Разработка урока русского языка в 4 классе в рамках системно - деятельностного подхода в условиях реализации .
план-конспект урока (4 класс) по теме

Кирова Анна Михайловна

Урок русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола" с учетом стандртов второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Класс: 4.

Учитель: Кирова А.М.

УМК: «Школа России».

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема: Неопределенная форма глагола

Основные цели:

1. сформировать представление о  неопределенной форме глагола

2. повторить знания о глаголе

3.формировать УУД

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, анализ, синтез, классификация.

Демонстрационный и раздаточный материал: экран, проектор, презентация,  наглядный материал, карточки – раздатки.



Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

1.организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2.организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»);

3. создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Начинаем урок русского языка.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

На экране слова Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных…» Слайд 1.

- О чем говорит это четверостишье?

-Как обычно человек, на ваш взгляд,  открывает новое знание? Слайд 2.

- А над какой темой мы работали на прошлых уроках?

-Что мы уже умеем делать?

- Сегодня нас ждут удивительные открытия на уроке. Готовы?

(Сегодня на уроке нас ждут открытия ).

(Он повторяем, выполняет пробное действие, старается понять, что не знаем, и т.д.).

(Часть речи - глагол.)

 (Определять время и число глагола, знаем).

(Да.)

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

1. актуализировать знания о предлогах и приставках, достаточных для построения нового знания;

2.зафиксировать актуализированные знания в речи;

3.зафиксировать актуализированные знания в виде схемы;

4. организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;

5.организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации;

6. мотивировать к пробному учебному действию;

7.организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8.организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- Начнем урок русского языка с пословицы.

Слайд 3. Читают пословицу, объясняют смысл.

- Запишите пословицу к себе в тетрадь и вставьте пропущенные буквы в словах, которые подчёркнуты.

- Что будете делать?

- Проверьте себя по алгоритму.

Слайд 4.

- У кого были ошибки? Карточки – сигнальщики (зеленый, красный).

Эталон для самопроверки.

- К какой части речи относятся слова, которые подчеркнуты?

- Поработайте в парах.

Расскажите о глаголе по плану. Карточки

Глагол

Часть речи

Действие

Вопросы

Изменяется по

-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.

-Выпишите глаголы, распределяя их по столбикам: Слайд 5.

Настоящее время                  Прошедшее время            Будущее время

Встречает, отвечал, прочитает, одевал, оживет, разобьет.

Проверка. Слайд 6. Карточки – сигнальщики.

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Давайте еще раз повторим, как  правильно определить время глагола?

-Из пословицы, которую писали на чистописании,  выпишите глаголы и распределите их в наши столбики. Слайд 7.

Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

Алгоритм самопроверки.

Ученики рассказывают по плану.

(Глаголы).

 

(задание для пробного действия.)

Как вы определяли время глагола? (Ставили вопрос).

2 ученика у доски после выполнения работы.

Личностные УУД: смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной  и письменной речи; структурирование знаний

Коммуникативные: учет разных мнений

3.Выявление места и причины затруднения

1. организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

 2.организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения – незнания правила для разграничения предлогов и приставок;

3. на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.

-Почему у нас получились разные ответы?

–В чём наше затруднение?

(Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти  глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет)

(Мы не знаем, что это за  форма глаголы).

Личностные: учебно-познавательный интерес,

Познавательные: постановка проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

1.учащиеся ставят цель проекта;

2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

3. учащиеся определяют средства (алгоритм, модели или учебник);

4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

-Какова цель урока?  

-Значит, что нам надо сделать?

-Как чаще всего мы выводим правило?

(Узнать, что это за форма глагола и ее отличительные черты.)

(вывести правило)

(Обычно правило выводим на основе сравнения и наблюдения. Значит, будем сравнивать и наблюдать).

Регулятивные: планирование

Познавательные: постановка познавательной цели

5.Реализация проекта выхода из затруднения

1.организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. организовать фиксацию нового способа действий в знаках.

4. организовать фиксацию преодоления затруднения.

5. организовать уточнение общего характера нового знания.

-Вернемся к нашим глаголам. Смогли мы определить время глаголов?

 а число можно определить?

Подумайте, как может называться форма глагола, у которой нельзя определить число и время?

 В русском языке такая форма глагола так и называется – неопределенная. На доске открывается тема урока. Значит, тема урока «Неопределенная форма глагола». Слайд 8. 

Сможем мы сразу определить теперь начальную форму глагола?

Проведем исследование.

Сделай вывод по группам

Вопросы вывешиваются на доску. Слайд 9.

2. Разбери глаголы по составу: рассказать, везти, беречь.

На доску вывешивается несколько вариантов разбора

-Смотрите, задание было одно, а вариантов несколько. Как такое могло получиться?

В данном случае это не затруднение, а спор – спор двух школ: Московской и Ленинградской. В нашем учебнике мы рассматриваем –ть, -ти, как суффиксы неопределенной формы глагола.

Вывод: у глаголов неопределенной формы суффиксы –ть и –ти.

Вернемся к слову беречь. Как вы его разобрали? Какое окончание?

Молодцы.

Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.

Вывод: в неопределенной форме глаголы могут оканчиваться на –чь. Это орфограмма.

Сделаем весёлую зарядку.

Давайте вспомним цель нашего урока.

Неопределенная форма глагола и её отличительные признаки.

Смогли мы достичь цели?

Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?

-Сумели мы справиться с затруднением? Молодцы! Как мы можем себя проверить?

-Прочитайте правило на стр. 58.

(нет),

(нет).

(ответы детей)

(Нет, мы о ней очень мало знаем).

Работаем по вариантам, а затем в группах по цвету.

Дети выполняют задание на листочках.

1. Задай вопрос и распредели глаголы в два столбика: рассказать, придумать, нести, везти.

       Что сделать?                          Что делать?

(глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)

(дети могут выделить -ть, -ти, как окончание, могут как суффикс).

(Возникло затруднение).        

( нулевое). 

Ответы детей).

(Узнать все о неопределенной форме глагола).

Лучик заглянул в кроватку.

Раз, два, три, четыре, пять (из кулачка разгибаем по одному пальчику).

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Вот и сделали (зарядку).

(Да.)

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные : познавательная инициатива.

Познавательные: поиск необходимой информации

Коммуникативные : учет разных мнений

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.

- Какой следующий шаг нашей работы?

- Работа с правилом. Расскажите друг другу в парах, что вы смогли узнать из правила.

(Повторить знания, проговаривая правило)

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2. организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;

3. по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.

-Какой следующий этап урока?

Выполним самостоятельную работу.

живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.

-Будьте внимательнее и не торопитесь.

Поднимите сигнальщик те, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?

(Проверить знания самостоятельно).

Проверка самостоятельной работы: живешь–жить(+), ползешь- ползти(+), бережешь- беречь(+), глядишь- глядеть(+), спишь- спать(+) , растешь- расти(+), печешь- печь(+).

Регулятивные: познавательная инициатива

Осуществление самоконтроля;

8.Включение в систему знаний.

1. организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;

2. согласовать домашнее задание.

Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

-Где нам могут пригодиться эти знания?

- В учебнике на с. 55 очень хорошо авторы учебника раскрыли понятным для нас языком определение глагола. Как вы его понимаете?

Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, а мы с вами попробуем заменить целые словосочетания

Исполнять роль в спектакле. Чувствовать холод, находить решение, не разрешать чего-либо делать, подвергаться опасности, обнести изгородью, забором.

-

(Неопределенная форма глагола).

(В жизни, в общении, при написании различных работ).

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий

9.Рефлексия учебной деятельности

1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2.оценить собственную деятельность на уроке;

3.оценить учебную деятельность класса;

4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5. организовать обсуждение и запись домашнего задания.

-С какой новой формой глагола познакомились?

-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем

-Какая была тема урока?

-Какая была цель?

-Какие были трудности?

-Справились мы с затруднением?

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.

Знаки – сигнальщики.

-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.16 с. 59, если у вас еще возникали затруднения выполните упр.14 с. 28.

Оценка урока значками девочка – мальчик.

(Неопределенной..) 

(Отвечает на вопросы что делать? что сделать?, есть суффиксы -ть, -ти или оканчивается на -чь)

(Неопределенная форма глагола.)

(Научиться отличать неопределенную форму глагола.) 

(не смогли сразу назвать отличительные признаки неопределенной формы глагола)

(Да)

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познвательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса  и результатов деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс по УМК "Начальная школа 21 века"

Урок отработки умений и рефлексии по теме: "Что узнали. Чему научились" способствует развитию мыслительных операций анализа и синтеза,формирует коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Учащ...

Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс на тему :"Прямоугольник. Квадрат"

Тема урока: Прямоугольник и квадрат.Цель урока: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.Задачи урока:-образовательные: показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, с...

Метод проекта в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС.

Метод проекта в рамках системно-деятельностного подхода в условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)....

Проектное обучение как инструмент системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

Представленный материал иллюстрирует  необходимость реализации проектного обучения как инструмента системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС...

«Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС НОО»

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где ...

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

ПРезентация к выступлению по теме "Системно-деятельностный подход"...