Самостоятельность младших школьников как компонент учебной деятельности.
статья по теме

Кеваева Анна Юрьевна

Самостоятельная работа – это многообразные виды деятельности школьников, осуществляемые  ими на классных и внеклассных занятиях,  под руководством учителя,  но без его непосредственной помощи. Проблема активизации самостоятельности учащихся в процессе учебной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельность младших школьников как компонент учебной деятельности.

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности, способной  самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать  их возможные последствия, личности, способной к инициативе и сотрудничеству.

1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Научить ребенка учиться –  основная задача начальной школы.

         Умение учиться – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя способами предметных и познавательных действий.

Учебная деятельность «есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

Одной из важных задач учебной деятельности является развитие самостоятельности учащихся. Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в 1 классе, рассматривается как показатель сформированности учебной деятельности младшего школьника.

         Самостоятельная работа – это многообразные виды деятельности школьников, осуществляемые  ими на классных и внеклассных занятиях,  под руководством учителя,  но без его непосредственной помощи. Проблема активизации самостоятельности учащихся в процессе учебной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

Научить детей трудится, добывать знания,  формулировать нужные выводы – вот главная задача самостоятельной работы. Отсюда следует, что она должна носить обучающий и развивающий характер.

Самостоятельная работа достигает цели, когда она проводится в системе,  целенаправленно и регулярно. Она может проводиться на различных  этапах урока и при выполнении учащимися домашнего задания.

Самостоятельные работы различаются:

по дидактической цели:

  • на изучение нового материала;
  • на актуализацию опорных знаний;
  • на закрепление;
  • на обобщение;
  • проверка домашнего задания.

по форме проведения:

  • индивидуальная;
  • работа в парах;
  • групповая;
  • фронтальная.

по источникам знаний:

  •  учебник;
  • дополнительная литература;
  •  карты, схемы, таблицы;
  • раздаточный материал.

Важным методическим приёмом  является самостоятельное добывание знаний из разных источников,  прежде всего из книг. Варианты заданий могут быть следующими:

  • Обратитесь в библиотеку и найдите ответ на вопрос «…»;
  • Поищите дополнительный материал к следующему уроку по теме «…»;
  • Возьмите интервью у родителей,  друзей.

Со справочной и энциклопедической литературой детей надо знакомить весьма рано, уже в  1 классе, как только дети выучатся читать, яркие детские

энциклопедии очень помогут в поиске ответов на вопросы. Большую роль в привитии навыков самостоятельной работы с литературой играет тесная связь учащихся с детской библиотекой.

по характеру деятельности:

  • Работы воспроизводящего характера (или по образцу).   Такие работы выполняются на основе образца или по подробной инструкции;
  • Работы реконструктивно-вариативного характера. Они требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, с опорой на ранее приобретенные знания и умения;
  • Работы частично – поискового характера. Они отличаются большей степенью самостоятельности учащихся, предполагают наличие дополнительного материала;
  • Работы исследовательского характера. Здесь учащимся самим предлагается разрешить проблему, составить алгоритм решения, сделать обобщение. Большую роль играет система подготовительных упражнений.

Важным этапом в развитии самостоятельности  учащихся является активизация их познавательной деятельности  в процессе обучения.

Г.И. Щукина указывает на то, что интерес выступает «как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной».

У учащихся необходимо формировать умение мыслить самостоятельно. Вырабатывать навыки самообразования, пробуждать в них желание проявлять творческую инициативу.

Поддержанию устойчивого интереса к учению способствуют:

  • разнообразие видов деятельности;
  • вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;
  • решение задач проблемного характера;
  • понимание учащимися нужности, важности изучения данного предмета;
  • опора нового материала на полученные ранее знания;
  • трудный, но посильный материал, т.к. легкий и слишком трудный не вызывают интереса;
  • яркость учебного материала, элементы занимательности;
  • различные виды проверки и  контроля, в том числе взаимопроверка и самопроверка;
  • заинтересованность учителя.

Дети должны делать самостоятельные открытия. Это вызывает у них духовный подъём, укрепляет веру в свои силы, повышает интерес к учению.

Одним  из  путей  развития  творческой  активности  учащихся, совершенствования  процесса обучения может стать  умело  организованная  система  самостоятельных  работ. Их систематическое  проведение  должно содействовать значительному  улучшению  качества  подготовки  школьников.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. 

Используемая литература

  1. Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология» М., Просвещение, 2010
  2. Бондаревская Е.В. «Ценностные основания личностно ориентированного воспитания»,  Педагогика, 2002
  3. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. в 2т - М., 2001
  4. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. «Младший школьник как субъект учебной деятельности» Вопросы психологии, 2000
  5. Данилов М.А. «Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения» Сов. Педагогика, 2002
  6. http://festival1september.ru/
  7. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов