Психологическое сопровождение первоклассников в рамках ФГОС
занимательные факты по теме

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Результаты с 2010-2014 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_psikhologicheskoe_soprovozhdenie_26.03.2014g.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

                             Психолого-педагогическое сопровождение  

                                             в условиях реализации ФГОС.

С 1 сентября 2010 года в школе реализуется Федеральный стандарт начального общего образования.

Какова роль педагога – психолога в учебно-воспитательном процессе с введением ФГОС?

    Чтобы говорить о фундаментальном опыте по  психологическому  сопровождению учебно-воспитательного процесса начальной школы.  Подводя  итоги работы мы все же готовы сформулировать ряд положений (теоретических, методических), обозначить конкретные  практические шаги по обеспечению эффективного психологического сопровождения.

Принципиальное отличие нового Федерального государственного стандарта начального общего образования от прежних в том, что он устанавливает систему трех взаимосвязанных требований:

- к результатам освоения основных образовательных программ;

- к структуре основных образовательных программ;

- к условиям реализации основных образовательных программ.

  К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные, метапредметные и предметные результаты. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Формирование совокупности универсальных учебных действий должно обеспечить ключевую компетенцию «умение учиться».     Таким образом, происходит изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, ориентированное на учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. «Школьные учителя обладают определенной властью. Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребёнка и максимально подготовить его к выбору профессии». С введением стандарта нового поколения возрастает значимость психологических знаний в организации образовательной среды школы.     Выстраивая концепцию в условиях реализации ФГОС НОО, мы исходили из следующих позиций:

психолого-педагогическое сопровождение- это целостная, системно - организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в школьной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников;

целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.

 В ходе психолого - педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

-систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуации обучения);

- создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД  у учащегося  с учётом его  индивидуальных особенностей;

-  построение системы работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.

Таким  образом, основными направлениями деятельности психолога остаются: просветительская и профилактическая работа, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, экспертная работа, организационно-методическая.

Работа психолога  охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и  педагогов.

Психолого-педагогическая работа с учащимися первых классов при реализации ФГОС делится на несколько этапов.

Первый этап - диагностика школьной готовности, позволяющая судить об  уровне готовности ребёнка к школе и сформированности некоторых универсальных учебных действий (УУД).  

                                                            (слайд – Входная диагностика)

    Диагностические измерения сформированности УУД позволяют получить ориентир для построения всей системы работы с учеником в рамках школьного сопровождения. Согласно  изменениям, которые внесены в ФГОС начального общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г №373, основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Поэтому разработка критериев и методических процедур оценки сформированности универсальных учебных действий на разных  этапах развития школьника является главной составляющей системы работы  психолога в условиях реализации ФГОС. 

Второй этап –  адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для ребят и самым ответственным для взрослых. Работа в этом направлении осуществляется в течение всего 1-го класса и предполагает проведение развивающей и психокоррекционной работы с учащимися.                                                           (слайд)

    Важную роль в процессе социально- психологической адаптации, сохранении здоровья и благополучия детей играет  развитие  чувства уверенности в себе, своих силах, самопринятия и уважения, формирование установки на преодоление школьных трудностей, развитие компетентности  в общении, развитие эмоциональной сферы, навыков самоорганизации, самостоятельности, саморегуляции, навыков совместной деятельности и сотрудничества. Обучение этим жизненно важным навыкам не включено непосредственно в содержание образования. Поэтому возникает необходимость введения во внеурочную деятельность учащихся  курса  «Практические вопросы детской психологии».                         (слайд)

   Программа внеурочной деятельности школьников по психологии общения для первой ступени общего образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, проектности. 

Цель программы:  обеспечение формирования психологического здоровья школьников и выполнение возрастных задач развития.

Задачи программы:

  • обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
  • сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
  • способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению классного коллектива.

   Занятия  с учащимися 1-х классов и рассчитано на  учебный год. Периодичность проведения занятий -1 раз в неделю. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьёзное внимание способам формирования учебной установки в близких  доступных  детях формах, прежде всего – в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления. Также базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры (ролевая гимнастика, психодрама, ролевая ситуация), рефлексивные технологии (рефлексивное оценивание), беседы с элементами тренингов.

Третий этап – диагностика личностных универсальных учебных действий, согласно программе формирования УУД,  для анализа психологического состояния и динамики развития детей.

(слайд на выхлде)

  Без психологической компетентности всех участников образовательного процесса, особенно педагогов, добиться желаемого результата в развитии и воспитании детей невозможно. Поэтому на первое место выходит  психолого-педагогическое просвещение учителей. 

Одним из основных направлений в работе школьного психолога остаётся психопрофилактика эмоционального напряжения у педагогов. Общеизвестен факт влияния учителя на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Основной формой проведения занятий педагога-психолога с учителями является информационное сообщение и самодиагностикой. Необходимым также остаётся проведение индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

Родительское собрание остаётся основной формой совместной работы участников УВП и проводится для того, чтобы повысить педагогическую и психологическую компетентность законных представителей учащихся, ответственность взрослых за собственных детей, активизировать  роль родителей в жизни класса. Темы психологического просвещения родителей:

Первый раз в первый класс. Психофизиологическая зрелость. Новые правила.

Адаптация первоклассника  к условиям систематического обучения.

Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Таким  образом, психологическая составляющая нового стандарта несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте, так как ФГОС НОО подразумевает не просто обновление знаний о психологических особенностях развития ребенка, но и требует глубокого понимания этих особенностей развития с учетом формирования УУД.

Педагог-психолог  Ю.Л. Ашуркова

26.03.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психологического сопровождения первоклассников

В данной технологии описывается работа школьного психолога с 1 классами (сроки реализации). Педагог-психолог обеспечивает психологическое сопровождение на этапе адаптации детей к школе. Технология сод...

Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)

В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....

Программа психологического сопровождения первоклассников, разработала Коротеева М. А.

Данная программа представляет систему работы педагога-психолога в работе с первоклассниками в период изучения психологической готовности  обучающихся к школе....

"Организация психологического сопровождения на этапе внедрения ФГОС начального образования"

В рамках внедрения ФГОС, целью психологического сопровождения является созданиеоптимальных социально-психологических условий для развития личности учащегося и их успешного обучения.Главной социально-п...

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации....

Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации

Одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику-первокласснику в освоении учебной деятельности в период адаптации...

Технология психологического сопровождения первоклассников

Сталкиваясь с проблемой адаптации первоклассников, школьный психолог, зачастую испытывает  трудности в организации этой деятельности. В итоге всё остаётся на уровне диагностики и общих рекомендац...