Главные вкладки

    Современный урок: тенденции обновления.
    статья по теме

    Кеваева Анна Юрьевна

    Что жеЧто же такое современный урок? Каким ему быть? Мы находимся на стыке двух эпох- традиционной и инновационной – этот вопрос заботит всех от дидактов до родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovremennyy_urok-_tendentsii_obnovleniya.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современный урок: тенденции обновления

    Если стандарты I поколения дали ответ на вопрос чему учить (т.е. было заложено содержание), то стандарты II поколения отвечают на вопрос как учить (т.е. речь идет о новых технологиях). Для учителя это непривычно, мы по старинке пытаемся увидеть изменения в содержании, которого нет.

    Что же такое современный урок? Каким ему быть? Мы находимся на стыке двух эпох- традиционной и инновационной – этот вопрос заботит всех от дидактов до родителей.

    Лицо современного урока определяют следующие образовательные идеи:

    1. Идея субъектности.

    -реализация авторской позиции учащихся, которая  возможна в условиях сотрудничества, партнерства учителя и ученика;

    У-ль осуществляет психологическую и педагогическую поддержку уч-ся, помогает им, сопереживает, со-смыслит, выражает свое отношение через исследование, диалог, моделирование предметно-содержательного и социально-психологического опыта.

    На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога между педагогом и уч-ся. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество, результативность которого во многом зависит от выбранных методов общения, складывающихся отношений. Этического поведения учителя.

    Это возможно при:

    -создании положительного эмоционального настроя на совместную деятельность;

    -опоре на личный опыт педагога и уч-ся;

    -разрешительном принципе, когда работают все и каждый, интересно мнение каждого, радуют успехи каждого, все доверяют учителю;

    -через единую систему отношений;

    -на единой учебно-познавательной задаче, которая объединяет всех;

    -на постоянном взаимопонимании;

    -на планировании совместной работы;

    - на позиции учителя - консультанта.

    2. Идея мотивации обучения.

    Следует отметить, что в современной школе мотивационный кризис у уч-ся, не желающих учиться, значительно обострился. Причин тому много (колоссальная избыточность материала, информационная перегрузка, отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности, несформированность общеучебных (надпредметных) умений и навыков, проявление определенной инфантильности детей: хроническая рассеянность, гиперактивность).

     Поэтому у-ль практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, реанимации желания познавать.

    Что приходит на помощь:

    -значимый, интересный для них материал;

    -задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

    -положительная обратная связь;

    -возможность действовать самостоятельно.

    3. Активизация обучения.

    Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности учителя. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Значит, необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся, а именно: вовлечение в выбор цели урока, задач урока, планирование, решение учебных задач, право выбора презентовать себя или нет и т.д.

    Приемов активизации учащихся на уроке достаточно. Думаем, что для современного этапа развития образования особо важны приемы, предполагающие волевое усилие и энергозатраты, приемы, где активизация становится результатом мотивации, т.е. побуждения внутреннего желания, инициативы самого учащегося. (из книги М.Г. Ермолоаевой «Современный урок: тенденции, возможности, анализ»)

    Произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы

    • Творческие задания
    • Связь с личным опытом
    • Индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно
    • Поиск, исследование, «экспериментальное нащупывание»
    • Самоконтроль
    • Самоанализ
    • Рефлексивные вопросы
    • Обращение к личности учащегося
    • Проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности)
    • Задачи с недостаточной информацией
    • Тишина

    4. Индивидуально-личностный подход.

    • через дифференциацию обучения, когда учебный материал дифференцируется по степени сложности и в соответствии с диагностическими данными об учениках

    • через выстраивание собственного образовательного пути для каждого ученика применительно к каждой предметной области

       5. Рефлексивное осмысление результатов урока.

    Это осознание способов деятельности.

    Время размышлений, когда полученная информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется.

    Проблема, которую приходится решать учителю, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности.

    (УД должна быть завершена, работа по инструкции, алгоритм самоанализа)

    Все вышеизложенное говорит о неизбежности применения   образовательных технологий, многие из которых опираются на системно-деятельностный подход, что является основой ФГОС второго поколения.

    Реализация современного образования требует иного учителя – учителя, живущего в постоянном личностном профессиональном  развитии, понимающего и чувствующего ребенка.

    Что же должно измениться в учителе?

    Предлагаем вашему вниманию таблицу.

    Предмет изменений

    Традиционная деятельность учителя

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС

    Подготовка к уроку

    Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

    Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

    Основные этапы урока

    Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

    Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

    Главная цель учителя на уроке

    Успеть выполнить все, что запланировано

    Организовать деятельность детей:

    • по поиску и обработке информации;

    • обобщению способов действия;

    • постановке учебной задачи и т. д.

    Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

    Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

    Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

    Форма урока

    Преимущественно фронтальная

    Преимущественно групповая и/или индивидуальная

    Нестандартное ведение уроков

    Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

    Взаимодействие с родителями обучающихся

    Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

    Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

    Образовательная среда

    Создается учителем. Выставки работ обучающихся

    Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

    Результаты обучения

    Предметные результаты

    Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

    Нет портфолио обучающегося

    Создание портфолио

    Основная оценка – оценка учителя

    Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

    Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

    Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

    Да, труд учителя усложнился. Долгие годы педагог работал в устойчивой системе объяснительно-иллюстративного  образования, а теперь ему приходится работать совершенно в других условиях.

    Перед каждым учителем стоит непростая исследовательская задача – осуществить самодиагностику своей  профессиональной деятельности, своего урока и определить свое место в развивающей системе образования.

    Предлагаем вашему вниманию критерии эффективности современного урока:

    1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от  учителя к ученику.
    2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.)
    3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
    4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и задавать вопросы.
    5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески.
    6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
    7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
    8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет минимальные успехи.
    9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
    10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
    11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества.
    12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие  «учитель-ученик».

    Исходя из вышеизложенного была подобрана карта показателей качества современного урока. Предлагаем Вам ей воспользоваться во время просмотра уроков наших учителей.

    И в заключении :

    Добавьте в каждый свой урок:

    12 порций мудрости

    11 порций терпения

    10 порций преданности своему делу

    9 порций работоспособности

    8 порций оптимизма

    7 порций доброты

    6 порций творчества

    5 порций храбрости

    4 порции заботы о здоровье

    3 порции юмора

    2 порции такта

    1 порцию веры в каждого ученика

    Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу интриги, обязательно тайны. А теперь налейте побольше любви к детям и взбейте все это энергичными движениями . Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец.

     Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируется спокойствием и профессионализмом учителя.

    Отличных вам уроков!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар "Современный урок: тенденции и возможности в аспекте ФГОС"

         Основная цель семинара:распространение опыта педагогов МОУ "Волосовская начальная общеобразовательная школа" по построению современного урока в свете реализации станд...

    Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

    В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

    Современный урок: тенденции обновления.

    Что такое современный урок? Каким ему быть? Эти вопросы волнуют всех: от родителей до дидактов. Ведь мы живем в очень непростое время, на стыке двух культур: традиционной и инновационной. Понимаем, чт...

    «Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

    Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

    Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

    С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

    «Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

    В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....