Обобщение опыта по внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности"
материал по теме

Марченко Татьяна Ивановна

Материал был использован в целях обмена опытом на семинаре учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 2

Как хорошо, что есть театр!

Он был и  будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что стандарт направлен на обеспечение: «…духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляется «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».

Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с поэтическим словом. Я уверена, что театр, сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой.

Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ  детей. Он играет большую  роль в  формировании личности ребенка, доставляет   много радости,   привлекает  своей  яркостью,  красочностью,  динамикой  положительно  воздействует на зрителей.

Занятия в кукольном театре благоприятно отражаются и на общем развитии детей.   Театр позволяет формировать опыт социального общения и  поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, сказка несут нравственную и эстетическую направленность. В детстве всегда хочется быть похожим на любимых героев. Театрализованная деятельность – это игра, а игра, в свою очередь, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие эмоциональной и физической скованности.

      Атрибуты кукольного театра являются идеальным инструментом психологической коррекции. Спрятавшись за ширму, говоря от лица куклы, ребенок получает уникальную возможность побороть  свои страхи публичного выступления, стать уверенным.

Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Моя задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро. Исходя из этого, важную роль играет подбор репертуара  кукольного театра – ведь это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие.

Замечено, что дети стали значительно реже восхищаться и удивляться,  сопереживать, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры сводятся к компьютеру. Это сложнейшая проблема современности, ею занимаются психологи и социологи. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, то есть в данном случае кукольный театр.

СЛАЙД 3

Кукольный театр способствует решению целого ряда учебных задач:

  • Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства;
  • Развитие творческих и актёрских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
  • Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимание, доверия, уважения друг к другу.

СЛАЙД 4

Для достижения этих задач я используя следующие формы работы кукольного театра:

Беседы и рассказы о театре

На вводном этапе я провожу  беседы и рассказы о театре, знакомлю с историей возникновения театра кукол, с видами театров, с театральными играми и упражнениями, театральными терминами. В начале курса были проведены беседы с детьми на тему «Что такое театр», «Какие бывают театры». Дети знакомились с профессиями в театре (актер, художник, бутафор, композитор и т.д.)

СЛАЙД 5

Индивидуальные и коллективные творческие задания

Выполняются индивидуальные и коллективные творческие задания.

СЛАДЙ 6

Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, викторины

Читаем художественные произведения, рассматриваем иллюстрации, проводим викторины.

СЛАЙД 7

Просмотр мультфильмов, обсуждение сюжета,  характеристика действующих лиц.

Просматриваем мультфильмы, обсуждаем сюжет, характеризуем действующих лиц.

В результате данной работы происходит развитие речи, расширение кругозора, обогащение и пополнение словарного запаса.

СЛАЙД 8

5. Театрализованные игры

Театрализованные игры, творческие игры с книгами-панорамами, этюды с пальчиковыми, перчаточными  и конусными  куклами, куклами-ложками развивают детей творчески, развивают индивидуальные способности детей, учат сочинять истории, развивают воображение, фантазию детей, учат смелости при публичном выступлении. Другими словами происходит развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, коммуникабельности.

СЛАЙД 9

творческие игры с книгами-панорамами

Дети знакомятся с правилами театральной жизни, с куклами и элементарными приемами ее управления, работают над простейшими этюдами (шутки - малютки, юмористические сценки, поучительные истории). На репетициях закрепляются приемы кукловождения, вырабатывается четкая и выразительная артикуляция, развиваются творческие способности.

СЛАЙД 10.

этюды с пальчиковыми, перчаточными куклами, куклами-ложками

На последующих занятиях дети  учатся  пользоваться  различными  интонациями,   произнося  фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо, строят диалоги,  самостоятельно  выбрав себе героя. Также  на занятиях  используются различные этюды  на  развитие  эмоциональной  сферы,  которые  вырабатывают  у  детей способность  понимать  эмоциональное   состояние   другого  человека,  умение  адекватно выразить  своё. Этюды помогают ребёнку осознать себя,  посмотреть на  себя со стороны,  способствуют  формированию  самоконтроля,   повышают уверенность в себе.

СЛАЙД 11

6. Инсценировка басен, стихотворений

Дети работают не  только за ширмой, но и занимаются инсценировкой басен, стихов. Значимым моментом является преодоление порога застенчивости, страха. Одержав небольшую победу над собой, участники приобретают решительность, так необходимую для жизни.

СЛАЙД 12

7. Моделирование сказок в пластилине

Моделирование сказок в пластилине помогает детям лучше обладать пластикой рук, развивает мелкую моторику рук. Занятия помогают стать раскрепощеннее, учат легко излагать свои мысли, тоньше чувствовать.

СЛАЙД 13

8. Посещение театров

Дети приобретают опыт поведения в общественных местах, перенимают опыт у профессиональных актеров, познают окружающий мир.

СЛАЙД 14

9. Рисование эскизов кукол, декораций, изготовление реквизита, пригласительных билетов, афиш

10. Украшение сценического пространства

Изготовление кукол  - это творческий процесс, каждая кукла, созданная руками детей уникальна. Создаем головы кукол из папье-маше, первоначальную форму лепим из скульпторского пластилина. Далее раскрашиваем, шьем костюм. Еще делаем куклы из мягких и резиновых игрушек. Это помогает приобщить детей к доступному им труду, расширяет кругозор, фантазию.

СЛАЙД 15

11. Прослушивание музыкальных произведений, использующихся в качестве музыкального сопровождения спектакля

Музыка является неотъемлемой частью кукольного спектакля. Она может предшествовать началу спектакля и служить фоном для его отдельных моментов. Музыка подчеркивает ритмичность движений кукол, создает настроение. Через знакомство с музыкой происходит обогащение духовного мира ребенка.

СЛАЙД 16

12. Подготовка кукольных спектаклей

  • чтение произведения, просмотр мультфильма;
  • знакомство со сценарием кукольного спектакля;
  •  изготовление кукольных персонажей, декораций;
  •  распределение ролей, обсуждение характеров героев;
  •  разучивание текста сценария (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп);

- обучение соединению действий кукол со словами, установка мизансцен;

- премьера кукольного спектакля

Для постановки кукольных спектаклей используем как наши, так и зарубежные сказки. Участие в спектаклях приучает детей к четкой речи, правильно оформленной фонетически и интонационно, а соприкосновение с искусством превращает процесс в яркое увлекательное занятие. Подготовка, постановка спектаклей, их музыкальное оформление, изготовление кукол, выполнение декораций – все это помогает  развивать чувство прекрасного. На мой взгляд, это решает актуальные современные задачи, важнейшими из которых являются задачи духовно-нравственного воспитания.

Кукольный спектакль – это результат кропотливой и многочасовой работы, вначале отрабатываются небольшие эпизоды, постепенно переходя ко всему спектаклю. Здесь совершенствуется и доводится до автоматизма умение управлять куклой, концентрировать внимание, правильно строить речевое высказывание, активизировать выразительные возможности куклы.

Работа над спектаклем объединяет детский коллектив.

Структура занятия:

Занятия построены таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т. е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического.

Занятие состоит из 3 частей:

- вступительная часть – организационный момент. Психологический настрой. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, рук, упражнения для развития речи.

-основная часть – практическая работа. Введение в тему. Работа над сказкой. Овладение техникой кукловождения, работа над установкой интонации сказочных персонажей.

-заключительная часть – рефлексия - подведением итогов. Выявление эмоционального настроя детей.

Я стараюсь на занятиях:

​ Способствовать  развитию  детской  фантазии,  воображения,  памяти, детского творчества.

​ Развивать  речь  и  обогащать  словарный  запас  детей.

​ Развивать  творческие  способности детей

​ Дети также учатся выразительно  передавать  характер выбранного  персонажа  и  его  эмоциональное  состояние.

На занятиях использую упражнения для развития выразительности речи, дикции и дыхания, что совершенствует речевой аппарат ребенка. В связи с этим проводим специальные упражнения. Учимся говорить четко без запинок, четко проговаривая слова, не «глотать» окончания слов. Для работы используем тексты, дикционные упражнения. Упражнения на четкое произношение слов и словосочетаний, фонетическое ударение, а также упражнения на четкое произношение звуков, упражнения на заданный звук, скороговорки, поговорки. Учимся и выразительности речи. Нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро. Используем упражнения на интонацию в поговорках. Отрабатываем и правильное дыхание. Речь представляет собой озвученный выдох. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произношением фразы.  Выполнение игровых заданий с куклами помогает детям лучше обладать пластикой рук.

Занятия помогают детям стать раскрепощеннее, учат легко излагать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Через любимую деятельность – игру можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Театрализованные игры позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других.

   

Занятия проводятся в форме бесед с показом видеоматериалов, иллюстраций, фото, кукол, организуются поездки в театр, просмотр спектаклей; практических занятий по изготовлению эскизов декораций и кукол.    

         Реализация программных мероприятий невозможна без сотрудничества с родителями. В течение учебного года они могут интересоваться успехами детей, посещая открытые занятия, спектакли, которые реально отражают успехи их детей. Родители становятся неотъемлемой частичкой коллектива. Для этого необходима их помощь в изготовлении кукол, реквизита. В конце учебного года проводится спектакль, на которые приглашаются родители всех учащихся, спектакли показываем учащимся других классов. 

Итог:

-Занятия ребятам нравятся

      У детей пробудился интерес к театрально-игровой деятельности. Дети стараются естественно действовать на сцене. Совершенствуются художественно-исполнительские умения, развивается речь. Дети проявляют интерес к художественной литературе. Учатся ясно выражать свои мысли, чувства, эмоции, оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными действиями, бережно относятся к театральным куклам, реквизиту, декорациям.  

 Итог:

   Я считаю, что дети,  которые   занимаются кукольным театром,   становятся   более раскрепощёнными,  почти   совсем   избавляются   от стеснения  и  скованности,  становятся   более  открытыми,   легкими  в  общении,   обретают уверенность   в  себе,   становятся более   музыкальными.   Приобретенные   качества обязательно   помогут   им   в будущем   найти   свое  место  в обществе,   чувствовать себя   уверенно   и  комфортно   в  любой   ситуации.

Несмотря на достигнутые результаты необходимо продолжать работу по развитию интереса к театральной деятельности, совершенствовать интонационную выразительность речи, активизировать познавательный интерес детей..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта по внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности» учителя начальных классов МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской обл.» Марченко Т. И.

Слайд 2

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно, Всегда готовый утверждать Все, что на свете человечно. Здесь оживают наши сказки И с ними светлый мир добра

Слайд 3

Задачи кукольного театра: - овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства; - развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; - создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу

Слайд 4

Формы работы кукольного театра 1. Беседы и рассказы о театре 2. Индивидуальные и коллективные творческие задания 3. Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, викторины 4. Просмотр мультфильмов, обсуждение сюжета, характеристика действующих лиц.

Слайд 5

5. Театрализованные игры, «Курочка Ряба» (конусные куклы настольного театра) «Три поросенка»

Слайд 6

творческие игры с книгами-панорамами творческие игры с книгами-панорамами

Слайд 7

этюды с пальчиковыми, перчаточными куклами, куклами-ложками

Слайд 8

6. Инсценировка басен, стихотворений «Ворона и лисица» «Спор овощей!»

Слайд 9

7. Моделирование сказок в пластилине

Слайд 10

8. Посещение театров

Слайд 11

10. Рисование эскизов кукол, декораций, изготовление реквизита, пригласительных билетов, афиш

Слайд 12

11. Прослушивание музыкальных произведений, использующихся в качестве музыкального сопровождения спектакля

Слайд 13

12. Подготовка кукольных спектаклей: чтение произведения, просмотр мультфильма; знакомство со сценарием кукольного спектакля; изготовление кукольных персонажей, декораций; распределение ролей, обсуждение характеров героев; разучивание текста сценария (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп); - обучение соединению действий кукол со словами, установка мизансцен; - премьера кукольного спектакля

Слайд 14

На гастролях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей через театральную деятельность

Презентация "рассказывает" о возможностях развития у детей творческих способностей через театр...

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.

Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальну...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...

Адаптация к школьной жизни первоклассников средствами театральной деятельности. Из опыта работы.

В период психологической адаптации ребенка к школе у 67-68 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки...