«Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных компетентностей обучающихся»
статья

в работе рассматривается вопрос о качествах личности как "Ключевые компетентности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rayonnyy_festival.docx55.54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Шестаковская сош»

Районный Фестиваль педагогических инноваций

 «Стандарты многомерны как сама жизнь»

Секция начальных классов

«Создание механизмов обеспечение нового качества образования в начальной школе»

Тема: «Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных компетентностей обучающихся»

Доклад подготовила: Черкасова Р.М.,

учитель начальных классов

2014 год

Жизнь человека в постоянно меняющихся условиях ХХ1 века требует новых знаний и умений. Ответ на вопрос, какие качества и способности необходимы ему, выражается в попытках описать, нарисовать идеальный образ современного человека. Он предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный, способный видеть и решать проблемы автономно и в группе, готов постоянно учиться, находить и применять нужную информацию. Это актуализирует задачи развития личности обучающегося, является важнейшим ориентиром в модернизации российского образования.

        Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими  государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В Федеральной концепции модернизации российского образования  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.  

Компетенция:
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:

Запомнить и ответить – это накопление знаний;

Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;

Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;

Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

До настоящего времени в нашей стране не выработана единая классификация ключевых компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия.

Можно говорить  о формировании:

коммуникативной компетентности, включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию;

информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;

компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность.

Ведущим звеном в стандартах является системно-деятельностный подход. В стандартах говорится: основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней деятельности  во внутреннюю.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно-деятельностное обучение ставит вопросы:

Чему учить? (обновление содержания)

Ради чего учить? (ценности образования)

Как учить? (обновление средства обучения – то что относиться к учителям); (новые технологии, методы, формы)

Функции системно-деятельностного подхода:

 - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-  создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в  поликультурном обществе, высокой  социальной и профессиональной мобильности;

-  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и  компетентностей в любой предметной области познания.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных  действий, которыми должны владеть учащиеся и умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Системно-деятельностный подход позволяет формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания», создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть умение учиться.

На уроке я стараюсь не давать готовых знаний, а направляю детей для самостоятельного их получения. На уроке русского языка при изучении темы «Наречие» я предлагаю учащимся: прочитайте стихотворение.

Подготовка к новому материалу.

Чтение стихотворения:

                                        Сквозь волнистые туманы

                                        Пробирается луна.

                                        На печальные поляны

                                        Льёт печально свет она.

Назовите автора и название стихотворения.

/А.С. Пушкин «Зимняя дорога»/

Вы любите читать? Какие жанры вы больше любите читать?

Почему так говорят: «Чтение – лучшее учение»

Я вас призываю больше читать, чтобы больше знать.

Назовите второе предложение.

Запись и разбор предложения /работа у доски и в тетрадях/

На печальные поляны льёт печально свет она.

Какое слово вы не разобрали? Почему? ( проблемная ситуация)

Сообщение темы урока: тема нашего урока «Наречие». Мы узнаем: на какие вопросы отвечает наречие, чем является в предложении, как образуется.

V. Работа над новым материалом.

 1) На какой вопрос отвечает наречие печально?  КАК?

Каким членом предложения является?                 ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Назовите однокоренные слова в предложении?

ПЕЧАЛЬНЫЕ – ПЕЧАЛЬНО                                ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Можно сказать от какой части речи образовано наречие печально?

Ребята, как вы думаете изменяются эти слова?              НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

Давайте попробуем изменить.              Льёт печально,

                                                                 лью печально,

                                                                 льёшь печально,

                                                                 лили печально.

Что заметили?

Давайте попробуем ещё образовать другие наречия.

Весёлый – весело,                                   хороший – хорошо,

Вежливый – вежливо,                             быстрый – быстро,

Звонкий – звонко,                                    пасмурный – пасмурно.

2) Выборочное чтение.

На доске:  вверху, издалека направо,  однажды,  весело.

Поставить вопрос к слову.

Как?  весело

Куда?  направо

Когда? однажды

Где? Вверху

Откуда? издалека

К какой части речи относятся названные слова?

Какие вопросы мы ставили?

Итак, на какие вопросы отвечает наречие?

В системно-деятельностном подходе на первый план выходит развитие личности учащихся, которое осуществляется через личностно-ориентированное обучение.

         Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.  

Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

     Основным принципом  личностно-ориентированного  обучения является признание индивидуальности ученика.

На уроке математике я использую данные задания:

Даны примеры:
56 – 30             37 + 60
42 + 7               30 – 8
29 – 15             50 – 24  

  • Реши примеры.
  • Составь примеры с обратными действиями.
  • Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100. ( можно дать по группам, можно по выбору).

Стандарт предполагает следующий портрет учащегося:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

деятельный, любознательный и активный;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

креативный.

     Мы хотим видеть такого учащегося. А для этого учитель должен организовать учебную деятельность и помочь учащимся быть такими.        

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности так,  чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход, включающий в себя следующую последовательность деятельностных шагов, дает ответ на вопрос «Как учить?»:

- наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение способа действия позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

- формирование у школьников  умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- рефлексия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, для успешного  протекания учебной деятельности  необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде.

Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…», поэтому деятельность обучающихся целесообразно моделировать в исследовательской технологии.

        Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Научить человека плавать можно только в воде, а научить действовать  можно только в процессе деятельности.

Перед вами Компоненты учебной деятельности:
1. Учебный интерес.

(создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, проблемная ситуация, подвести уч-ся к успеху)
2. Целеполагание.

( практическое осмысление своей деятельности, формирование целей и реализации наиболее экономическими средствами: умение планировать рабочее время, умение правильно устанавливать цели и достигать их).
3. Учебные действия:  (самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства их достижения)
а) принятие учебной задачи;

б) преобразование учебной задачи;
в) планирование;
г) моделирование;
д) соотнесение результата с образцом;
е) контроль;
ж) оценка.

На уроках мы используем методы формирования учебной деятельности:
1. Иллюстративно-объяснительные. Отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
2. Репродуктивные. Способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

На сегодняшнее время наиболее эффективными и продуктивными являются:
3. Исследовательские: добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.

Далее хотела обратить внимание на формы учебной деятельности.

Формы учебной деятельности:

групповая (каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его, сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы)

Окружающий мир: составление плана к прочитанному тексту.

Математика: решение задач;

Этап формирования новых знаний в группах для обсуждения проблем, поиска решений.

Закрепление знаний и умений.

Подведение итогов в конце занятий, с помощью групп оценивается уровень знаний и умений соперников по итогам

парная ( каждая пара получает задание и выполняет его, прислушиваясь друг к другу)

Литературное чтение: выразительное чтение, чтение наизусть,

индивидуальная (Обучающая цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своём месте.)

Закрепление знаний и умений.

Практические и контрольные работы.

фронтальная (Преподаватель работает со всей группой сразу. Одни внимательно слушают, другие отвлекаются, одни отвечают на вопросы, другие не слышат ни вопросов, ни ответов. Одни выполняют упражнения качественно и быстро, другие не успевают, третьи быстро и некачественно. Таким образом, эта форма работы рассчитана на «среднего» ученика.

Объяснение нового материала.

Закрепление в ходе самостоятельной работы, когда многие учащиеся сделали одну и ту же ошибку – преподаватель останавливает работу и проводит повторное объяснение.

Подведение итогов в конце урока.

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе  самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот,  из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Работая третий год по программе «Школа 2100», реализуя системно-деятельностный подход в работе, мы достигли таких результатов:

Сформированность познавательных УУД обучающихся

  • Общеучебные действия

  • Логические действия

  • Постановка и решение проблемы

Создание психологического комфорта на уроке, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это зависит от таланта и мастерства учителя, его умения организовать «поиски» на уроке.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное  приложение

этих сведений.

                                        Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

КРОССВОРД как средство формирования метапредметных компетентностей у младших школьников

Составление кроссворда используется для организации самостоятельного поиска младшим школьником ответа на многие вопросы.Предлагаем алгоритм составления кроссворда для начинающих....