Развитие ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности
статья (1 класс) по теме

Львова Светлана Александровна

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность15.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности»

В современной Концепции образования все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен.

Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях. Жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации.

Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта, пассивно получающего информацию, до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

Таким образом, обозначается проблема – как осуществить развитие такой личности ребенка, которая сможет противостоять этим неблагоприятным внешним факторам. Ведь, если человек будет образован, самостоятелен в принятии решений, увлечен, то он будет являться той зрелой, социально адаптированной личностью, которой представляется широкое поле для ее реализации.

Цель педагогической деятельности: развитие ключевых компетенций учащихся.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • диагностика первоначального уровня сформированности ключевых и предметных компетенций учащихся
  • организация обучения на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности;
  • оценка результатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и  развития ключевых компетенций учащихся.

Формирование ключевых компетенций.

Цель: реализация компетентностного подхода при обучении  на I  ступени обучения.

Задачи. 

  • Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в образовании.
  • Формирование ключевых компетентностей у обучающихся.
  • Повышение качества образования у обучающихся I ступени через деятельностный подход.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика.  Повышение общей информационной культуры учащихся.
  • Развитие мотивации к изучению  за счет расширения пространства учебного предмета, в том числе формирование ключевых компетенций.

Этапы работы над проектом

  • Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
  • Этап реализации.
  • Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

Остановлюсь на том, что же такое компетенция?

 Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • общекультурные;
  • компетенции личного самосовершенствования;
  • социальные.

Из предложенных компетенций считаю наиболее значимыми: учебно-познавательную, коммуникативную и общекультурную.

Учебно-познавательная:

  • В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. И, если в 1 классе основная роль в разбиении задач на подзадачи все еще лежит на учителе, в 3-4 классах ученики сами могут справиться с этой работой.
  • На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
  • На всех параллелях ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда приводится список дополнительной литературы. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) проводится на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
  • На уроках окружающего мира учащиеся продолжают овладевать такими простейшими методами изучения , как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез), протекающий в живых организмах.
  • После отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы;

Коммуникативная: 

  • Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
  • С первого урока и на каждом занятии вводятся новые термины. Многие, введенные на ранних этапах изучения уточняются, дополняются и усложняются. На уроках оценивается умение учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных, связных и логичных высказываний с грамотным использованием терминов.
  • Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.

Общекультурная компетенция: 

  • На первых этапах изучения – осознание роли науки в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира. В дальнейшем – овладение познаниями и опытом деятельности науки – как составной части жизни человека и человечества. Осознание роли в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

 Для развития ключевых компетентностей нужно использовать такие педагогические технологии, которые предполагают поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему.

Методы формирования компетенций: 

1. Поиск и сбор информации: в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках. 2. Обработка информации: - систематизация информации; - составление планов и схем к тексту; - подготовка вопросов к тексту; - задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. 3. Передача информации: - подготовка сообщений и рефератов по теме; - подготовка стенгазет, стендов. 4. Исследовательская и экспериментальная деятельность, предполагающая различные методы исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование).  

Все эти методы объединяет проектная деятельность учащихся - подготовка групповых и индивидуальных проектов, их презентации.

В 2010-2011 учебном году ученики 2 Б класса работали над проектом «Я смотрю на цветы и слышу музыку звезд». Проект уже завершен, поэтому можно сделать некоторые выводы.

Цель работы над проектом:

Осуществление компетентностного подхода к применению технологии бумагопластики; формирование ценностного отношения к окружающему миру; развитие творческих способностей детей; создание эксклюзивных подарков и предметов для оформления интерьера.

Задачи:

  • реализовать компетентностный подход;
  • формировать учебные компетенции;
  • дать учащимся представление о разнообразии цветов;
  • способствовать формированию целостного восприятия мира;
  • научить пользоваться справочной литературой;

Составлено календарно-тематическое планирование:

  • Сентябрь. Загадки и стихи о цветах.
  • Октябрь. Роль цветов в жизни человека.
  • Ноябрь. Использование цветов в жизни человека.
  • Декабрь. Легенды и придания о цветах.
  • Январь. Цветочный гороскоп (Доклады учащихся)
  • Февраль. Изготовление цветов в технике оригами.
  • Март. Изготовление цветов в технике бумагопластика.
  • Апрель. Изготовление цветов в технике квиллинг.
  • Май.  Защита проектов.

Этапы проектной деятельности:

  • Подготовительный:
  • объяснение учащимся цели работы;
  • разделение учащихся на творческие группы: кореспонденты, дизайнеры, эксперты, менеджеры, географы, статисты, литераторы.

Была проведена диагностика и анализ исходного уровня учащихся.

Провели мониторинг                                

Вопрос

Ответ

«не знаю»

(человек)

Почему мы называем: аспидистру - дружной семейкой; арум, монстеру – плаксами; зефирантес – выскочками; плющ восковой – восковым деревом; фикус резиновым деревом?

25

Какой цветок называют столетником из-за поверья, что он цветет один раз в сто лет?

24

Какое растение любит, чтобы «голова его была в огне, а ноги в воде»?

25

Сок, какого комнатного растения применяют как лекарство?

24

У каких комнатных растений обнаружены фитонциды?

16

Какое растение умеет «шагать» по стене?

21

Какое комнатное растение в народе называют «бабьи сплетни»?

8

На каком растении писали древние египтяне, и как называлась бумага которую из него изготавливали?

12

Назовите растения, у которых нет настоящих листьев?

25

Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы?

18

Анализ в начале учебного года показал:

  • дети активны и заинтересованы, но недостаточно общаются с природой, их знания о цветах в основном теоретические и оторваны от реальной жизни;
  • дети не очень четко понимают, как сильно взаимосвязана жизнь человека с природой и в частности с цветами;
  • желание детей изучать и защищать природу родного края не находит практического применения, в силу низкой мотивации и потому, что для этого им необходима помощь и искреннее участие взрослых;
  • 56% учащихся класса мало знакомы с темой «Комнатные растения»;
  • у 42% нет комнатных растений дома, а если и есть, то дети не знают их названия и не умеют ухаживать за ними.

Каждый ребенок выбрал цветок и начал собирать материал.

2)Этап реализации.

Работа над проектом увлекла не только детей, но взрослых. Они вместе с детьми искали информацию о цветах, готовили презентации, приносили в класс цветы, изготовленные своими руками, для оформления кабинета.

 Попытались сами придумывать загадки о цветах, основываясь на полученных знаниях (общекультурная компетенция). Дети рисовали цветы, которые видели в парке, в лесу, дома на подоконнике или присутствовали в загадках.

Рассмотрели на уроках окружающего мира цветы вблизи, обсудили их внешний вид и особенности строения в зависимости от того, в какой местности и в каком климате они первично произрастают (учебно-познавательная). Познакомились с родиной комнатных растений. Это помогло систематизировать знания учащихся о растениях. Они сами учились делать выводы о том, какие условия необходимы для конкретного растения, и как за ним нужно ухаживать (общекультурная). Подготовили сообщения об истории комнатных растений. При этом ученики получили навыки работы с дополнительной литературой (общекультурная) и для работы привлекали родителей (коммуникативная), что я считаю очень важным. Влияние детей на родителей также важно, как и влияние взрослых на детей. Постепенно прослушали все доклады ребят, отмечая разность подхода, сложность текста и эстетичность оформления.

Узнали, что все «цветы»  подразделяются на группы:

I. Красивоцветущие.

II. Декоративно-лиственные.

III. Папоротники.

IV. Вьющиеся, лазящие и свисающие – ампельные.

V. Суккуленты. Кактусы.

Для закрепления знаний разгадывали тематические кроссворды.

Узнали много полезного о цветах. (учебно-познавательная) Провели это в форме ролевой игры (коммуникативная). Для развития понятия о природе, не только, как об источнике материальных благ, но и как об источнике красоты и предмете нашей заботы, составили панно из цветов, выполненных в технике бумагопластика и коллективную композиция на тему «Любимые цветы» (общекультурная).

Проводили опыты(учебно-познавательная) по определению условий, необходимых для жизни растений, в результате которых выявили:

- листья растений меняют свое положение относительно источника света;

- растение теряет влагу;

- потребность растений в освещенности;

- потребность комнатных растений в тепле;

- с какой стороны листа в растение проникает воздух, необходимый ему для дыхания;

- необходимость растений в питательных веществах;

- способы размножения растений;

- продлили жизнь растению.

Когда я заметила повышение интереса детей при выполнении заданий проекта, я предложила детям выбрать темы исследовательских работ для участия в школьной научно-практической конференции, на которой ребятам нужно было  аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность (общекультурная, коммуникативная). Наиболее заинтересованные дети, подготовили работы по разнообразным темам.

Дети писали творческие работы. В них выразили отношение к растению, как к другу. Проявился интерес и желание заботиться о цветах.

Повторно в апреле провели мониторинг.                

         Вопрос

Ответ

«не знаю»

(человек)

Почему мы называем: аспидистру - дружной семейкой; арум, монстеру – плаксами; зефирантес – выскочками; плющ восковой – восковым деревом; фикус резиновым деревом?

0

Какой цветок называют столетником из-за поверья, что он цветет один раз в сто лет?

2

Какое растение любит, чтобы «голова его была в огне, а ноги в воде»?

1

Сок какого комнатного растения применяют как лекарство?

0

У каких комнатных растений обнаружены фитонциды?

3

Какое растение умеет «шагать» по стене?

1

Какое комнатное растение в народе называют «бабьи сплетни»?

3

На каком растение писали древние египтяне, и как называлась бумага, которую из него изготавливали?

2

Назовите растения, у которых нет настоящих листьев?

1

Листья этого растения имеют по форме сходство с листьями крапивы?

3

Анализ показал, что знания детей расширились. Дети хорошо ориентируются по теме «Цветы».

Провели защиту проекта «Я смотрю на цветы и слышу музыку звезд». Сочинили стихи о цветах. Работа над проектом позволила расширить экологические знания учащихся, их представления о роли цветов в природе и жизни человека. Отмечено повышение заинтересованности детей в работе, желание сделать интереснее и лучше.

 Мы проследили, на каких этапах работы над проектом формируются нужные нам компетенции. Использование проектной методики дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности, развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники. Систематичное и активное использование проектов приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения. Нельзя не сказать и о том, что они способствует укреплению здоровья учащихся. Дети чувствуют свою успешность, на протяжении всей работы остаются активными и неуставшими.

   

Список литературы.

 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Изд. Академия АПК и ПРО: М., 2003г. - 98с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Официальные документы в образовании. – 2002 г. -  4. – с.3-31.

Лебедев О.Е. "Компетентностный подход в образовании".// "Школьные технологии. " - 2004г.  

Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. 2007г. Ряписов Н.А.  2007г. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г. – 132 с. (Школьное образование.)

Маскин В.В., Петренко А.А. Меркулова Т.К. "Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу": Практическое пособие/ Под ред. Маскина В.В. – М.: Аркти, 2008г. – 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают  требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации,   структуру...

Выступление на МО "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"

В выступлении раскрывается проблема, определены группы ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенци...

Развитие ключевых компетенций учащихся

Выступление на педсовете...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»

Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:·  ценностно-смысловые компетенции;·  учебно-познавательные,·  информационные;&midd...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность...