Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе
статья на тему

Перова Лидия Николаевна

Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе.

____________________________________________________________________________________________________________________

Л. Н. Перова,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 2 п. Добринка

филиал с. Павловка Липецкой области

   В настоящее время проектная деятельность органично вписывается в школьное жизненное устройство на всех ступенях обучения, включая начальную школу. Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика.

   Анализ публикаций, анкетирование учителей, наблюдение и экспертиза детской проектной деятельности свидетельствуют о вариативности проектов, реализуемых в современной начальной школе (учебные и внеучебные, индивидуальные и групповые, практико - ориентированные, информационные, творческие и исследовательские, монопроекты и междисциплинарные, краткосрочные и долговременные). Окружающий нас мир стремительно меняется. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение.

   Успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовывать свою жизнь как проект, т. е. определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, т. е. человек, обладающий «проектным типом мышления». Сегодня в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности – проектной деятельности.

   Несмотря на то, что проектная деятельность так широко входит в современные общеобразовательные школы, полностью еще не сформировалось представление о том, какой она должна быть. Известно, что проект – это долгосрочный вид исследовательской работы. А может ли проект быть краткосрочным? Существует ли проектная деятельность в рамках одного урока? В каком возрасте лучше начинать заниматься проектной деятельностью? Прежде чем приступить к проекту, учителю следует разобраться в этом.

   Хорошим опытом организации проектной деятельности является работа над учебным проектом. Эти проекты, сделанные в рамках школьных предметов, соответствуют темам, изучаемым в ходе учебных курсов, и имеет определенную структуру. Особенно велика роль учителя на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Часто сложившая проблемная ситуация помогает поставить вопрос: зачем я буду это делать? Чего я хочу добиться в итоге? Это позволяет спланировать ожидаемый результат. Продумав все эти вопросы, можно приниматься за работу, потому что проектная система обучения провозглашает «обучение посредством делания». Этот метод дает возможность развивать базовые ключевые компетентности учеников: информационные и коммуникативные.

   Так как в нашей школе обучаются дети в классах-комплектах, то в этих условиях успешно можно реализовывать разновозрастные проекты. Примером такого разновозрастного проекта, реализуемый в этом учебном году в начальной школе, может служить «Новогодняя сказка для малышей», (долговременный творческий проект, реализуемый несколькими творческими разновозрастными группами: сценаристами-постановщиками, оформителями, костюмерами, актерами, итогом которого являлся праздник для учащихся I – IV классов).

   Основанием для выполнения проекта являлась следующая проблема: приближается праздник нового года, как дети могли бы отпраздновать новогодний праздник с учетом своего возраста.

   Задачи проекта:

  • расширение и закрепление знаний учащихся про празднование нового года в нашей стране;
  • формирование у младших и старших школьников навыков разновозрастного сотрудничества;
  • развитие творческих способностей учащихся (актерских, сценаристских, постановочных, оформительских).

   На этапе погружения в проект учитель начальных классов доступно формулирует проблему и практический запрос разновозрастной детской группе о создании праздника для учащихся I – IV классов, где были бы подобраны разные игровые, развлекательные, музыкальные, инсценирующие диалоги и различные ситуации по определенному празднику.

   На этапе организации деятельности осуществляется коллективное обсуждение плана и срока работы над проектом, необходимого оборудования, распределяются функции между участниками, определяются критерии оценки качества выполнения проекта.

   Этап осуществления деятельности реализуется во внеурочное время. Учитель (руководитель проекта) контролирует график его выполнения, оказывает необходимую консультационную помощь. Отметим, что для успешной реализации проекта младших школьников требовалась соучастие родителей, которые оказывали организационную, техническую и информационную поддержку.

   Презентация проекта проводилась 28 декабря 2012 года на общешкольном празднике. В ней участвовали и младшие, и старшие школьники.

   Рефлексия процесса и результата проектной деятельности осуществляется в письменной форме; школьникам предлагается написать отзывы на тему «Что мне дал этот проект?».

   Анализ работ и результатов методики незаконченных предложений выявил общее положительное отношение участников разновозрастной проектной деятельности к подобному взаимодействию. Школьники отмечали, что разновозрастная проектная деятельность развивает чувство ответственности, организаторские умения, самостоятельность, желание помогать.

   Методы проектов обладают большими возможностями формирования УУД младших школьников и достижения метапредметных результатов в целом. В проектной деятельности у школьников развиваются общеучебные умения, которые в настоящее время получили  название универсальных учебных действий:

   Поисковые умения (самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать ее в соответствии с задачами учебного предмета).

   Исследовательские: выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы.

   Менеджерские: проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность.

    Умения и навыки работать в сотрудничестве: оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы.

   Коммуникативные: умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

   Рефлексивные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?».

   Презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности.

   Для достижения метапредметных результатов освоения курса «Окружающий мир» можно широко использовать методы проектов. Анализ УМК «Окружающий мир» А. А. Плешакова («Школа России») показал, что автор рекомендует включать детей в проектную деятельность начиная с 1 класса. Примерная тематика проектов приведена в школьных учебниках: «Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа», «Мом домашние питомцы». При выполнении проектов первоклассникам приходилось обращаться за помощью взрослых – своих главных помощников. Так, выполняя проект «Моя малая родина», детям было предложено несколько тем проектов. В итоге остановились на теме «Достопримечательности моего села» В классе 4 человека. Это одна группа. Члены группы распределили обязанности, кто за что будет отвечать (поиск информации, фотографирование, набор текста на компьюторе, оформление работы, защита проекта). Были определены достопримечательности села: детский дом, сельская церковь, школа села, памятник погибшим воинам-односельчанам. Далее дети работали над проектом на протяжении изучения темы «Что и кто?» (сентябрь-октябрь).

   Цель проекта: расширение знаний о своем родном селе; способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

   Роль учителя: создавать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождать их в процессе проектной деятельности, обучать взаимодействию друг с другом, с учителем.

   Прогнозируемый результат: создание в рабочей тетради фотовыставки «Достопримечательности моего села»; формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умение публично выступать и представлять проект. Эта работа для детей и родителей была новой, незнакомой. Возникало много вопросов. Но, уже выполняя второй проект «Мой класс и моя школа», было видно, как дети овладели навыками работы над проектом. Работа оценивалась по следующим критериям: активность; представленный иллюстративный материал; соответствие содержания и иллюстративного материала; полнота раскрытия темы; аккуратность оформления.

   Таким образом, метод проектов, который не является принципиально новым в педагогической практике, в полной мере отвечает современным принципам российского образования: системно-деятельностному, компетентностному и личностно-ориентированному подходам к обучению, воспитанию и развитию школьников.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

   1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.

2. Тарасова Т. И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир» // Начальная школа. 2012. № 10

3. Кутявина Н. Н. Организация проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа 2010. № 10

4. Иванова Н. В. Организация разновозрастной проектной деятельности с участием младших школьников // Начальная школа. 2012. № 7

5. Самыкина С. В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению // Начальная школа. 2012. № 7

6. Иванова Н. В., Марунина Г. Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Метод. пос. М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.

Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы,  и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательн...

Использование интерактивных методов и приемов для активации учебной деятельности в начальной школе.

   В последнее время  многие педагоги пытаются восстановить старые и создать новые формы работы. Но, «новое-это давно забытое старое.» Одним из возможных направлений ...

Статья по теме "Проектные задачи как новая форма учебной деятельности"

О            Одним из новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является пр...

« Работа в паре, как форма учебной деятельности в начальной школе»

Статья по теме:"Работа в паре,как форма учебной деятельности в начальной школе"...

Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности в основной школе....