развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности
материал (1 класс) по теме

Юдина Галина Валерьевна

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности. Что такое познавательные способности? как развиваю на примере внеурочной деятельности?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 слайд.

С ведением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появляется внеурочная деятельность. Вся внеурочная деятельность делится на 5 направлений, одно из которых интеллектуальное. Данное направление развивает познавательные способности.  

2 слайд.

Познавательные способности человека – это свойства мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.

Познание – это сложный и многоуровневый процесс.

3 слайд.

Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающий за познавательные способности каждого человека:

  • память – это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработка человеком разнообразной информации;
  • мышление – это психологический процесс познания, связанный с открытием  субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности;
  • воображение – это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте;
  • внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Чтобы, успешно развивать познавательные способности во внеурочной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы воспитания.

Считаю необходимым сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, с их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи. Также использую демократический стиль общения, обучения в зоне «ближайшего развития»; предоставляю возможность каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; стараюсь сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка и создавать условия для реализации его творческих возможностей.

4 слайд.

Возникает вопрос:

Как научить ребёнка искать и устанавливать связь между словами и делами?

Для этого лучше всего вовлечь его в практическую деятельность, для успеха в котором требуются знания. И тогда он сможет открыть для себя, что знания рождаются из дела и для дела, а не только для того, чтобы радовать родителей хорошими отметками.

5 слайд.

Вот тут-то и пригодятся шахматы. Потому что игра в шахматы – это есть посильная и интересная для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики деятельность.

6 слайд.

Начинающий шахматист радуется полной свободе, которую он получает в игре: как хочу, так и хожу. Но очень скоро он проникается уважением к теории, ограничивающей эту свободу, потому что на опыте собственных поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, чтобы побеждать. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на всё другое, чему учат в школе.

  • Вывод: Шахматы учат учиться.

Занимаясь шахматами, ребёнок научится соотносить мыслительные операции с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные знания, не ожидая от теории готовых решений.

  • Вывод: Шахматы учат творчеству.

7 слайд.

Стержневым моментом моих занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом я широко использую на каждом занятии занимательный материал, развивающие задания, игровые ситуации. Вот некоторые из них:

викторина «Вопросы из шахматной шкатулки»

(например: «Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка) или «Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича? (Добрыня Нитикич) или «Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье? (Алиса).)

8 слайд.

использую в работе учебник и тетради Игоря ГеориевичаСухина

например: игра «Перехитри часовых»

Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и поля, находящиеся под ударом чёрных фигур.

9 слайд.

рисование и раскрашивание шахматных фигур

10 слайд.

презентации о великих шахматистах

просмотр и обсуждение шахматных соревнований

компьютерные игры

11 слайд.

Результаты моей деятельности:

Учащиеся после посещения занятий шахматы в школе продолжают совершенствоваться шахматной игре в Детской Шахматной Академии, Доме Детского Творчества.

Участвуют в шахматных соревнованиях.

12 слайд.

В перспективе посещение Детской Шахматной Академии учащимися 1 классов.

13 слайд.

В заключении хочу сказать: «У шахмат большие познавательные возможности, потому что объективные закономерности развития и борьбы, постигаемые посредством шахмат, универсальны и их действие не ограничивается пределами шахматной доски. «Знающий шахматы – знает тайну жизни»

14 слайд.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности. подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска Юдина Галина Валерьевна

Слайд 2

Познавательные способности человека – это свойства мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.

Слайд 3

Основные аспекты отвечающие за познавательные способности: Память Мышление Воображение внимание

Слайд 4

Как научить ребёнка искать и устанавливать связь между словами и делами?

Слайд 5

Внеурочная деятельность. ШАХМАТЫ

Слайд 6

Шахматы учат учиться Шахматы учат творчеству

Слайд 7

Приёмы и методы на занятиях «Шахматы в школе» Викторина «Вопросы из шахматной шкатулки» Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка) Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный герой, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича? (Добрыня Никитич) Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье? (Алиса)

Слайд 8

Учебно-методический комплекс «Шахматы в школе» автор И.Г. Сухин

Слайд 9

Рисование и раскрашивание шахматных фигур.

Слайд 10

Просмотр и обсуждение шахматных партий Использование магнитной шахматной доски Презентации о великих шахматистах Компьютерные игры Рассказы из истории о шахматах «шахматный турнир» и т.д.

Слайд 11

Результаты: Учащиеся после занятий «шахматы в школе» продолжают совершенствовать в игре шахматы и посещают детскую шахматную академию, Дом детского творчества. Участвуют в городских и окружных соревнования по шахматам.

Слайд 12

План на перспективу: посещение детской шахматной академии.

Слайд 13

«Знающий тайну шахмат – знает тайну жизни»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей через внеурочную деятельность

Развитие познавательных способностей младшего школьника...

Развитие интеллектуальных способностей во внеурочной деятельности

Данный материал поможет проверить знания учащихся по окружающему миру....

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.

Доклад на тему «Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.» Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его л...

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников

Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности младших школьников...

Развитие познавательных способностей средствами внеурочной деятельности

Выступление на семинаре: В рамках реализации программы «Преемственность между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой»  для воспитателей дошкольных образовательны...