Разработка урока обучения грамоте Звук и буква Щ,щ.
методическая разработка (1 класс) по теме

Краснова Ирина Яковлевна

Разработка урока обучения грамоте  Звук и буква Щ,щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_gram.doc42.5 КБ
Office presentation icon zvuk_shchshchshch.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте «Звук и буква Щ,щ»

Цели: познакомить с новыми буквами «Щ щ», дать представление детям о звуке «щ» как о непарном глухом, мягком звуке; формировать навыки чтения, умение работать с текстом; развивать речь учащихся, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

                                       Ход урока

I Орг. момент

II Повторение пройденного

   1. Чтение предложений с договариванием  до конца (карточка).

 2. Интеллектуальная разминка

   Все ответы на вопросы должны начинаться с буквы «Э».

- Вагоны электрички тащит …   (электровоз).

- Его можно услышать в лесу, в горах, на берегу реки.  (Эхо)

- Сорт мороженого на палочке.  (Эскимо)

- Что общего у монитора и телевизора?  (Экран)

- Лесенка в метро. (Эскалатор)

- Мероприятие, поход в музей, на выставку, по городу.   (Экскурсия)

  3. Чтение в «Русской Азбуке» текста «Где обедал, воробей?»

- На наш урок прилетел необычный гость. А кто  это  вы узнаете, когда прочитаем стихотворение   на   стр.60    . Кто автор этого произведения? (Самуил Яковлевич Маршак)      Читаем хором.     

       - Кто к нам прилетел?    (воробей)                                                   СЛАЙД

       - У кого он побывал в гостях?

       - У кого был на праздничном обеде?    (медведь)

       - Кто его встретил агрессивно?       (крокодил) из зверей?

- В какое время года птицам тяжелее всего?

- Как мы можем им помочь?

III Постановка темы и целей урока

  - Наш воробей не просто прилетел к нам в гости, он приготовил игру «Доскажи словечко»

Капризные  сандалии

Однажды  мне  сказали:

- Боимся  мы  щекотки

Сапожной  строгой….. (щетки)

У  меня  пропал  носок,

  Утащил  его …..     (щенок)

Медведица  рыщет,

Медвежат  под  ёлкой …… (ищет)                         

 - Вспомните,  какой  звук  чаще  всего  встречался  в  словах ?

   -ПОДУМАЙТЕ, какая  сегодня тема урока?

- Как паровоз выпускает пар?

                                                 (Щ-щ-щ)      слайд ЩЩЩЩЩ

IV Работа по теме урока

А)   Знакомство со звуком /Щ’/

Загадка:  Полосатая злодейка

                 Съест любого малыша:

                 Пескаря, плотву, уклейку.

                 Не проглотит лишь ерша .     (щука)       ЩУКА слайд                                

    Составьте схему. * - Разделите на слоги. - Произнесите первый звук в 1 слоге. Что можно сказать об этом звуке? - Каким цветом обозначим?

* - В гости к нам приплыла еще одна рыба. На слайде  лещ

Догадались,  как она называется? ЛЕЩ            

   

Составьте схему. Поставьте ударение.           (поставить нельзя, т.к. одна гласная)

- Назовите последний звук в слове  «ЛЕЩ»

- Охарактеризуйте его.                                                         

                                                                                                                               

       ВЫВОД:  Согласный, шипящий, всегда мягкий, глухой. СЛАЙД

* придумайте слова с новым звуком.

  2. Игра «Кто больше слов запомнит со звуком «щ».

Щенок решил помыться,

Взял щётку – и вперёд!

Щекотки не боится

И, щурясь, шёрстку трёт. (щенок, щётка, щекотка, щурясь)

  3. Знакомство с буквами «Щ щ» слайд ЩЩЩ написана

- На что похожа? ( щётка, расчёска)

VI Продолжение работы по теме урока

Читаем слоги в красной рамке, слова в столбиках.

(шитикова, худяков, фрунзе- продолжают читать слова в столбиках)

Какая из рыб является героем Рнс ? (щука)

С 62. Рассмотрите рис. Составьте предложения по рис.

Чтение скороговорок по рядам. Найдите и подчеркните в словах сочетания ща, щу.

ФИЗМИНУТКА в 9.50

Посмотрите на иллюстрацию на с 63. О чём будет стихотворение?

Читают только девочки, а мальчики выделяют сочетания о которых мы только что говорили. О Каких ? (ща и щу)

Теперь читают мальчики. В каких словах вы подчеркнули сочет.?

На слайдах Игра Доскажи словечко 1р-1, 2 р-2, 3р-3, 4р – вместе. В каких словах нам встретились сочетания ща, щу? С какими гласными они написаны? сА сУ.

СЛАЙД. Вставить проп буквы: вставляем буквы, думаем а вслух говорим только сочетания.

Мы громко проговорили все сочетания. Какой вывод может сделать?

Ча ща пиши с буквой А

Чу щу пиши с буквой У.

Сравним наши выводы с учебником.

Физминутка для глаз.

С 65 Послушайте загадку: Капризные сандалии Однажды мне сказали

Боимся мы щекотки, Сапожной, строгой…. (щётки) Составит схему нам Полина

А все тренируются читать.

(вопросы….)

У меня пропал носок, Утащил его    (щенок)

Читаем (Вопросы, про предлоги…)

СЛАЙД  Составьте слова. ( ИНДИВИД Задание)

Щавель, щепки, щёчка, щипцы – составить схемы. (проверка)

Слайд Из букв данного слова соберите новые слова:

ИНД Задание  щупальцы сост схема

ЩУПАЛЬЦЫ пальцы,   щуп, пыль,  пыльца, лупа, лапы, упал

Слайд Прочитайте чистоговорку. Назовите слова, с сочетанием, о которых мы сегодня говорили. (щука)

Назовите слова которые  отвечают на вопрос КТО?


VII Итог урока Что нового мы узнали на уроке?

Познакомились с буквой и звуком Щ.

Давайте проверим, как вы усвоили материал тесты с 51. 1 задание.

С каким правилом мы познакомились? Хором.

Слайд Развивайка. 

НАЙТИ В СЛОВАРЯХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЩА, ЩУ.

НАРИСОВАТЬ К НИМ РИСУНКИ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ СЛОВА.

Ну, а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение.

Я открыл для себя …

Я легко справился …

Мне было трудно ….

Самое интересное для меня было …

- Вы все были МОЛОДЦЫ. Похлопали себе за работу.

Спасибо всем за урок!

  Щавель,                                                  ЩУПАЛЬЦЫ

 щепки,

щёчка,

щипцы

Щавель,                                                    ЩУПАЛЬЦЫ

 щепки,

щёчка,

щипцы

Щавель,                                                         ЩУПАЛЬЦЫ

 щепки,

щёчка,

щипцы

Щавель,                                                                  ЩУПАЛЬЦЫ

 щепки,

щёчка,

щипцы

ЩУПАЛЬЦЫ                   ЩУПАЛЬЦЫ                                  ЩУПАЛЬЦЫ

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинаем наш урок.

Слайд 4

Щ егол Щ ебетал, Щ енка восхи Щ ал.

Слайд 7

Вывод: [ Щ ’] - согласный, всегда мягкий, шипящий, глухой.

Слайд 10

Доскажи словечко Ща-ща-ща – я поймал в реке … Щу-щу-щу – щуку я … Щи-щи-щи – ты меня в лесу … Ащ-ащ-ащ – мы наденем … леща тащу ищи плащ

Слайд 12

Вставь пропущенные буквы: овч а рка площ а дка щ у ка леч у

Слайд 13

Запомни! Ч А – Щ А пиши с буквой А . Ч У – Щ У пиши с буквой У .

Слайд 15

ЩА ПКИ ЩЕ ПЦЫ ЩИ ВЕЛЬ Прочитайте слоги, составьте слова.

Слайд 16

Из букв данного слова соберите новые слова: ЩУПАЛЬЦЫ

Слайд 17

ЩУПАЛЬЦЫ пальцы, щуп, пыль, пыльца, лупа, лапы, упал

Слайд 19

РАЗВИВАЙКА НАЙТИ В СЛОВАРЯХ СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ Щ А , Щ У . НАРИСОВАТЬ К НИМ РИСУНКИ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ СЛОВА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...