приемы формирования школьной мотивации
учебно-методический материал на тему

Чупрова Анастасия Константиновна

статья на тему: приемы формирования школьной мотивации у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formir._motivatsii.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 8

 Приёмы формирования школьной мотивации у младших школьников

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в  школе.  Но подчас  приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет».  В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

 Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним.

  Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Формирование школьной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников  мы формируем через  следующие приемы:

-  нетрадиционные формы урока (уроки - путешествия, уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-встречи, уроки выполнения творческих заданий (создание творческих работ (проектов)), составление загадок, сказок, разгадывание ребусов, кроссвордов.)

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для это  включали в уроки  игры или игровые элементы («Угадай букву»; «Волшебный мешочек»; «Найди ошибку» и т.д.), давать пищу их воображению (дорисуй рисунок, придумай концовку рассказа, сочини начало для стишка и т.д.), ходили на  экскурсии в музей, в школьный парк, устраивали дни «без сквернословия», «день здоровья», классные часы с родителями.

- использовали необычное начало урока, (это использование музыкальных фрагментов, игровых моментов, соревновательных форм, положительного настроя на работу через стихотворение);  на  уроках

- здоровье сберегающие технологии (юмористические физминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, оздоровительные игры на переменах)

- использовали информационно-коммуникационные технологий (мультимедийные учебные пособия, презентации). 

- проблемное обучение выполняет мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому на уроках создаются противоречия, проблемные ситуации, которые привлекают школьников к их обсуждению и решению.  

 - стимулирование познавательной активности школьников, учитывая их половые особенности их интересов. (Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной тематике. Поэтому  на уроках затрагивала те или иные проблемы, связанные с этими интересами или на переменах предлагались раскраски с кроссвордами на военную тематику или на тему транспорт).

 - психологические установки «Я могу», «У меня получится». Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. С этой целью проводились беседы с ним наедине, показывались  его достоинства, достижения, даже если и маленькие, хвалили его за любые ответы. Одобряли успехи обучающихся.  Критиковали сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше»);

- самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы.  Для этого  учим разбираться ученика в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбивала  на подзадачи так, чтобы ученик смог самостоятельно их сделать;

 - детям важно знать,  насколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание. Для этого с учащимися завели «Лист индивидуальных достижений» обучающего по предметам;

        - технология «Портфолио» состоит из разделов:  «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это – я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения».  Раздел «Мои достижения» отражает главные достижения ребенка в освоении программы, что позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об ученых, но и о творческих коммуникативных достижениях. В разделе «Мои достижения» у обучающихся  находятся: результаты обучения ученика по четвертям и за год, спортивные достижения, грамоты, благодарности, отметку о посещении кружков, секций, конкурс сочинений и т.п;

 - рефлексии через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?»,  «как вы думаете, почему не смог ответить на вопрос те или другие ученики», «что узнали на уроке интересного, над чем раньше не задумывались?» и т.д.).

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»

В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с  задержкой психического развития»...

Доклад "Приемы формирования положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах"

Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивацион...

Доклад Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.

Приемы формирование положительной мотивации обучающихся к обучению в начальных классах.Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на про...

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Родительская семья, является важным условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития, безнадзорности и беспризо...

Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся 1 класса.

Определение степени адаптации первоклассников к обучению и формирование у них школьной мотивации....

Презентация по теме: "Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития"

В настоящее время в современном школе остро стоит задача повышения эффективности обучения. При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть урове...