Формирование информационной культуры младших школьников.
учебно-методический материал по теме

Горбунова Надежда Николаевна

Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.

Актуальность данной темы заключается в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД: 

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  •  перерабатывать  информацию для получения  необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • уметь перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

    Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео- или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, натуральный предмет окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.

Как научить обучающихся пользоваться информацией, находить и получать информацию, применять её для получения знаний расскажет эта статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной грамотности младших школьников

(МО учителей начальных классов 09.10.2013 г.)

Подготовила  

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри

Горбунова Надежда Николаевна

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития. Только тогда

она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».

Л.С. Выготский

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры .

Что такое "информационная грамотность» школьника?

Слайд

В публикациях, посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить , оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

Слайд

Актуальность данной темы заключается в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД:  

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  •  перерабатывать  информацию для получения  необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • уметь перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

Основы информационной культуры закладываются в начальной школе в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл. ЮНЕСКО определяет понятие «новая грамотность» как сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико -вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры. По утверждению авторов, эти умения и навыки служат тем ключом, который открывает двери всех последующих этапов и сфер обучения.

Действительно, учение в весьма значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов и пр. Рассматривая учение как информационный процесс, мы можем говорить о целенаправленном развитии способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, т.е. о развитии информационной культуры школьников.

Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео- или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, натуральный предмет окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.

Для формирования информационных умений учебно-методические комплекты должны быть сконструированы таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью:
• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

В «Планируемых результатах начального общего образования» (ФГОС НОО) говорится: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».  Работу с информацией предложено структурировать по четырем разделам следующим образом:

Слайд
• Раздел 1: «Получение, поиск и фиксация информации».
• Раздел 2: «Понимание и преобразование информации».
• Раздел 3: «Применение и представление информации».
• Раздел 4: «Оценка достоверности получаемой информации».

Далее в каждом разделе конкретизируются ожидаемые умения и навыки работы с информацией, необходимые выпускнику начальной школы («Выпускник научится:…», «Выпускник получит возможность научиться:…»).Подчеркнем, что выделение разделов направлено на структурирование содержания деятельности учащихся в целях выбора наиболее подходящих средств развития этих видов деятельности, а также на организацию и оптимизацию контроля за их развитием со стороны педагога. Все выделенные разделы представляют собой, по сути, этапы работы с информацией, каждый из которых существует как неотъемлемый и обязательный в неразрывном единстве с другими.

 «Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом».

Слайд

К информационным объектам относятся: 

  • таблицы, схемы, диаграммы, тексты
  • видео и аудиоматериалы
  • наблюдение (экскурсии, опыты, эксперимент)
  • компьютерные технологии
  • интернет-ресурсы
  • справочники, энциклопедии
  • информация от взрослых или одноклассников
  • создание своих собственных объектов (сообщения, небольшие сочинения, графические работы).

В комплекте учебников всех образовательных систем  развитие названных умений и навыков представлено системно по двум направлениям:

1) внутри предметной линии от 1 к 4 классу по принципу «От простого к сложному»;

2) внутри учебников по разным предметам внутри каждого класса.

Например, в системе Л.В. Занкова за 55-летний период развития разработан широкий арсенал средств, направленных на оптимальное общее развитие личности ребенка. В нем можно выделить блок специальных умений и навыков, направленных на умение работать с информацией, которые традиционно в системе развивающего обучения рассматриваются как основа успешности не только в обучении, но в социализации личности вообще.

Рассмотрим подходы, представленные в УМК, в развитии умений, направленных на получение, поиск и фиксацию информации.

Учебники по всем без исключения предметам представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты и лексический материал (подборки слов и словосочетаний), условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы и т.п.. «Очевидно, что в информационную эпоху ориентирование в знаково-символических средствах и владение ими становится одним из показателей функциональной грамотности человека. Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:

 1) помогающие ученику ориентироваться в учебнике (например: «Поиск информации», «Исследование», «Учим друг друга», «Инсценируй», «Работа со словарем», «Составление справочника», «Работа с карточками», «Проверь себя», выделяющие важную и дополнительную информацию, «Работа в паре», «Работа в группе», «Задание для девочек», «Задание для мальчиков» и другие, специфические для отдельных предметов);

2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии (например: цифры, знаки действий, знаки сравнения, буквы, знаки препинания, блок-схемы в алгоритмах, чертежи, модели, пиктограммы, знаки ориентирования в населенных пунктах, числовые лучи, числовые прямые, знаки в ребусах, знаки на картах и планах и др.). Ученики научатся «читать» рисунки, карты, планы, таблицы, алгоритмы, диаграммы, чертежи и проч.»

Информация, необходимая для выполнения заданий бывает представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, необходимая и достаточная, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям и т.п.

Кроме того, задания учебников предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы; дисков, диапозитивов, плакатов, фильмов и других источников наглядности; сети Интернет; от авторитетных сверстников или взрослых; из наблюдений и опыта общения. Задания учебников, учителя мотивируют учащихся на привлечение как можно более широкого спектра источников для решения учебных задач разного уровня сложности.

Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Задания учебников предлагают учащимся широкий набор приемов и способов ее фиксирования. Это, прежде всего, запись готовых фрагментов, создание собственных текстов разных стилей и жанров на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.

Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. Именно многократное осмысление ее в новых условиях, включение в тесные взаимосвязи с имеющимися данными, совершение каких-либо действий с ними позволяет учащимся действительно освоить предлагаемое содержание образования.

Этап применения и представления информации обнаруживает и степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля. На этом этапе возможно еще одно преобразование информации с целью ее донесения до других, то есть создание собственного текста – комментариев, сообщения, тезисов, выводов; «встраивание» имеющихся данных в уже имеющуюся информацию (например, для решения задачи); подготовка презентационных материалов – таблиц, схем, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций и т.п.; развитие навыков устной речи – умение строить монологическое высказывание; умения формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника, оппонента и т.п.. «Авторский коллектив выделил и реализовал в УМК с 1 по 4 класс предпосылки для проведения проектно - исследовательской, поисковой деятельности (индивидуально, в парах, в группах): умение пользоваться алфавитом; видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; формулировать правила, давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов, опыты и эксперименты; определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества».

Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, представленной в учебниках по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству, музыке, технологии. При этом выстраивается тесная интеграция с внеурочной деятельностью на уровне реализации программы А.И. Савенкова «Я – исследователь».

На всех названных этапах работы с информацией учащийся проводит оценку ее достоверности, то есть фактического соответствия, научности, соответствия учебной задаче, уместности в речевой ситуации; соответствия заданным параметрам и т.п. Оценке должна подвергаться не только полученная из разных источников информация, но и весь массив, создаваемый самим учащимся. Оценка может проводиться в разных формах – как самоконтроль и самопроверка, как экспертиза (опытным путем), как аналитическая работа; получение искомого результата; как внешний контроль со стороны других учащихся в процессе парной, групповой или фронтальной работы; со стороны учителя и других взрослых (жюри, судьи).

Работа с информацией на всех 4-х этапах стимулирует формирование универсальных умений, необходимых в жизни каждому человеку, независимо от его профессиональной ориентации, то есть его информационную культуру. Задача каждого педагога – научить учащихся владеть информацией для получения знаний.

Вывод:

Слайды

  Формирование информационной  грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19-21.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2-х частях./ Начальная школа / —2 е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухвалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...