«Рост профессиональной компетентности учителей начальных классов МБОУ СОШ №1 в ходе реализации ФГОС»
статья по теме

Щербакова Эльвира Анатольевна

В статье содержится анализ работы учителей школы в рамках реализации ФГОС. Выступление было представлено на муниципальных педагогических чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbakova_vystuplenie.docx27.08 КБ
Office presentation icon konferentsiya.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

«Рост профессиональной компетентности учителей начальных классов

МБОУ СОШ №1 в ходе реализации ФГОС»

Истинный предмет учения состоит

 в приготовлении человека быть человеком»

Н. И. Пирогов

В настоящее время на первый план выходит вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы из него, впоследствии, получился эффективный, конкурентно-способный работник. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы свои и коллектива. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе.

В связи с этим в современном мире в развитии и становлении личности школьника велика роль и учителя начальных классов в том числе. По меткому выражению А. Конан Дойла, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» - хламом или нужными вещами, - зависит, прежде всего, от учителя. Ведь, действительно, все, что учитель заложит в ребенка как можно раньше (умение ориентироваться в потоке информации, добывать знания, применять их на практике, в жизни) зависит дальнейшая его судьба. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности? В разделе «Требования к кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС НОО описана система профессиональных требований к учителю начальной школы: «Кадры начальной школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни». Таким образом, учитель, планируя образовательный процесс, должен уметь определять основные результаты обучения, отбирать содержание образования с ориентацией на сущностные знания, понимать функции, содержание и структуру универсальных учебных действий, знать возрастные особенности учащихся, уметь организовывать их деятельность и разрабатывать системы задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий.

И здесь велика роль  интеллекта, так как,  прежде всего,  работают познавательные процессы. Учителя начальной школы – это в большинстве своем люди  творческие, ищущие новое в работе, владеющие  различными  технологиями, т.е. высокоинтеллектуально развитые.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчиков, направлен на формирование не только предметных результатов, но и метапредметных, личностных. По сути, впервые предпринята попытка реализовать идеи развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, в массовой школе.

Сегодня никого не нужно убеждать: развивать ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в своих убеждениях и поступках, в условиях непрерывного реформирования образования, неопределённости и нестабильности всех сфер нашего общества, – это исследователи ещё только пытаются определить.

Ключевое значение приобретает готовность (стремление) педагогов      к      постоянному профессиональному росту. В школе № 1 работает 9 педагогов начальных классов, из которых 7 имеют стаж работы свыше 20лет и 2 педагога  - стаж работы свыше 10 лет. Наша школа реализует ФГОС второй год, и уже накоплен определённый опыт методической работы по внедрению и реализации новых образовательных стандартов. За это время уровень профессиональной компетенции учителей школы значительно вырос. Главным же результатом повышения квалификации  педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения,  предполагающие

- динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п.;

- достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе ПК знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение, и, как говорилось выше, постоянно стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

  • Обучение на курсах повышения квалификации,  в том числе в дистанционном режиме и др.
  • Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
  • Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
  • Участие в различных конкурсах.
  • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
  • Обобщение и распространение опыта.
  • Аттестация.
  • Творческий отчет.
  • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
  • Самообразование.
  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Кратко остановлюсь на каждом из вышеперечисленных механизмов, так как они действительно способствуют развитию профессиональной компетентности и приведу примеры эффективного и результативного использования их педагогами нашей школы.
Курсовой переподготовкой на сегодняшний день обеспечено 100% педагогов. Однако, мало педагогов проходит курсы повышения квалификации в дистанционном режиме. Разнообразная тематика данной формы повышения квалификации позволяет учителю выбрать интересующую его тему курсов, повысить компетентность по проблемным вопросам.

  1. Предметно-методологическая компетентность(Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета)

Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов

Разработка (отбор) контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

Составление (выбор) комплексных проверочных работ

Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся).

Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.

2.Психолого-педагогическая компетентность(Теоретические знания в области психологии и педагогики об индивидуальных особенностях учеников, умение использовать эти знания в образовательном процессе)

Разработка для своего класса программы развития и воспитания, нацеленной:

- на становление их гражданской идентичности;

- укрепление физического и психического духовного здоровья.

Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.).

Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам.

Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа (исследовательких, проектных и др.).

Психолог школы Карачёва Н.В. обеспечивает психологическую поддержку обучения. Под её руководством обучающиеся  занимаются в объединении «Тропинка здоровья». Кроме того, Наталья Викторовна проводит психологическое тестирование учеников, выступает с лекциями на родительском собрании, работает по запросам с родителями. Фото карачёва

3.Компетентность в области здоровьесберегающих технологий (Умение проектировать здоровьесберегающую среду; формирование здорового образа жизни у младших школьников)

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий.

4. Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.( Владение методиками и технологиями медиа-образования).

Все кабинеты оснащены мультимедийной аппаратурой. На уроках учителя используют средства ИКТ-технологии. В четырёх кабинетах установлены интерактивные доски. Семь учителей прошли курсовую подготовку по работе с интерактивной доской. Фото кабинеты

5. Компетентность в дидактическом оснащении образовательного процесса.

Разработка и реализация плана индивидуальной методической работы (в том числе, в целях соответствия квалификационным характеристикам по соответствующей должности).

Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем).

Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета.

Проверка используемой и имеющейся в кабинете учебной литературы на предмет её соответствия двум федеральным перечням.

6. Исследовательская компетентность (Умение спланировать, организовать и провести педагогический эксперимент по внедрению инноваций и проанализировать эту деятельность).

В 2011 году была создана творческая группа педагогов по разработке ООП НОО. Программа  признана лучшей в муниципальном конкурсе образовательных программ.

Педагогами школы разработаны и успешно внедряются программы внеурочной деятельности:

«Азбука этикета» - Бондаренко Е.А.

«Я –исследователь» - Малиновская И.Г.

«Умка» - Головченко Г.В.

«Наглядная геометрия» - Окунева Л.С., Головченко Г.В.

«Подвижные игры» - Мезенцева Л.М.

«Планета здоровья» - Королёва В.А.

Каждое занятие внеурочной деятельности учителя планируют и переосмысливают в зависимости от конкретного класса, и это работа, которая требует постоянного самосовершенствования. Фото с внеурочки

В 2011 году Малиновская И.Г. выступала на районных педагогических чтениях по теме «Формирование исследовательской  деятельности  младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности» (1 место)

7. Компетентность в сфере трансляции собственного педагогического опыта (Выступления, статьи, издание учебно-методического материала, участие в профессиональных конкурсах, мастер-классы)

Учителя начальной школы активно делятся опытом работы на заседаниях  методического объединения учителей., цель и задачи которого подчинены решению единой проблемы –создание условий для реализации ФГОС.  Участие в районных методических семинарах также значительно повышает уровень профессионализма учителей.

В 2011 году на базе школы проведен районный  семинар «Деятельностный подход в обучении и организация внеурочной деятельности первоклассников в рамках внедрения ФГОС». Темы  школьных педагогических советов направлены на совершенствование личности учителя. Так, в  2012 -2013 году вызвали большой интерес у педагогов школы педсоветы по темам «Имидж современного учителя», «Профилактика профессионального выгорания», ««Ведение ФГОС в школе первой ступени». Готовится педсовет по теме «От компетентного учителя к компетентному ученику»   фото педсоветов

8. Акмеологическая компетентность Способность к постоянному профессиональному росту

Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников. Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану. Семь учителей начальной школы имеют высшую квалификационную категорию. диаграмма

Постоянно продолжается работа над рабочими программами. Учителя активно работают по темам самообразования. Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования авторитета педагога.

        От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов. Результаты диагностической работы во 2-х классах (октябрь 2012 года) показали хороший уровень подготовки обучающихся.

Значительно выросла и доля учащихся, ставших призерами и победителями различных конкурсов, международных чемпионатов, олимпиад, Ученики активно занимаются проектной работой. В школе второй год проходят научные конференции, на которых обучающиеся 2-4х классов представляют свои проекты. Слайд диамиа

Таким образом, непосредственное влияние на личность ребёнка, его развитие и становление сможет оказать только самоизменяющаяся личность учителя. Как растёт профессионализм учителя? (слайд) Как же оценили свои профессиональные качества педагоги школы? В процессе анкетирования учителям было предложено отметить из 17 профессиональных качеств 3 наиболее ярко выраженных у себя. Были получены следующие результаты

Чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности.  Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем. Успехов Вам, здоровья и профессионального роста.

Щербакова Э.А.,

Руководитель МО учителей начальных классов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов для реализации ФГОС

Профессиональная компетентность учителя для реализации ФГОС...

Эссе на тему «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Что же всё-таки определяет степень профессионализма педагога, его  уникальность  и  творческое начало? Каким должен быть, современный учитель?   Эти и другие вопросы осе...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, духовных и физических сил,активной работы над собой....