Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.
материал на тему

Ивкина Наталья Юрьевна

 

    Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальную на данный период не только в нашем маленьком коллективе,  но и в обществе в целом.

     В Мордовии делается акцент на продолжение и развитие национальных традиций. Нравственные ориентиры, отраженные в  самобытной культуре мордовы, актуальны по сей день. Народное творчество – неиссякаемый источник культурных ценностей. Мы не могли оставить без внимания народную сказку... Получение легкой добычи, нежелание трудиться, зависть чужому успеху, тщеславие – можно ли назвать эти пороки устаревшими? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kuygorozh.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности

Сценарий сказки « Куйгорож.»Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.

 (Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Школа №27»                           Ивкиной Н.Ю.)

                                                            Театр – искусство прекрасное!
                                                                     Оно облагораживает, воспитывает человека.
                                                                     Тот, кто любит театр по настоящему,
                                                                     Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!                      

                                                                                                                         К.С.Станиславский

         Детство - это вхождение в Роль. Дети обучаются играя в игры и примеривая на себя то Роль родителей, то любимых кино- или теле -героев, то Роль персонажей книг. Играя, у ребенка есть возможность раскрыться в новом образе, найти новые достоинства в своей личности.

        Сегодня государством заявлен запрос  не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

   Самостоятельностью в принятии решений

    Умением отвечать за свои решения

    Способностью нести ответственность за себя, своих близких

    Готовностью действия в нестандартных ситуациях

    Обладанием приемами учения и готовность к постоянной переподготовке

   Обладанием набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний

    Толерантностью, т.к. жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов.

.

    Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальную на данный период не только в нашем маленьком коллективе,  но и в обществе в целом.

     В Мордовии делается акцент на продолжение и развитие национальных традиций. Нравственные ориентиры, отраженные в  самобытной культуре мордовы, актуальны по сей день. Народное творчество – неиссякаемый источник культурных ценностей. Мы не могли оставить без внимания народную сказку... Получение легкой добычи, нежелание трудиться, зависть чужому успеху, тщеславие – можно ли назвать эти пороки устаревшими?

Куйгорож.

(Пьеса по мотивам мордовской народной сказки)

Действующие лица

  1. Дед Пятань  Сергей    
  2. Акуля, его жена
  3. Мать Акули
  4. Куйгорож
  5. Петр Иванович – купец    
  6. Старик Карп
  7. Сосед Павел Иванович.

                                          Картина первая

Старый дом. Покосившийся забор. У забора растет крапива. Сквозь крапиву видна полуразвалившаяся  лавка.

Акуля: Ох, Пятань Сергей, жили мы, жили,

Ничего не нажили.

Пятань  Сергей: (Уныло, глядя куда-то в сторону.) Да, Акулина. Некому нам и в хозяйстве помочь. Дом у нас старенький, трубы нет, топится по-черному. Нет и красивой лампы. Вот соседи как поживают.

Акуля: Как нам нашему горю помочь?

Пятань  Сергей:  (Прибодрившись.) Ты забыла Акулина про свою мать (авай). Хоть и живет она бедно, одна кошка черная у нее. Но говорит народ, что она колдунья. Может превращаться и в свинью, и в огненный костер. Давай ее позовем, может надоумит чему.

Акуля: (Вглядываясь в даль.) А это кто на дороге показался, к нам путь держит. Ни маменька ли.

Пятань  Сергей: (Радостно.)  Она, она …Легка на помине.

 Мать Акули:  Здравствуй (Шумбрат), доченька Акуля.

Акуля:    Здраствуй мама.

Пятань  Сергей:  Ты здесь, милая теща. Здраствуй, мать (авай) !

Мать Акули:    Здраствуй и ты, зятек.

Пятань  Сергей:  Калякайте тут. А я покурю.

Мать Акули: Доченька, хотя я сама тебя научила, а ты больше меня знаешь. Может быть, ты думаешь жизнь свою устроить, как ваши соседи?

 Акуля: (Задумчиво) Да, мать (авай), свою жизнь могу я устроить еще лучше. Только мне шесть недель придется посидеть на яйце и вывести Куйгорожа. Он все сделает и даст богатство.

Мать Акули:  Тогда что же ты его не высидишь

Акуля: (Лениво, потягиваясь.) Забот с ним много, вот и думаю, стоит ли.

Мать Акули    Доченька, вам за соседями не угнаться. У них три рабочих лошади, да овцы, да много другого добра.

Акуля: (Раздраженно.) Терпеть не могу этих соседей, мать (авай). Я оставлю им во дворе только дубовый кол. Больше об этом нечего говорить, мать (авай). (Уверенно.) Что я задумала, то и сделаю.

Мать Акули: Бог с тобой, доченька. Только мне пора в путь –дороженьку.

Акуля:   Прощай, авай.

Пятань  Сергей: :Ушла что ли теща ?

Эх,  пропадем зимой мы с тобой, Акуля, с голоду.

Акуля:  Не горюй, старик. Ты найди в лесу совиное гнездо и возьми из него яичко, которое ближе к краю лежит. Из него я Куйгорожа выведу, он нам поможет.

 Пятань  Сергей: (Соглашаясь.) Хорошо, Акулина. Пошел я. Вот и лес, с богом (Крестится). Нет нигде совиного гнезда.

(Возвращается.) Пришел ни с чем, Акуля, нет нигде совиного гнезда.

Акуля: Ты крестился по дороге?

Пятань  Сергей: Крестился.

Акуля: Вот потому и не нашел совиного гнезда. Куйгорож крестного знамения не любит.

Пятань  Сергей:  Пойду еще раз. Может и найду совиное гнездо. Руки мне свяжи, чтобы нечаянно не перекреститься. (Уходит.)

А вот и гнездо, и яичко.

За деревом голос: «Возьми меня! Отнеси бабке Акуле

 (Пятань Сергей развязывает руки. Кладет яичко в шапку, бежит к Акулине.).

 Пятань  Сергей:  Вот, Акулина, яичко.

Акуля: Ну а теперь, я три недели на печи буду сидеть, Куйгорожа высиживать.

(Сидит. Дед подает пить.).

  Куйгорож: Кик-кик! Давайте мне работу. А не дадите, я избу по бревнышкам разбросаю.

Пятань  Сергей: Кто  это?

Акуля: Это Куйгорож из яйца вылупился. Скорей придумай для него работу. Он не может без работы жить. Не дашь ему занятие, так он все кругом разрушит и нас с тобой убьет.

Пятань  Сергей: Чего-чего, а дел у нас невпроворот и в поле, и во дворе. Вот тебе задание, Куйгорож: поле вспаши, рожью засей, и пусть она к утру поспеет!

Куйгорож: Кик-кик! Не боятся руки муки, а ноги- дороги, будет сделано.

Пятань  Сергей: (Радостно.) Ох-ох-ох! Не сеял, не пахал, а с урожаем.

Акуля ! Акуля ! Теперь, Акуля, мы не пропадем. Вот если бы еще новую избу сделал нам Куйгорож, тогда и вовсе зажили бы мы на славу…..

Акуля: А ты прикажи ему.

Куйгорож : (Требовательно.) Кик-кик! Что делать? Давайте работу!

Пятань  Сергей:  Новую избу сделай к утру. И чтоб лавки новые были, и печка новая.

Куйгорож : (Весело.) Не бояться руки муки, а ноги-дороги, будет сделано. (Вот новая лавка, новый дом, новая печка).

                                       

                                            Картина вторая

Красивый дом, золоченое крыльцо. Около дома растут цветы. По двору беззаботно гуляют куры и гуси.

Пятань  Сергей: (Важно, гордясь собою.) Не хуже людей мы теперь с тобой живем, Акуля. Вот только хлев у нас старый, а в хлеву никакой скотины нет.

Куйгорож: Кик-кик! Я тут как тут. Дайте мне работу.

Пятань  Сергей: Сделай новый хлев,  и чтоб в нем полным-полно было всякой скотины.

Куйгорож:  Не бояться руки муки, а ноги-дороги, бу дет сделано. (Делает.)

 Акуля:     Дом есть, хлев есть, скотины много…. Добра в избе не хватает. Попроси у Куйгорожа шубу для меня и платьев разных, красивых. И себе попроси одежи и обувки крепкой.

Куйгорож:    Кик-кик! Что делать? Давайте работу.

Пятань  Сергей:  Вот тебе задание, чтоб в избе было что душе угодно: и одежда, и обувь, и посуда.

Куйгорож:   Не боятся руки муки, а ноги дороги, будет сделано.

( Старик со старухой примеривают обновы.)

Пятань  Сергей:  (Растерянно.) Ну, что еще мы у Куйгорожа попросили? Все у нас есть. Теперь мы богаче всех на селе.

( Стук.)

Купец (Уважительно.) Здорово живешь, Сергей Петрович!

Пятань  Сергей: (Важничая.) Того и тебе желаю, Петр Иванович! Сядь со мной рядом, погорим о хозяйстве.

Купец: Сергей Петрович! Теперь ты стал жить богато, даже большую пасеку имеешь. Давай начнем вместе торговать.

Пятань  Сергей: Что же, Петр Иванович давай!

(Акулине, горделиво.) Видишь, он теперь только нашел мое имя и род, а раньше звал меня Пятань Сергей.

Купец:  По рукам, сосед.

 Пятань  Сергей:  По рукам. (Озабоченно.)

Пожалуй, нечего бездельничать, время идти, а то как бы рой не улетел.    (уходит).

 Акуля: Живем мы с Сергеем на диво людям. Торгуем гречихой, закупаем гусей. Все есть. Только Куйгорож не дает покоя, как бы от него избавится?

 Куйгорож: Если хочешь жить, так живи, а коль меня высидела, то дай мне работу. Да и про соседей ничего не говоришь.

Акуля:  Что я скажу?

Куйгорож: Как что? Ты мне говорила, когда я еще в яйце был, что ты своему соседу оставишь только дубовый кол. Я вижу, ты заставляешь меня работать только на себя.

 Акуля: Да я, дитятко, из-за того и высидела тебя, чтобы нажить богатство. А ты без дела не будешь. Как я поклялась, что  соседу оставлю только дубовый кол, так и сделаем. Иди, дитятко, у соседа трех лошадей погуби.

Куйгорож:  Будет сделано.

Сосед: Что за шум в хлеву. Лошади пали. Горе, мне горе.

Акуля: (Куйгорожу.)  Пусть овцы заболеют.

Куйгорож:  Не боятся руки муки, а ноги дороги, будет сделано.

Сосед: Опять шум в хлеву. Овцы, мои овцы все заболели. Это не иначе как жена Пятань Сергея так сделала! Что же теперь делать? Придется искать выход, а то она, пожалуй, всю скотину изведет. Пойду к старику Карпу, он меня научит. Он в этом деле смыслит.

Сосед:  Что мне делать, дядя Карп, ведь задумала соседка меня разорить.

Старик Карп:   А как, Павел Иванович?

Сосед: Да в прошлую ночь пали три лошади, в эту – овцы заболели.

Старик Карп: Если напал Куйгорож, это трудно его удержать. Да вот что, Павел Иванович, я тебя научу. На тебе три восковые свечи, ты их свей в одну и положи под венец. Выверни наизнанку свою шубу, надень ее и полезай под лавку. Когда будет подходить Куйгорож и скажет: «Мне нужно дело, оно поручено моей матерью, я сделаю его, меня не удержать». Ты в это время скажи «Я дам тебе дело». «Какое?» - спросит он. «Да вот какое: свей из песка веревку». Тогда он закричит «Догодались, погубили, погубили». И убежит. Так и сделай, Павел Иванович, иначе погубит тебя эта ведьма.

Сосед: Спасибо, дядя Карп, за совет. До свидания. Так и сделаю.     (Уходят.)

Появляется Куйгорож.

Куйгорож: :  Кик-кик. Давай работу.

Акуля:  Иди к соседу, умори остальную скотину.

Куйгорож:   Будет сделано. (Уходят.)

Появляется сосед Павел Иванович.

Сосед:  Вот три свечи, вью в  одну. Положу под венец. Одену шубу, спрячусь под лавку. Нет сладу с этой ведьмой. Погубит она меня.

 ( Тишина.. Появляется Куйгорож..)

Куйгорож: Мне дано дело, я выполню его, а никому меня не удержать. Что мне приказано, то и сделаю.

Сосед: Куйгорож, я дам тебе дело.

Куйгорож   Дай  (Свистит.)

Сосед: Иди свей из песка веревку.

Куйгорож:   (Страшным криком.) Догадались, догадались! Пропал я, пропал я!   (Убегает к старухе.)

Вставай, матушка, давай мне дело!

 Акуля:   Ты ходил к соседу, выполнил, что я тебе говорила?

 Куйгорож:  (Кричит.)  Дай мне дело!

Акуля :  Отдохни!

Куйгорож:  (Настойчиво.) Дай мне работу!

Акуля: (Раздраженно.) Отдохни, сказала!

Куйгорож:  Меня высидела не отдыхать, а работать.

(Свалил печку. Разрушил дом..)

                                       Картина третья

 Разрушенный дом, упавший забор.

Входит Пятань Сергей. Видит плачущую Акулю, вытирающую слезы старым дырявым запоном (фартуком). Ни дома, ни печки, ни какого богатства.                                                                                                                      

                                                             Конец

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности

В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...

Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»

Занятия по внеурочной деятельности  можно построить по единому алгоритму.  Эти этапы должны найти место на каждом внеурочном занятии, н...

Развитие творческих способностей через театральную деятельность

Презентация "рассказывает" о возможностях развития у детей творческих способностей через театр...

Обобщение опыта по внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности"

Материал был использован в целях обмена опытом на семинаре учителей начальных классов...

Сценарий к театральной постановке по мотивам русской народной сказки "Колобок – румяный бок"

Действующие лица: Рассказчица, Хор, Старик, Старуха, Колобок, Зайцы – 3, Волк, Медведь, Лиса...