Главные вкладки

    Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива. (Из опыта работы)
    учебно-методический материал (2 класс) по теме

    Дудникова Татьяна Геннадиевна

    Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opredelenie_kriteriev_vospitannosti_uchashchikhsya.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.

    (Из опыта работы)

    Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

    Изучение воспитанности школьников осуществляется с учётом их возрастных особенностей (ученики начальной школы, среднего звена, старшего звена).

       Уровень воспитанности в начальной школе отслеживается по следующим критериям:

    - отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность);

    - отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей);

    - отношение к природе;

    - отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость);

    - стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид).

              В своей работе при  изучении уровня воспитанности учащихся руководствуюсь «Положение о  мониторинге уровня воспитанности обучающихся».

           Проведя анкетирование в конце 1 класса анкетирование, проанализировав, данные получилось, что:

         В  1 Д классе 9 учащихся. Из них 3 учащихся русской национальности, 6 цыган. 4  учащихся имеют низкий уровень – 44,4 %,   4 учащихся - допустимый – 44,4 %, 1 учащийся – оптимальный – 11,2 %.

       Проведя анкетирование в начале 2  класса анкетирование, проанализировав данные получилось, что

            Во  2 Д классе на начало 2013-2014 уч. года 13 учащихся. Из них: 7 учащихся русской национальности, 6 цыган. 7  учащихся имеют низкий уровень – 54 %,  

    4 учащихся - допустимый  – 31%,

    2 учащийся – оптимальный – 15 %. Таким образом,

     Уровень воспитанности

    1 класс конец

      2 полугодия

    (9 человек)

    2 класс 1 четверть

    (13 человек)

    1

    Низкий

    4 – 44,4 %

    7 – 54 %

    2

    Допустимый

    4 – 44,4 %

    4 – 31 %

    3

    Оптимальный

    1 – 11,2 %

    2 – 15 %

         Из таблицы видно, что произошло понижение уровня воспитанности, это связано с тем, что в класс прибыли «Новенькие» учащиеся - 5, из них 1 второгодник.

       Поэтому главными  задачами первого полугодия были:

    1. Организация детского коллектива, сплочение детей друг с другом, выявление положительных лидеров, формирование актива класса.
    2. Воспитание навыков сознательного поведения, школьной дисциплины, культуры поведения на уроках, во время перемены, культуры труда и отдыха.

          3.   Раскрытие творческого потенциала детей;

          4.  Формирование навыков безопасного поведения;

          5. Пропаганда здорового образа жизни.

            Все эти задачи  были в центре внимания воспитательного процесса на протяжении полугодия.     Решению данных задач способствовали проводимые с классом классные часы, игры, беседы по всем направлениям, а также анкетирование.

    Мероприятия

    1.

    Классный час  «Правила поведения в школе и общественных местах»

    2.

    Беседа «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»

    3.

    Классный час  «Береги здоровье своё и своей семьи»

    4.

    Беседа «Вредные привычки. Курение»

    5.

    Интеллектуальная игра " Грамматическая мозаика"

    6.

    Ролевая игра «Учимся дружить»

    7.

    Игра - путешествие «Новый год шагает по планете»

    8.

    Классный час « Что значит быть ответственным на улицах и дорогах»

    9.

    Классный час «Профессии наших родителей»

    10.

    Классный час «4 ноября День народного единства»

    11.

    Викторина по сказкам А. С. Пушкина

    12.

    Беседа о Толерантности

    13.

    Классный час «Спешите делать добро»

    14.

    Классный час «Здоровое меню. Злые продукты»

    15.

    Открытое мероприятие среди классов КРО «При солнышке тепло, при матери добро»

    16.

    КТД «Осенняя ярмарка»

         Хочу представить некоторые технологии, педагогические приёмы, которые использую в работе классного руководителя. Любая работа начинается с изучения особенностей каждого ученика – это помогает найти ключик к сердцу моих воспитанников и раскрыть их как личность. Использую различные методы:

    • Это наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности.
    • рисуночные методики “Нарисуй человека”, “Несуществующее животное”, “Метод пиктограмм”;
    • анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?”;
    • индивидуальные беседы с учащимися – “Посекретничаем?”;
    • коллективные беседы цикла “Поговорим начистоту”: “Что такое справедливость?”, “ О товариществе и дружбе?”; “Добрый человек – какой он?”

         Технологии увлечения совместной деятельностью. Чтобы интересно было всем и никто не остался в стороне, необходимо увлечь детей перспективой совместного интересного и полезного дела. На классных часах использую следующие приёмы:

    А) увлечение радостной перспективой: “Давайте помечтаем”, “Представим себе, что…”. Эти приёмы хороши для подготовки к участию в конкурсах.

    Б) Увлечение добрым делом. Обычно использую на классных часах “День пожилого человека”, “Посылка ветеранам”, “Помоги птицам” и др.

    В) Увлечение необычным, таинственным, загадочным. Приём использую на классных часах познавательных  “Кто разгадает тайну капли воды?”, “ Самые – самые животные”, “Эти удивительные растения” и др.

        Эффективной является технология деятельностного подхода. Совместные дела дают возможность сплотить учеников, воспитать коллективную ответственность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности, практически применить вне его при организации выставок рисунков, различных поделок и  т.д.

        Очень важным считаю принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. В моём классе все дети принимают участие в работе органов самоуправления и имеют трудовое поручение. В конце каждой четверти обязательно подводим итоги не только успеваемости, но и общественно – полезной работы: как работали, отмечаем лучших дежурных по классу.

         Для того, чтобы провести анализ воспитательной работы, уровень продвижения учащихся, использую в работе традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:

    • Мониторинг “Определение уровня воспитанности учащихся”.
    • Тест “Ты и твои дела”.
    • Занятие-практикум “Как помочь товарищу, если он попал в беду?”
    • Анкетирование “Социометрия ”.
    • Опрос “Какой у нас коллектив”.
    • Сочинение-рассуждение “Каким я стал за этот год (полугодие)и почему”.

         Перечисленные методики позволяют получить необходимую информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

          Все проведённые мероприятия, беседы, индивидуальная работа позволяли постепенно повышать уровень воспитанности класса, развивать в школьниках навыки общения, нравственный облик коллектива.

         Но не по всем направлениям работа приносила положительный результат. Необходимо пересмотреть работу в направлении ЗОЖ.

                   Закончить своё выступление хотелось бы словами:

    • Думала: главное - формировать,          делать, ваять, лепить.
    • Думала: верный маршрут показать – править,  лечить, учить.
    • Думала – рваться, бороться, рубить  мчаться коль сила несет…
    • А оказалось – всего лишь любить
    • Только любить! – вот и всё.

                                      (С. В. Белова)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления.

    Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Учитель должен организо...

    Гистограмма для определения развития классного коллектива

    Гистограмма, отражающая основные характеристики класса поможет правильно выстроить воспитательную работу классного руководителя....

    Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

    «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

    Портфолио класса как способ развития классного коллектива

    Портфолио класса – это способ фиксирования, накопления и оценки коллективных достижений школьников в определенный период их обучения. Портфолио класса представляет собой папку-накопитель, в которой пр...

    Формирование ученического коллектива из опыта работы

    Формирование ученического коллектива...