким животным я хочу стать?». Игра –конкурс «Знаешь ли ты?». Экологическая игра «Лесной детектив»

10

Человек, общество, дети

Проблемы нашего общества. Родина человека. Страны мира. Народности. Права и обязанности детей.

Игра «5минут у карты». Рассказы о городах, в которых были дети. Коллективное рисование «Жизнь древних людей»

11

Человек и космос

Звездное небо над нами. Знаки зодиака. Человек-центр вселенной. Человек-ценность, мера всех вещей.

Сочинения на темы6 «Кто я», «Ради чего живет человек». Дискуссия «Главные ценности жизни». Коллективные рисунки «Земля- мой дом»

12

Язык, речь человека

О чем мы говорим? Речевая культура. Основы риторики. Выразительные средства речи. Диалог. Дискуссия. Беседа. Искусство общения.

Речевые игры: «Рифма», «Диалог», «Испорченный телефон» и др. Ролевая игра «Интервью». Конкурс «Знатоки пословиц»

13

Я - человек

Наследственность, среда, воспитание. Интеллект человека. Все ли мы помним? Почему? Зачем человеку воображение? Внимательные, рассеянные люди. Тест-анкета «Твои наклонности». Психологический тренинг.

Игра «Кто самый внимательный?». Упражнения: изобрази радость, удивление, огорчение, страх. По картине опиши характер, состояние человека. Игра «Что на что похоже?»

14

Мир человеческого общения

Общение живых существ. Красота человеческих отношений. Нравственные категории: добро и зло, милосердие и жестокость, ответственность и равнодушие и т.д.

Проигрывание, анализ ситуаций общения с товарищами, родителями и другими взрослыми в различных местах

15

Общение в моей жизни

Мой характер. Умею ли я общаться? Мой класс – мои друзья. Подари радость другому. Общение в семье. Общение на улице.

Анализ ситуаций. Праздник добрых поступков

16

Час вопросов и ответов

Любимые сюжетно-ролевые игры, драматизации. Разыгрывание импровизационных этюдов на сюжеты, предложенные детьми. Анализ ситуаций общения. Игра «Интересный вопрос-ответ». Путешествие в мир мудрых мыслей.

Тематика занятий по речевому этикету (авт. Е.В.Нечаева)

  1. Чем будем заниматься.
  2. Твое имя.
  3. Твоя фамилия.
  4. Родовое древо.
  5. Обращение.
  6. Приветствие.
  7. Звонок по телефону.
  8. Реакция на привлечение внимания.
  9. Я знакомлю разных людей.
  10.  Я знакомлюсь сам.
  11. Приглашение и ответ на него.
  12. Письменное приглашение.
  13. Приглашение по телефону.
  14. Просьба, предложение.
  15. Согласие и ответ на просьбу, приглашение, предложение.
  16. Отказ и ответ на просьбу, приглашение, предложение.
  17. Неопределенность и ответ на просьбу, приглашение, предложение.
  18. Поздравление и пожелание.
  19. Извинение и ответ на него.
  20. Комплимент и ответ на него.
  21. Жалоба и утешение.
  22. Благодарность и ответ на него.
  23. Прощание, пожелание при прощании.
  24. Выражение своей точки зрения.
  25. Веселая контрольная работа.

( №7, №11-97г.,  №3, №7-98г.)

Приемы эмоционального воздействия на аудиторию

         Прием

                                              Содержание

Прием символизации

Символом чего стал сейчас шестисотый «Мерседес»?  Что символизирует швейцарский банк? Благополучие, надежность, престижность.  А кто символизирует безусловную понятливость? Еж!

 (Используйте пословицы, поговорки)

Прием эмоциональной доминанты

Сенсация – это новость, преподнесенная с расчетом на неожиданность, на острейшее эмоциональное восприятие каждого.

Ассоциативное связывание

Содержание сообщения должно содержать в себе замаскированные стимулы, которые направляют сознание человека к определенным ассоциативным связям.

 Также важен порядок сообщений, так как впечатление, полученное от предыдущего сообщения, в какой-то степени накладывается на последующее.

Закон дремлющего эффекта

Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест: быстро и прочно усваивается информация, непосредственно касающаяся данной аудитории, и информация об угрозе или поощрении.

 «Повозка с оркестром»

Чем привлекали к себе зрителей странствующие актеры? Яркостью, праздничностью, «карнавальностью» появления. На уроке это может быть музыкальное сопровождение.

Ссылка на авторитет

Свидетельство «простых смертных», например, «обычных школьников», свидетелей события,- таких же, как и те, на кого направлено выступление.

  «Хук»

Переключение внимания: заставка видео или аудио, изменение интонации, введение игрового элемента – любое действие, немедленно привлекающее внимание

Элементы языка тела (жесты)

                       Позитивные

                   Негативные

  • Открытые ладони – честность, желание сотрудничать.
  • Руки у шеи – раздумье, нерешительность.
  • Наклоненная набок голова – проявление интереса.
  • Почесывание подбородка – процесс принятия решения.
  • Прищуривание глаз – поиск решения.
  • Манипуляция с очками – пауза для размышления.
  • Манипуляция с предметами – требуется дополнительная информация.
  • Пощипывание переносицы с закрытыми глазами – глубокая сосредоточенность, напряженное раздумье.
  • Потрагивание, легкое потирание носа, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение.
  • Потирание за ухом или перед ухом, потирание глаз – сомнения, обдумывание ответа.
  • При рукопожатии протягивает руку ребром вниз – позиция равенства.
  • При рукопожатии протягивает руку ладонью вверх – открытость, желание достичь соглашения.
  • Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают ладонь собеседника) – стремление показать свою искренность, дружелюбие, доверительность.
  • Широко расставленные ноги:

- в позиции стоя: агрессия, готовность к действиям;

- в позиции сидя: уверенность, внутренняя расслабленность

 * Ладонь, повернутая вниз, - властность. Со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление, стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию.  Способ нейтрализации: если Ваша ладонь оказалась внизу, сделайте шаг навстречу и приблизьтесь к партнеру. Когда Вы приблизитесь, Ваше положение ладоней, естественно, изменится и автоматически перейдет в вертикальное положение.

 * Руки, перекрещенные на груди, - попытка отгородиться от ситуации, негативная, оборонительная реакция.

 * Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями – враждебное отношение, возможность психической атаки.

 * Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья, - негативно-подавленное отношение к ситуации

Литература

  1. Асмолов А.Г.и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя, - М.: Просвещение. 2010.
  2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель. 2009.
  4. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Землянская Е.Н. Обучение в сотрудничестве. Учитель. 2002, №3
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности.// Начальная школа, 2011, №7.
  8. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетенции.// Начальная школа, 2011, №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...

Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внима...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»

Выступление «Формирование читательской компетентности младших школьников как средство повышения качества образования»...