Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"
статья на тему

Пахомова Любовь Анатольевна

Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме  "Проектная деятельность в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty_v_nachalnoy_shkole_0.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе.

В настоящее время происходит реформирование учебного процесса в соответствии с современными требованиями в различных сферах жизни: социально-экономической, политической, гражданско-общественной, культурной.

Учащийся, окончивший школу, должен суметь реализовать себя в дальнейшей жизни, иметь возможность успешно применять на практике знания, полученные в процессе обучения, почувствовать свою значимость, постоянно совершенствоваться и развиваться в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда.                                                       В различных источниках по данной проблеме выделяются 3 типа компетенций:

ключевые, которые определяются заказом общества на подготовку его граждан,

  • уметь самостоятельно добывать знания;
  • уметь работать с различными информационными источниками;
  • самостоятельно мыслить;
  • сотрудничать;
  • уметь видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения,

универсальные компетенции (значимые для любой сферы деятельности),

профессиональные.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Проект:

  • совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
  • предварительный текст какого-либо документа;
  • какой-либо замысел, план.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека».

Работая над проектом, учащийся заранее знает, к какому результату он придёт, что он получит в итоге. Исследователь же, работая над какой-либо проблемой, не может предсказать ожидаемого результата. Но в проектной деятельности постоянно присутствует элемент исследования.

Маленький ребёнок по своей природе исследователь; действуя с различными предметами, окружающими его, испытывая их на прочность, на вкус, наблюдая за окружающими его объектами, он познаёт мир. Так как в основе любого проекта лежит исследование, то обучать ребёнка проектной работе, применяя специально разработанную методику, можно с 5-6 лет, когда ребёнок имеет определённый запас знаний, может при помощи примитивных рисунков фиксировать свои наблюдения.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

             -оценка полученных результатов и выводов.

Целью проектной деятельности 

является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

  Метод проектов целесообразно применять, если

  • Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
  • Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
  • Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
  • Возможно структурирование (этапность) проекта.

 

Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектный метод направлен на:

  • Развитие критического мышления,
  • Развитие творческого мышления,
  • Умения работать с информацией,
  • Работать в коллективе;
  • Владеть культурой коммуникации.

Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые.                                     5. Практические.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

 

Личностные;    парные;      групповые.

 

По продолжительности проведения:

краткосрочными;    средней продолжительности;     долгосрочные.

  Стадии работы над проектом

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы;

анализ разнообразной информации;

программа действий;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

 Памятка начинающему исследователю:

  1. Выбери тему исследования
  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  6. Сделай выводы.
  7. Оформи результаты своей работы.
  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

  Паспорт проектной работы

 

1)Название проекта.

2) Руководитель проекта.

3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.

4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

5) Тип проекта

6)Заказчик проекта.

7) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

8) Задачи проекта

9) Необходимое оборудование.

10) Аннотация

11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.

12) Этапы работы над проектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"

Доклад  содержит  рекомендации  по  проведению  исследовательской  работы  по  окружающему  миру в  начальной  школе,  поэтапному  ее ...

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Доклад " Контрольно-оценочной деятельности в начальной школе»"

Появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования...