РМО для учителей-логопедов
материал по теме

Ткаченко Наталья Васильевна

Доклад на РМО логопедов

по теме:

«Совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_dlya_logopedov_doklad_tkachenko.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Никольская средняя школа Белгородского района Белгородской области»

Доклад на РМО логопедов

по теме:

«Совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках ФГОС»

Подготовила:

Ткаченко Наталья Васильевна

учитель начальных классов

31.01.2013

Федеральный государственный  образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам. Условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

- коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;

- познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа) , с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы в образовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.

В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности-уровень сформированности этих умений и навыков детей.

Сегодня в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Все большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость детей данной категории детерминирует необходимость организации специальной коррекционной помощи, психологической и социальной компенсации трудностей развития.

Основная образовательная программа разрабатываеся образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. В связи с этим школа как социальный институт призвана соблюсти баланс интересов между потребностями, запросами(государственными, общественными, семейными) и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состоянием здоровья. Достигается это через составление и реализацию программы коррекционной работы (ПКР), которая является обязательным разделом основной образовательной программы.

Важным компонентом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение образовательного учреждения специалистами соответствующей квалификации. Механизмами реализации программы  могут быть и взаимодействие специалистов школы (логопед, дефектолог, психолог, учитель–предметник, классный руководитель, воспитатель), обеспечивающих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, и социальное партнерство, и сетевое взаимодействие организаций различных ведомств. Поясню: для того, чтобы программа коррекционной работы была сначала качественно разработана, а затем успешно реализована, школа как минимум должна иметь соответствующий штат сотрудников. При этом программа коррекционной работы является только общим ориентиром для составления образовательным учреждением собственной ПКР, которая может быть разработана на основе модульного принципа и состоять из нескольких подпрограмм (например, подпрограмма лого-коррекционной работы, подпрограмма психокоррекционной работы и др.). Подпрограмма может включать модули рабочих коррекционно-развивающих программ: предупреждение нарушения чтения (1 класс), коррекция нарушения письма (2-4 классы). Количество подпрограмм и модулей, их содержание определяются качественным составом детей, нуждающихся в специальной помощи, и обеспеченностью образовательного учреждения кадрами.

В нашей школе родительские собрания с посещением логопеда проводятся два раза в год: в начале года и в конце года, на которых логопед дает практические консультации-рекомендации. Распространяется наглядный материал в виде памяток, буклетов.

Также проводятся консультации для учителя (в данном случае для меня), где логопед знакомит в доступной форме с нарушениями устной (1 класс) и письменной речи учащихся 2-4-х  классов. В совместных беседах ищем совместные пути решения проблемы по улучшению усвоения учебного материала у детей, посещающих логопункт.

Наряду с традиционными методами взаимодействия: консультации для учителя, совместные родительские собрания, параллельное посещение уроков и занятий, печатные рекомендации (памятки, методические рекомендации и т.п.) в совместной работе - мы используем папку с накопительными материалами, для детей, посещающих логопункт.

          Так как одно из направлений ФГОС - это развитие и воспитание самостоятельно развивающийся личности, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, то, следовательно, знания «добытые» на логопункте, должны быть закреплены. В эту папку логопед помещает интересный, познавательный материал, для закрепления изученного. Ребенку в ненавязчивой форме во внеурочное время (группа продленного дня) предлагается выполнить задания из папки. Также в этой папке есть и занимательный материал: ребусы, кроссворды, анаграммы. На начальных этапах - в первом классе, штриховки. По желанию, занимательный материал в эту папку может помещать и учитель.

Вы обратили внимание на то, что в папке в основном материал черно-белого цвета. По исследованиям ведущих психологов, черно-белый цвет наглядного, иллюстративного материала лучше усваивается детьми с какими-либо нарушениями, в нашем случае - речевыми, т.к. цветной материал отвлекает их от главного - выполнения заданий. Некоторые задания – в одном экземпляре, что способствует совместной деятельности – по 2-3 человека. Дети общаются, обсуждают, решают вместе совместную задачу. Другие же задания в нескольких экземплярах – предусмотрены для индивидуальной работы.

Материал в папке размещен в «хаотичном  порядке». Сначала мы думали размещать его по разделам: ребусы, кроссворды, материалы для чтения, но в совместной беседе пришли к выводу, что материал так лучше усваивается. Дети не ищут нужный материал по разделам, а выполняют то, что считают на данный момент интересным.

В данном виде работы мы придерживаемся принципа «не навреди», если ребенок не хочет в данный момент выполнять задания, то ему не следует «навязывать» данную папку. Выполненные задания просматривает учитель и логопед, и выявляют тем самым  наиболее «слабые» места ученика. Этот вид работы очень нравится детям, вызывает у них оживление и любознательность.

Таким образом, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Родительское собрание в 1 «б» классе 11 октября 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....