Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.
статья (2 класс) на тему

Доклад на тему «Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.» Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют. Творческий стиль жизни – это единственный способ  нормального существования и развития общества. На нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

  Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

 

 Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это единственный способ нормального существования и развития общества. На нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.

Как определил Президент в своем послании необходимо создать условия для получения образования на протяжении всей жизни.

 Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,    активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активностиучащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. 

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Для начала важно определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может бытьобъективно значима  или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В чем проявляет себя творческая личность?

  • Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
  • Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
  • Оригинальна, комбинирует различные находки.
  • Работа приносит ей удовольствие.
  • Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
  • Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии: игровые технологии; технология развивающего обучения; проблемное обучение; развитие критического мышления; технология «дебаты»; технология современного проектного обучения.

Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую начиная со среднего звена классные руководители не принимают должного участия в развитии творческого коллектива, они считают, что дети уже взрослые и самостоятельные. Но это не так……

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. И хотелось бы, чтобы учителя предметники, классные руководители не набирали в свой кружок только свой класс, а учитывали интересы учащихся и помогали им с выбором кружка.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто

- участвует в экспериментальной работе школы;

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я - концепции, самопознания и творческого самопроявления.

Выявление творческих способностей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.

1. Познавательная потребность.

А) активность - ребенок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнает, тем более ему хочется знать.

Б) потребность в самом процессе умственной деятельности

В) удовольствие от умственного напряжения.

2. Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

А) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

Б) сформированность навыком логического мышления, стремление к рассуждению, общению, выделению главного, классификациям.

В) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

3. Креативность (творчество).

А) особый склад ума

Б) установка на творческое выполнение задания

В) развитость творческого мышления и воображения.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Эта способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Если работать по индивидуальной программе творчества одаренных детей, активно включать детей с творческими способностями в совместную творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся, вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то повышается качество знаний и умений, уровень самостоятельности учащихся, развивается мыслительная деятельность, речь учащихся, развиваются творческие способности ребенка.

Начиная с первого класса, в работе необходимо использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребенка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Начиная со второго класса, учитель работает над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения.

Вслед за выявлением проблемы идет поиск её решения. Поэтому далее учитель учит выдвигать гипотезу, т.е. строить предложения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно", - говорили еще древние греки. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

Ещё необходимо научить детей наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность - сплав внимательности и мышления.

На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками – поделку, макет, проект, реферат и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детей собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

Предлагаю провести конкурс творческих работ учащихся 1-11 классов. Предоставить право учащимся выбрать направление и тему работы. Выполненные работы рассмотреть учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы.

В работе оценивать познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отметить работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т.д. Презентация работ станет праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда.

Предполагаемый результат такой работы:

  • Усвоение учащимися алгоритма научного исследования;
  • Формирование научного мировоззрения учащихся;
  • Расширение кругозора школьников в предметных областях;
  • Вооружение учащихся универсальными способностями учебной деятельности;
  • Развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию;
  • Формирование социального опыта в труде и общении;
  • Профессиональный рост учителей, расширение знаний, как в области своего предмета, так и педагогической науке;
  • Возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Хотелось бы чтобы в основе   работы каждого учителя и руководителя кружка с учащимися по развитию творческих способностей лежали слова  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей во внеурочное время

Выявление наиболее продуктивных способов решения проблемы развитие творческих способностей на примере личного опыта организации внеурочной деятельности. ...

Обобщение опыта по внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности"

Материал был использован в целях обмена опытом на семинаре учителей начальных классов...

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования, поэтому стараюсь построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок стал главной действующей фигурой в реали...

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности обучающихся.

laquo;Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, к...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

      Внеурочная деятельность для обучающихся – это способ, где можно обучиться тому, чему не может научить общепринятый урок, это тенденция в реальном мире, проба и поиск ...