Проектный метод обучения как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
статья на тему

Представлен теоретический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектный метод обучения как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся

       Развитие общества, современной науки, введение в учебный процесс новых технологий  требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся. В Стандартах нового поколения  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности, которые определены как система универсальных учебных действий. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.

Выделены следующие группы ключевых компетенций: целостно - смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно - познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. В каждом учебном предмете можно определить число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций. Ключевые компетентности формируются на опыте собственной деятельности обучающихся при изучении различных дисциплин на уроках  и во внеурочной деятельности. 

Цель работы:  создание условий для развития и формирования ключевых компетентностей и углубления предметных знаний обучающихся.

Задачи:

  1. изучить литературу по данному вопросу;
  2. определить условия  для успешного развития и формирования ключевых компетенций и углубления предметных знаний обучающихся;
  3. подобрать или разработать критерии для оценивания ключевых компетенций;
  4. применять метод учебных проектов как одну из форм организации учебной и внеурочной деятельности;
  5. провести мониторинг развития ключевых компетенций и проанализировать результаты;
  6. провести мониторинг качества обучения  и проанализировать результаты.

Конечный результат: ученик,  который использует  ключевые компетентности в учебной и внеурочной деятельности.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Что же такое проект?

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации.

        Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопроекты(в рамках одного предмета), межпредметные проекты.

         По продолжительности: мини – проекты,  краткосрочные проекты,  недельные проекты, годичные проекты.

Изучая литературу, материалы сети Интернет и опыт коллег, для себя определила, что к  проектной деятельности в методике предъявляются особые требования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный  проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова. Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Как полагает Каганов Е. Г. в своей книге "Метод проектов в трудовой школе", в основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта, по мнению того же автора, обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение

Личный опыт

Изучать метод проектов начала в 2008 году, а реализовывать на практике -  с 2010 года. Учитывая возрастные и индивидуальные  особенности обучающихся, применяю метод учебных проектов как одну из технологий развития ключевых компетентностей.

 На своих уроках  я применяю различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные.  Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество форм организации учебной работы.  Это помогает создавать условные ситуации, из которых  учащиеся самостоятельно или с помощью учителя находят выход. При выполнении творческой работы обучающиеся связывают полученные на уроке знания с практической деятельностью.

С 1-ого класса основное внимание уделяла развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора, ведь для  продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формирую с первых дней ребенка в школе, когда  совместно  в учебных ситуациях дети  “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

На уроках часто задаю вопросы:

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Какие вы видите факты?

Какое мнение у тебя по этому вопросу?

Как ты думаешь?

Как думали сначала?

В чём возникло затруднение? И др.

Если задаю вопрос, то обязательно выслушиваю  мнения  всех детей, не прерывая.  Учу диалогической речи по принципу: я - словечко, ты словечко, увеличиваю долю монологической речи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.  С первого класса ввожу такие формы работы, как работа в парах, в группах (с лидером и без лидера).

Начиная с первого класса в начальной школе, я стараюсь проводить уроки так, чтобы дети чувствовали себя маленькими исследователями. Такой подход к обучению позволяет активизировать мыслительные процессы детей, материал вызывает у них интерес и легко запоминается.

        Так, на уроке обучения грамоте (тема: «Однозначные и многозначные слова») можно провести коллективное исследование.  Дети разбиваются на группы, каждой группе дается задание: разбить слова на два столбика. Сначала даже не говорю, по какому признаку. Прочитав слова, дети понимают, что одни из них обозначают один предмет, у других слов несколько значений.

        Во время выполнения этой работы читающие дети могут найти эти слова в толковом словаре. Так происходит обучение исследованию. Обязательным моментом является представление своей работы – дети доказывают свое мнение перед классом.

        На занятиях по предмету «Окружающий мир» детям предлагались такие исследования и проекты: «Моя семья», «Моя улица», «Домашние питомцы» и другие.

На уроках трудового обучения часто предлагаю коллективные или групповые работы. Разработав вместе дизайн-проект, дети имеют возможность выполнить задание, распределив обязанности (кто что лучше умеет делать). Коллективные проекты: панно «Барашки на лугу», «Цветы учителям» и т.д.

В результате  работы по данному вопросу можно сделать вывод:

- дети спокойно отвечают у доски,        не боятся сделать ошибку при ответе        (обладают коммуникативной компетентностью)                        92%

- умеют четко и ясно излагать свои мысли (Общекультурная, учебно-познавательная компетенции)                                                        100%

- стали активнее и самостоятельнее         (коммуникативная, социально-трудовая компетенция)                                                                                  86,7%

- не боятся высказать свою точку зрения        (личностное самосовершенствование)                                                                                                        96,3%

- лучше обосновывают свои ответы (информационная, личностного самосовершенствования)                                                                100%

- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в шко ле, дома)         (коммуникативная, личностного самосовершенствования)                        87,7%

Таким образом, формируется   успешность обучения:

1)        ученик имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа;

2)        осознает мотивы своей учебной деятельности;

3)        планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия;

4)        при возникновении трудностей концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;

5)        учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.

Именно,  компетентностный подход способствует реализации этих условий. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

Материал содержит информацию о методе проектов как дидактическом средстве, позволяющем формироватьучебные навыки и компетенции младших школьников....

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций студентов

Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования; организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся как одному из фак...