ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
статья (1 класс) на тему

Елена Васильевна Размахнина

Родительская семья, является важным условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития, безнадзорности и беспризорности. Диагностические исследования, проведенные в центре за последние три года  показывают, что до 60 % детей, обучающихся в общеобразовательной школе, имеют психические отклонения в виде психогенных характерологических реакций, которые сочетаются с признаками личностной незрелости и возрастной несформированности отдельных высших психических функций. Наиболее уязвимыми с точки зрения развития пограничных расстройств являются дети, находящиеся в условиях семейной депривации. Это непосредственно отражается на всех этапах возрастного психического развития ребенка, определяет его психическое здоровье и выливается в проблемы школьной дезадаптации со стойкой школьной неуспешностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_psihicheskiy_rasstroystv.doc_statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Е.В. Размахнина

МКУ ЦСПСиД , Новокузнецк

Родительская семья, является важным условием оптимального психосоциального развития ребенка и наиболее часто выступает источником нарушений возрастного психического развития, безнадзорности и беспризорности. Диагностические исследования, проведенные в центре за последние три года  показывают, что до 60 % детей, обучающихся в общеобразовательной школе, имеют психические отклонения в виде психогенных характерологических реакций, которые сочетаются с признаками личностной незрелости и возрастной несформированности отдельных высших психических функций. Наиболее уязвимыми с точки зрения развития пограничных расстройств являются дети, находящиеся в условиях семейной депривации. Это непосредственно отражается на всех этапах возрастного психического развития ребенка, определяет его психическое здоровье и выливается в проблемы школьной дезадаптации со стойкой школьной неуспешностью. Наблюдается три уровня такой депривации:

1) распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;

2) наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;

3) асоциальная дезадаптация родительских семей.

Относительно большой удельный вес занимают также расстройства, связанные с дефектами воспитания.  Часто негативную роль на развитие ребенка оказывает отсутствие единого воспитательного стиля у родителей (от холодного и враждебного до всепрощающего),  конфликтные межсемейные отношения, развод родителей, а также острые реакции в связи с психической травмой в семье, возникшей вследствие смерти, длительной командировки одного из родителей. Кроме того такие семьи часто являются неполными и социально неблагополучными: неудовлетворительные материальные условия жизни, частые случаи злоупотребления родителями психоактивными веществами, невысокий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность родителей в случае заболевания ребенка. По мнению А.С. Спиваковской (1988) "...Нарушения системы семейного воспитания, дисгармонии семейных отношений... являются основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение неврозов у детей".

Особенности семейной дезадаптации и связанные с ней патологические отклонения в личностном развитии и поведении у 15 – 20 % школьников, обнаруживают достаточно устойчивые связи с нарушениями школьной дезадаптации. Эти учащиеся в школе переводятся или на  индивидуальные программы обучения или в  классы коррекции.

На занятиях у многих ребят  отмечается низкий и сниженный темп работы, преимущественное продуцирование конкретных ассоциативных образов, неустойчивость и неадекватность самооценки, незначительные нарушения операций сравнения и обобщения, негрубые нарушения внимания, эмоциональная незрелость, некоторая задержка психического развития.

Доминирующее положение у этих детей занимают аффективные расстройства личности. Наиболее часто отмечается тревога, перепады настроения различной продолжительности,  признаки психического инфантилизма.

Школьная жизнь целиком подчинена овладению знаниями, обучению. Чтобы успешно освоиться в новой жизни ребенок должен быть достаточно зрелым в личностном аспекте. Он должен иметь определенный уровень педагогической подготовки к школе. Не готовые к школе в этих отношениях дети,  значительно уступают сверстникам. Показательны при этом следующие признаки:

  • Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации.

Подавляющее число детей активно стремится в школу. В глазах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Они психологически готовятся к новой роли, которой им надлежит овладеть - роли ученика. Дети с низкой личностной готовностью к школе всего этого не имеют. Предстоящая школьная жизнь не вошла в их сознание и не возбудила соответствующих переживаний. Их вполне устраивает прежняя жизнь. На вопрос: "Ты хочешь в школу?" – ребята отвечают: "не знаю", а, если дают утвердительный ответ, то, как выясняется, привлекают их в школе не содержание школьной жизни, не возможность научиться читать, писать, узнавать новое, а сугубо внешние стороны – общаться на переменах со сверстниками, не расставаться с товарищами из группы детского сада,  иметь, как и они, красивые школьные принадлежности (в группе обследуемых детей – 79%).

В осеннем сезоне реабилитации, у обследуемых детей выявлены следующие показатели школьной мотивации:

У 20%  обучающихся высокий уровень школьной мотивации;

У 55%  обучающихся внешний уровень школьной мотивации;

У 25 %  обучающихся низкий уровень школьной мотивации.

  • Недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя.

Основные нормы человеческого общения, правила поведения усваиваются детьми до школы. Тогда же у большинства их них складываются и предпосылки такого важного социального качества человека как ответственность. Своевременного формирования соответствующих качеств и умений у психологически не готовых к школе детей не произошло. Их поведение отличается неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны или, напротив, - чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Ребята плохо осознают специфику ситуаций общения Со сверстниками  и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, очень трудным является для них участие в сюжетно-ролевых играх. Часто бывают безответственными: легко забывают о поручениях, ими данных, не переживают по поводу того, что не выполнили обещанного (в группе обследуемых детей – 64%).

  • Низкая познавательная активность.

Непременной предпосылкой успешного включения ребенка в учебную деятельность является наличие так называемого познавательного отношения к действительности. У большинства детей такое отношение оказывается сформированным. Дети начинают осознавать себя как часть большого мира, в котором живут, и хотят в этом мире разобраться. Они любознательны, задают много вопросов, настойчивы в поисках ответов.

Дети с низким уровнем развития познавательной активности - иные. Круг их интересов сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего. Они не задают вопросов, не любят читать, не интересуются творчеством. Внутреннее побуждение к знаниям, к учению них заметно снижено (в группе обследуемых детей – 65%).

  • Ограниченный кругозор.

При нормальном развитии многие дети уже усваивают значительный объем информации, приобретают ряд умений и навыков, которые позволяют включиться в процесс целенаправленного, систематического обучения. Однако, у разных детей результаты такого подготовительного или стихийного обучения бывают разными. Сказываются, при этом, не только различия в условиях воспитания, но и индивидуальные различия в познавательной деятельности (в группе обследуемых детей – 75%).

  • Низкий уровень развития речи (логичности, содержательности, выразительности).

Речь ребенка, как и взрослого человека, является одной из специфических форм человеческого сознания и одновременно - его наглядным выразителем. По тому, как ребенок говорит - в свободном диалоговом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринимает и осмысливает окружающее. Речь детей с отставанием в развитии познавательной деятельности отмечается бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз (в группе обследуемых детей – 71%).

  • Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности.

Важнейшей предпосылкой успешности учебной деятельности является ее произвольность - умение сосредоточиться на решаемой задаче, подчинить ей свои действия, спланировать их последовательность, не потерять условия задачи в процессе деятельности, выбрать адекватные средства ее решения, довести решение до конца, проверить правильность полученного результата. Очевидно, что несформированность на необходимом уровне этих умений повлечет за собой проблемы, которые будут проявлять себя во всех видах школьных занятий, при усвоении различного учебного материала (в группе обследуемых детей – 74%).

  • Недостаточный уровень развития точной моторики руки.

Процесс овладения письмом при обучении грамоте и математике, так же, как процесс рисования и выполнения многих поделок,требуют определенной сформированности мышц кисти и предплечья. Недостаточный уровень развития названных функций затрудняет у ребят определение пространственных взаимоотношений элементов букв, цифр, геометрических линий и фигур, осложняет ориентировку в схемах и наглядных изображениях. Эти отклонения служат естественным препятствием в обучении чтению, письму, в усвоении начальных математических знаний, при выполнении поделок и рисовании (в группе обследуемых детей – 64%).

На каждый сезон реабилитации приходится до 40 % семей, находящихся в СОП, до  80%  детей воспитываются преимущественно в неполных семьях.  Все семьи стоят на учете в социальной защите и нуждаются в материальной помощи.  Следовательно, у многих детей  со стойкой семейной дезадаптацией,  явления депривации школьного обучения отягощаются нарушениями функциональных познавательных процессов. Поэтому чаще всего  у этих детей проявляется выраженная школьная и социальная дезадаптация.

      Важной задачей коррекционно – реабилитационной  работы психолога  с детьми, посещающих центр,  является создание условий для снижения дезадаптации.  Большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, коррекцию школьных трудностей, снижению уровня тревожности и повышенной агрессивности. Реализация коррекционных программ в течение реабилитационного периода позволяет  повысить уровень адаптации детей и подростков к школе на 30%, улучшить мотивацию к обучению в школе на  25%.  Усвоение коммуникативных навыков общения со сверстниками положительно  отражается  на самооценке детей,  позволяет снижать количество конфликтных ситуаций в группе и создавать психологический благоприятный климат.  

    Таким образом, нахождение несовершеннолетних в центре реабилитации позитивно влияет на психическое и эмоциональное состояние ребенка и положительно отражается в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cамооценка и мотивация детей младшего школьного возраста в условиях материнской депривации

Проблема социального сиротства детей актуальна для всего мира, в том числе и на пост советском пространстве. Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономически...

приемы формирования школьной мотивации

статья на тему: приемы формирования школьной мотивации у младших школьников....

Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»

В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с  задержкой психического развития»...

Создание условий для формирования учебной мотивации в классах для детей с задержкой психического развития

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...

Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся 1 класса.

Определение степени адаптации первоклассников к обучению и формирование у них школьной мотивации....

Презентация по теме: "Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития"

В настоящее время в современном школе остро стоит задача повышения эффективности обучения. При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть урове...