Доклад на тему "Работа над текстовыми задачами"
методическая разработка по теме

Серен-Чимит Урана Калдар-ооловна

Доклад на тему "Работа над текстовыми задачами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekstovye_zadachi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б.Кара-Сала

 

               В жизни возникает бесконечное множество жизненных ситуаций , которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий. Это задачи.

                                           

                                             

                 

          Умение решать текстовые задачи у учащихся начальной школы сформировано недостаточно, о чём свидетельствуют результаты мониторинговых работ 4 классов в 2006 году по всей республике. В журнале «Башкы»№ 4 2006 г  чётко указано : « Важнейшей задачей начального математического образования является формирование у школьников приёмов решения текстовых ( сюжетных задач). Предметными знаниями и умениями по математике в 2006 г. овладели 71,7 % учащихся начальной школы, что значительно ниже результатов за 2005 год.

          Таким образом, учителям начальных классов необходимо совершенствовать методы и приёмы работы по обучению детей решению текстовых (сюжетных) задач, шире использовать элементы эффективных современных педагогических технологий обучений и оценка качества знаний учащихся, в том числе и тестовую форму контроля.

          Под мониторинг качества образования попадают выпускные 4 классы начальной  школы И самые трудные задачи тоже приходятся на 4 класса. Но следует учесть взаимосвязь работы учителя в предыдущих классах с 1 по 3.В основном это задачи на процессы.

Процессы

Величины характеризующие этот процесс

Купля – продажа                                              

Цена, количество, стоимость

Измерение массы    

Масса одного предмета, число предметов, масса всех предметов

Измерение площади прямоугольника  

Длина прямоугольника, ширина прямоугольника, площадь прям-ка

Работа

Производительность труда, время работы весь объём работы

Расходование материалов

Норма расхода материала на одно изделие, число изделий, расход материалов на все изделия  

Сбор урожая

Урожайность, площадь посева, весь урожай, собранный с этой площади

Равномерное движение

Скорость, время, пройденный путь

 

              В таких задачах учащиеся не умеют выделить искомое и данные, установить связи между величинами, входящими в задачу, составить план решения, выполнить проверку полученного результата.

               Одной из причин такого положения является то, что традиционная практика не способствует осознанному усвоению математических знаний, предусмотренных программой, развитию мышления и творческой активности учащихся. Зачастую обучение решению задач сводится к показу образца и разучиванию способов решения. При этом основное внимание направлено на реализацию единственной цели получение ответа на вопрос задачи. Необоснованно много внимания и неоправданных затрат времени идет на оформление краткой записи и решения задачи в ущерб осознанному поиску ее решения.

               Для того чтобы ребенок осознал суть задачи, он должен сохранить возможность сознательного контроля за своими действиями.

               При обучении математике по системе  Эльконина-Давыдова главной задачей является формирование у ребенка действия самоконтроля.    

         Учителя не всегда задумываются о причинах возникновения ошибок, недостаточно умело подбирают задания для их предупреждения. Легче предупредить, чем работать над уже допущенной ошибкой. Надо наметить пути их преодоления. Учителю полезно придерживаться следующей последовательности:

  1. рассмотреть решение ученика.
  2. решить задачу самому и сравнить с решением ученика.
  3. попытаться воссоздать ход мысли ученика.
  4. рассмотреть каждый шаг решения и установить причину ошибки.
  5. продумать приемы работы над ошибками.

  При этом надо ориентироваться на умение ученика анализировать текст задачи.

   1) Прочитать задачу. Запомнить все данные и вопрос задачи. Выяснить все                                    

        непонятные слова и выражения.  

   2) Выделить смысловые части (уткалыг кезектерге чарар). Отметить                               наиболее важные слова, относящиеся к данному и искомому.

        Кратко записать, сделать чертеж.

   3) Выяснить можно ли найти искомое одним действием. Наметить       последовательность простых задач, т.е. план решения.

   4)  Опираясь на план, отыскать необходимые действия, мотивируя каждое из них. Произвести вычисление.

   5)  Проверить решение и ответ. Подумать нет ли других способов решения.                                  

   

              Рассмотрим некоторые приёмы, позволяющие разнообразить работу над ошибками и их предупреждением.

              - Решение пар задач с одинаковыми данными,но с различными величинами.

      1. Аразынын ыраа 177 км. ортээлдерден теплоход биле катер бот-боттарынга уткуштур денге унупкен 3 шак болгаш олар уткужа бергеннер.Теплоходтун дургени 32 км./ш Катернин дургенин тып.

      2.   Садыгга яблоктун 2 ангы сорттарын садып турган.Оол 177 рубльга сорт бурузунден 3 кг. садып алган.Бирги сорттун яблогунун кг. ортээ 32 рубль болза,2 сорттун яблогунун ортээ чежел?

.                                 177-(32*3)=81

                                   81:3=27

               -   Взаимообратные задачи (Бердингени домей, айтырыглары ангы) Скорость, время,  расстояние.

               -     Задачи с недостающим данным (Бердингенинин кайы бирээзи четпес)

        1     Чадаг-тергежи суурлар аразынга 3 шак чораан.Ийи суурнун аразынын ыраан тывар.(Дургени билдинмес)

               Такую задачу смогут решить только сильные учащиеся.

               -     Страх перед задачей с многозначными числами.(Дать такую же задачу с меньшими числами)

               -        Найди верное решение:

                                        а)   (320-30)+100=390

                                        б)   (320-100)+30=250

         

                 -      Дать схему решения задачи:

                       

 

                                         Х-Х=Х

                                         Х+Х=Х

                                          360+Х=Х

                                           Х+Х=770      

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б.Кара-Сала