Статья по теме "Проектные задачи как новая форма учебной деятельности"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Процко София Федоровна

О            Одним из новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является проектная деятельность. Однако пректная деятельность своё центральное место занимает в  основной

               школе.  В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. 

   Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий.

   Проектная задача принципиально носит групповой характер. Она может быть предметной, межпредметной, разновозрастной и одновозрастной, рефлексивной, обучающей.

   Проектная задача ориентирована на применение обучающимися целого ряда способов  действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Проектные задачи"20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Процко С.Ф., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 634 с углубленным

изучением английского языка

Приморского района

Санкт – Петербурга

Статья по теме: 'Проектные задачи как новая форма учебной деятельности'

То, что дети могут сделать вместе  сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

 Л. Выготский

В качестве основного результата обучения в школе выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить, что все  большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Она может быть предметной, межпредметной, разновозрастной и одновозрастной, рефлексивной, обучающей. Проектная задача ориентирована на применение обучающимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

Во-первых, это реальный "продукт" (текст, схема, макет, таблица, график) созданный детьми. Во-вторых, это нематериальный "продукт",  качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Проектные задачи выступают как средство, с помощью которых могут быть решены разнообразные педагогические задачи. Такие как, формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 - уважения к окружающим;

- умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников.

Проектные задачи являются обучающими, так как формируют у школьников учебные компетенции, такие, как работать в разновозрастном коллективе, планировать свою деятельность, анализировать тексты из разнообразных областей знания, координировать знания из разных учебных дисциплин и так далее.

Проектная задача – это один из основных инструментов, который позволяет оценить сформированность метапредметных компетентностей у учащихся начальной школы, а также проявить целый комплекс индивидуальных особенностей младших школьников: учебно- познавательный интерес, учебную мотивацию, учебную самостоятельность и самооценку, социальные отношения и т.д.

 В ходе проведения проектной задачи, есть возможность:

-   перейти от парной работы к групповой;

- включить каждого ребѐнка в процесс деятельности из-за использования не традиционных заданий;

- объединить школьные «поколения» в совместном сотрудничестве: интерес совместной деятельности «чувства взрослости» четвероклассников (пятиклассников), сопричастность и заинтересованность первоклассников в результате работы группы;

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

 - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

 - целеполагать (ставить и удерживать цель); -планировать (составлять план своей деятельности);

 -моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

 - проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

 - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Как же устроена проектная задача?

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».

Планирования действий по разрешению проблемы, поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Оформление итогового результата. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными.

В 1 – 2 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

В 3 – 4 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

В течение нескольких дней ребята работают в группе, решая общую задачу. По итогам результат работы представляется в аудитории и детским голосованием выбирается проект-финалист. В заключительный проектный день проводится общее представление проектов-финалистов, выбираются проекты-победители.

Следует отметить, что за работой каждой группы в течение всех дней наблюдает эксперт. Основная задача эксперта отследить динамику продвижения как группы, так и каждого участника в отдельности. Немаловажная миссия эксперта – подведение итогов работы группы в конце дня и в конце проекта. Наблюдения и записи эксперта необходимы так же для отслеживания динамики развития каждого обучающегося в течение 4-х лет обучения в начальной школе.

Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как ведущую в подростковой школе.

Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметность как новый вид учебной деятельности младшего школьника в рамках современной образовательной системы

Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Можно ли построить об...

Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....

Учебно-методический материал -статья на тему "Образовательное событие как форма познавательной деятельности"

Учебно-методический материал -статья на тему "Образовательное событие как форма познавательной деятельности"...

Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности в основной школе....

Методические рекомендации "Организация сетевого проекта с целью подбора, апробации и применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы школа-ВУЗ"

Аннотация: в статье представлен практический опыт ГКОУ РО “Ростовская школа- интернат No28” применения новых форм учебного взаимодействия в цифровой среде в рамках реализации программы ...

Статья- Применение новых организационных форм учебной деятельности

Развитие орфографической зоркости при изучении словарных слов...