Главные вкладки

    Методическая разработка (1 класс) по теме:
    Методическая разработка урок обучения грамоте в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё»

    Васильева Елена Владимировна

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx37.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте

    в 1 классе

    по программе «Школа России»

    Тема урока: «Гласные буквы Ё,ё»

    Разработала:

    учитель  начальных  классов

    Васильева Елена Владимировна

    Тема урока: Гласные буквы Ё, ё.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели:

    Образовательные:

    Формировать умение находить в словах букву Ё, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

    Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

    Формировать УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

    -  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

    - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

         Этапы урока

                                                                            Содержание

    Формируемые УУД

                              Деятельность учителя

                 Деятельность учащихся

    1.Включение в учебную деятельность

    2. Актуализация знаний

    3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

    4. Применение нового знания.

    5. Подведение итогов урока.

    Рефлексия урока.

     - Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.
    Тихо девочки за парту сели,
    Тихо мальчики за парту сели,
    На меня все посмотрели.

     - Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

      - Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

    - Из чего состоит наша речь?

    - Из чего состоят предложения?

     - На что делятся слова?

     - Из чего состоят слова?

     - Какие бывают звуки?

     - Какими бывают гласные звуки?

     - Какими бывают согласные звуки?

      - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?

     - Какие друзьями мягких согласных? Почему?

     - Какие буквы мы называем хитрыми?

     - Почему?

      -Хотите узнать ещё одну хитрую букву?

     - Тогда проведём небольшое исследование.

     

     - Назовите, что изображено на картинках.

     - Найдите одно слово, исключив два  лишних.

    1. Знакомство со звуками [й'], [о].

     - Произнесите слово по слогам.

     - Сколько слогов в слове ёжик?

     - Какой слог первый?

     - Какой второй?

      -Произнесите несколько раз первый слог.

     - Какие звуки слышите?

     - Сколько их?

     - Какой первый?

     - Какой второй?

     - Составим схему слова ёжик.

     - Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'о]?

     - Какую цель поставим на уроке?

     - Какая тема нашего урока?

    2.Знакомство с буквами Ё, ё.

    - Ёжик пришёл не один. Он вам  принёс на иголках новую букву.

    - Вот, посмотрите на неё! (Показываю букву Ё).

    -  На что похожа буква?

     - Буква Е передохнула,

       И тотчас же на нее

       Пара птенчиков вспорхнула –

       Получилась буква Ё.

     - Ё – не Е, взгляните сами:

       Буква с точками-глазами.

       А снимите точки с Ё –

       Превратите в Е её.

       Е и Ё – родные сестры,

       Различать сестер не просто.

       Но у буквы Ё две точки,

       Словно в лесенке гвоздочки.

    1. Физкультминутка «Ёжик»

     - Вместе с ёжиком немножко отдохнём.

     - Как вы думаете, куда спешил ёжик?

     - Может быть, ёжик спешил к кому-то на день рождения?

      - Ребята, а знаете ли вы, что у буквы ё тоже есть день рождения? И отмечают его 18 ноября.

     - В городе Ульяновске создан памятник букве ё.

    Поговорить об этом подробнее мы можем на занятии кружка.

    - Теперь нам надо поселить нашу букву в дом в городе Алфавитинск.

     -  Подумайте, в какой домик, к каким буквам мы его поселим? 

      -  А рядом с какой буквой?

     - Почему?

     - Если мы называем Ё другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук.

    - А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё.

    - А вторым подарком будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.

    Приготовились! Начали:

    ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

    - Ну что же, я думаю буква Ё осталась довольна  вашей работой.

       

    4.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой Ё.

    - Попробуем хором прочитать слоги  в азбуке.

    (Чтение слогов в учебнике хором )

      -Теперь читаем столбики слов и называем ударный слог.

    (В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками).

     - Что интересного заметили?

     - Знак ударения над этой буквой не ставится!

     - Прочитаем правило внизу страницы. Какую информацию нужно запомнить?

     -Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

     - Прочитаем текст по цепочке.

     - Где были ребята?

    – Что они услышали? Кто это был?

    – Кто напал на ёжика?

    – Что случилось с Жучкой?

        -  Придумаем название к тексту.

     - В каких словах встретилась нам буква ё?

     - В каких словах буква ё обозначает два звука?

    5.Физкультминутка «Ёлочки»

    6. Продолжение работы по теме урока.

     - Ёжик нас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

     - Что означает слово  съёжиться? Неужели мы в ежей превращаемся?

    - Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? 

    - А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

    - Кого она вам напоминает?

    - Вот почему люди так говорят.

      - Ёж есть лесной, а есть...

     Ёж морской на дне морском
    Пел о ёжике лесном:
    Ах ты, ёж, братец ёж,
    Как без моря ты живёшь?
    Ёж живёт в глуши лесной,
    Ёлка – дом его родной.

     Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест что в рот попадёт.

     

     

      - Посмотрите на запись, сформулируйте задание и выполните его.

    Под еж жил елкой

     - А чем ёлка похожа на ёжика?

     - Любопытный ёжик хочет снова задать вам вопросы:

     - В каких случаях буква ё обозначает два звука?

     - В каких случаях буква ё обозначает один звук?

     - А ещё он предлагает выполнить домашнее задание  по желанию: найти информацию об истории появления буквы ё.

     - Надеемся, что ёжик остался доволен вашими ответами.

     - А чем же мы порадуем ёлочку?

     - Впереди нас  ждет весёлый волшебный праздник – Новый год. Все: и взрослые, и дети -  любят украшать новогодние ёлки. Мы тоже украсим нашу лесную гостью игрушками.  Выберите шарик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока. Если на уроке вам было интересно – шар синего цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного.

    Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы!

     -Урок окончен!!! Можете украсить ёлочку своими шариками.

                                                                                         

    Дети отвечают по цепочке по предложению, на каждый ответ учитель делает клик по слайду.

     - Мы общаемся с помощью речи.

     - Наша речь состоит из предложений.

    Предложения состоят из слов.

    Слова делятся на слоги.

    Слова состоят из звуков.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки бывают ударными и безударными.

    Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими.

     - А О У ы

    И Е Я

    Е Я

     - В начале слова и после гласной обозначают два звука.

     -Да

     - черника, малина, ёжик.

     -Слово ёжик: называет животное, два слога, ударение на первый слог, оканчивается на согласный.

     - Ё - жик

     - Два

     - Ё

      - жик

    [й' о]

     - [й о]

    Два

    [й]

    [о]

    Дети составляют схему на магнитной доске. Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком.

    [й'], [о]

     - Одна

     - Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме

    - Буква, обозначающая два звука

    (Ответы детей)

     - К гласным, к друзьям мягких согласных.

     - О

     - В букве Ё тоже есть звук [о].

     - Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…

     - Буква Ё всегда ударная.

     -Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после согласного.

    - Дети ходили в лес.

    - Ребята были в лесу.

     - Услышали, что возле ёлочки кто-то шуршит.

     - На ёжика напала Жучка.

     - Жучка наколола нос и убежала.

     - «Ёжик», «Жучка напала на ёжика», «Ёжик защищался».

    - Ёлочки, ёжик, ёжика.

     - Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

     - Нет.

     - Когда холодно, страшно.

    (Дети показывают)

    (Ёжик так делает от страха или холода).

     - Морской

      - Нужно составить предложение.

    Под ёлкой жил ёж.  (Ёж жил под ёлкой)

     

     - У ёлки и у ёжика есть иголки.

     - Эти слова начинаются с буквы ё.

     - Когда она стоит в начале слова и после гласной.

     

     - После мягкого согласного.

     - Украсим

    Дети выбирают шарик, показывают.

    Личностные УУД

    Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

    Познавательные УУД

    Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

    Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

    Коммуникативные УУД

    1. Формировать умение слушать и понимать других;
    2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
    3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Познавательные УУД

    Формирование умения классифицировать по признакам.

    Познавательные УУД

    Самостоятельное формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные УУД

    Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

    Познавательные УУД

    Звуковая структура слова.

    Познавательные УУД

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    Познавательные УУД

    Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

    Познавательные УУД

    Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

    Регулятивные УУД

    Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Личностные УУД

    Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

    Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе

    Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Большая буква в именах.Число имен собственных"( разв.обучение Занкова)...

    Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе

    Закрепление и уточнение знаний об изученных гласных и согласных звуках и буквах на уроке обучения грамоте в  первом классе....

    Урок обучения грамоте в 1 классе " Гласные буквы Я я "

    Урок обучения грамоте в 1 классе " Гласные буквы Я я "...

    Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук [э], буквы Э,э"

    Урок составлен в соответствии с современными требованиями с использованием краеведческого материала....

    Урок обучения грамоте в 1 классе "Гласный звук и буква У, у"

    Формирование у обучающихся умения выделять звук в слове; находить слова с заданным звуком; различать звуки и буквы: буква как знак звука; умения анализировать текст....

    Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

    1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...