Доклад "Новые подходы в обучении младших школьников русскому языку"
статья (2 класс) по теме

Почекаева Наталья Владимировна

Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены на уроке, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Тема: Новые подходы в обучении младших школьников  русскому языку.

                                           План:

  1. Введение.
  2. Требования к  преподаванию  русского языка в начальных классах.
  3. Новые подходы в обучении младших школьников русскому языку.

     4. Обучение учащихся учебному сотрудничеству.

    Урок-это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными временными рамками этап учебно-воспитательного процесса. В нём представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы,организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

   Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке. Но так, как урок-это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трёх уровнях:

-на уровне восприятия, осмысления, запоминания;

-на уровне применения знаний по образцу;

-на уровне применения знаний в новой ситуации:

    Требования, предъявляемые к уроку:

  1. урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике
  2. часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
  3. изложение  учебного материала на уроке может и должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций, в других случаях материал изучается путём постановки учителем проблемы и раскрытия  её доказательным решением.

Одно из основных требований к уроку предусматривает его научность, непременным условием научности  является ознакомление учащихся с доступными им методами науки. Существенной стороной урока является индивидуализации обучения , Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы -весьма нелёгкая задача.

Это, во-первых, использование учебного материала различной степени сложности, учитывающей интересы  и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем. Во-вторых, поручение учащимся заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. В третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.

     Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели.

     Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть чёткой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения.

  Первая задача школы -развитие ребёнка, которое и позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки.

-Что же такое развитие? Это не только приращение знаний, умений, навыков, но и приращение знаний  и умений в способности, в возможности свободной деятельности. Развивающий урок -это не урок готовых истин, а урок поиска истины. Его признак-сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес.

  Установку на развитие учащихся  и можно считать современной стратегией школьного обучения.

   В трактовке психологов: Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.В.Репкина  «Развивающее обучение-это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребёнка». В качестве основы развития школьников они рассматривают  учебную деятельность.

   В учебной деятельности ребёнок обретает способность учить себя или умение учиться.

Умение учиться, формируемое в учебной деятельности резко выделяется из ряда всех школьных умений, ребёнок становится субъектом собственного развития-человеком обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.

Если ребёнок на уроке задаёт познавательные вопросы, любит решать нестандартные задачи, рассуждает , доказывает свою точку зрения, спорит-значит он умеет учиться.

     На уроках учитель ставит перед ребёнком задачу. Её недостаточно просто выдвинуть-задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать его собственным вопросом.

     Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными  «открытиями» учеников:

    1.Они должны обнаружить, что чего-то не знают

    2.Они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к её решению.

          Тема урока: «Ь иЪ разделительные знаки».

Учитель предлагает классу попытаться решить задачу о том, как в каждом конкретном слове выбирать нужный разделительный знак, самостоятельно. Но даёт подсказку: предупреждает, что выбор знака зависит от его места по отношению к корню слова.

Детям предлагается провести небольшое исследование, они работают по группам.

                свин-я              лис-я            в-юга

                в-юнок              от-ехал        с-ёжился

                об-елся            в-юга            стул-я

Сообща дети подбирают однокоренные слова, выделяют корни, записывают свой результат на доске. После того, как класс принимает общее решение, формируется правило: « ъ знак пишется после корня, ь знак в корне и за корнем»

            Тема: «Мягкий знак в конце слова».

Изучение нового материала начинается с разбора слов

                    шест        шесть

-Что  означает слово шест?

-Что означает слово шесть?

-Назовите звуки и буквы этих слов.

-Сколько букв и звуков в каждом слове?

                4б.4зв.         5б.4зв.

-Что вы можете сказать о числе звуков и букв в этих словах?

-Почему в словах шесть букв больше, чем в слове шест?

-Дайте характеристику последнему звуку в слове шест.

-Как на письме обозначен твёрдый согласный звук?

-Дайте характеристику последнему звуку в слове шесть.

-Как на письме обозначен мягкий согласный звук?

-Почему же букв в слове шесть больше, чем в слове шест?

-Давайте теперь прочитаем, что сообщается о ь знаке в нашем учебнике.

-Прочитаем научные сведения о букве ь знак.

-Прочитайте только ту часть, в которой объясняется, что показывает ь знак.

-Прочитайте, когда пишется ь знак.

    Для первичного закрепления учитель может предложить следующее задание.

-Вместо ?  знака поставить подходящие цифры.

                        луг                 брат                     сеть

                    3 | 3                   4 | 4                         ?

Для закрепление нового материала даётся самостоятельная работа №114 (по степени трудности)

     А-( 1, 3 предложение)

     Б- (2, 4 предложение)

     В-( 5, 6 предложение)

При проверке ученики объясняют, где находится в словах ь знак.

-Как вы думаете, есть ли в русском языке слова, в которых ь знак находится в середине слова?

-А есть ли слова, в которых ь знак находится и в середине и в конце слова одновременно? (сельдь, пельмень)

-Расскажите, что вы любите делать?

Для этого вам необходимо дополнить одно из этих предложений по выбору нужными словами.

        Я люблю---- в---.

        Я люблю---,-----.

        Я люблю --- с----.

        Я люблю----на----.

На протяжении всего урока знания были получены в процессе поиска, путём решения поисковых задач, а затем подтверждались научно, т. е. как об этом написано в учебнике.

  Принципы постановки учебной задачи:

а) вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация , уточнение первой темы.

б) прежде чем вводить новое знание,необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.

в) не вводить знания в готовом виде, даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок.

г) правило должно появиться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правила, а формулировать его своими словами.

д) Логика перехода от задач к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

В школе ребёнку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое научное знание, следовательно школьник должен быть включён в новые формы сотрудничества со взрослыми. Если учитель хочет научить детей учиться: искать то, чего они ещё не знают, учебное сотрудничество необходимо.

 Примеры учебного сотрудничества:

-Спишите предложение без ошибок   «Я ошыбок не лублю!»

-Учитель диктует слова орфоэпически и просит детей, прежде чем писать, спросить про все опасные места.

Ясно, что во время занятий в классе учитель опирается не только на чисто учебное содержание, но и на личностно-эмоциональное общение. Учитель только в том случае сможет развить ребёнка, если налаживает с детьми все формы сотрудничества.

Учебное сотрудничество и умение учиться-это начало и конец одной и той же способности.

Умеющий учиться -это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков-с книгой, с компьютером, с любым умелым и знающим человеком.

   Первым таким источником для ребёнка оказывается учитель начальных классов.

В каких случаях ученику нужен учитель, в каких случаях ученик самостоятельно и по собственной инициативе должен вовлекать взрослого в учебное сотрудничество?

Ученику нужен учитель в ситуации, когда ребёнок столкнувшись с новой задачей, убедился, что эта задача действительно новая, т. е. он не знает способов её решения. Любой человек попавший в такую ситуацию находит три варианта действия:

  1. создать, изобрести новый способности
  2. найти недостающий способ в книгах
  3. узнать у учителя

Третий вариант-норма для младших школьников, владеющих учебным сотрудничеством.

Что же должен уметь ученик для того, чтобы обратиться к взрослому как к учителю, вступить в учебные отношения:

  1. выделить в задаче принципиально новые условия
  2. провести анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к новым условиям
  3. зафиксировать несоответствие условий задачи и наличие способов действия
  4. указать на эти противоречия взрослому

-Например, ученик умеющий проверять орфограммы только в корне, пишет слово пылесос и обращается к учителю:

  • «Здесь безударная гласная между двумя корнями (выделено новое условие).-Я могу её проверить родственным словом пылинка (проба известного подбора) -Но я не знаю, можно ли так проверять орфограмму за корнем (вопрос учителю)

Есть три типа заданий, специально предназначенные для упражнений детей в сотрудничестве с учителем

  1. задания- «ловушки», учитель задаёт вопрос, и работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к детскому неверному ответу. Дети либо повторяют ответ учителя, либо дают свой собственный ответ -верный или неверный.

-Посчитайте, сколько слов в предложении.

Лодка (на)скочила (на)камень.

У одних детей ответ-5слов, у других-4слова, у учителя-5слов.

-Кто со мной согласен?

В классе обязательно найдутся дети, которые согласятся с учителем, и те кто не согласен.

  1. Задачи, не имеющие решения, воспитывают небуквальное неисполнительское отношение к заданию учителя

-Даны слова:опята, пятница, пятнышко, пятнистый.

-Найдите, для какого слова окажется проверочным слово -пять?

«Исполнитель», хорошо усвоивший понятие «корень» слова , скорее всего назовёт слово -пятница, знающий ученик возразит: «Корень этого слова не надо проверять, он ударный».

              3.Задания, требующие чёткого осознания учеником границы своих знаний, своих возможностей.

  а)       д---              -р--                  --у-             -ру-

            в---              --а-                  ---г             -р-г

Это задание позволяет определить, способен ли ребёнок ориентироваться на объективную возможность действовать, или он склонен действовать наугад.

-Карточки надо разложить на 2 группы со спрятанными словами друг и враг. Но если нельзя понять какое слово «спрятано», эти карточки положи отдельно.

б)  границы применения проверки безударных гласных в корне слова надо учитывать при выполнении такого задания:

-С помощью однокоренных слов проверь безударную гласную только там, где это нужно и можно сделать:

        к-рандаш, з-лёный, п-лёт, перекр-сток

в) ЭВМ-сломалась. Сформулируй орфографические правила, которые надо запрограммировать заново, если машина сделала такие записи

      Мамонт с  валился въяму.

4.Задания, формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

   Записали словарные слова, а для фонетического разбора берётся одно слово, чтобы узнать это слово, дети задают умные вопросы:

-Это существительное, м.р. ед.ч. ,окончание   а, 1скл, и т. д. И узнают слово.

Для того, чтобы ребёнок не только овладел самой вопросной формой, но и сам искал, о чём надо спрашивать, нужны ситуации, в которых дети точно знают,что они этого не знают. Такова многолетняя ситуация письма с пропуском слабых позиций.

На уроках русского языка должна присутствовать и групповая форма работы. Начинать детское сотрудничество на уроке можно буквально в первые дни школьного обучения. Все задания выполняются лучше, если дети сначала работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах. Особенно эффективны те задания, при выполнении которых дети могут опираться на средства контроля: на схемы, модели.

-Придумайте своё предложение к схеме.

    ---     ---      ---    ---.

Многие дети хотят отвечать, идут к доске, составляют своё предложение, но обнаруживают, что составили или короткое или слишком длинное предложение, так как вообще забыли проверить себя по схеме.

Обучение сотрудничеству начинается с образца совместного решения задачи.

Учитель вызывает к доске одного из бойких учеников и вместе с ним показывает классу , как надо помогать друг другу, чтобы всё у всех получалось хорошо и правильно.

Учитель придумывает своё предложение и с учеником ведёт беседу-диалог.

-Интересное я составила предложение?

-А правильно  составлено моё предложение?

-Проверь его по схеме.

Ученик обратившись к схеме убеждается, что предложение «слишком длинное»

-Давай сократим его.

-Теперь верно?

-Одного слова не хватает.

-Какое слово добавим?

Прочитай наше предложение.

Зайчик испугался хитрой лисицы.

Покажем всем, что мы вместе сделали работу(берёт ученика за руку и они вместе поднимают руки.  Этот жест будет обозначать: «Мы -готовы»

Следующее задание по новой схеме предложения ученики пробуют выполнить вдвоём.

Благодаря учебному сотрудничеству ребёнок может самостоятельно расширить собственные знания, умения, навыки, способности. Ребёнок , пришедший в школу, ещё не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться при определённой организации обучения. Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества , является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку

    Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать   комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...

Развитие национальных русско-еврейских традиций, духовного единства при обучении младших школьников русскому языку как неродному.

Развитие национальных русско-еврейских  традиций, духовного единства при обучении младших школьников русскому языку как неродному.Статья отправлена на Первый Всероссийский конкурс науч...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

Современные принципы обучения младших школьников русскому языку

В данном учебном пособии рассмотрены основные принцыпы обучения младших школьников русскому языку...