Самоанализ педагогической деятельности учителя 4 класса
методическая разработка (4 класс) по теме

Устинкина Татьяна Николаевна

Отчет о работе за 3-4 класс в сравнении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_ustinkina.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

 

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя начальных классов

      Устинкиной Т.Н.

               2013-2014 учебный год

Устинкина Татьяна Николаевна-учитель начальных классов                                                                                        МБОУ ООШ №28

  • Образование – среднее специальное, закончила Константиновское педагогическое училище в 1977 году по специальности «Учитель начальных классов»
  • Стаж педагогической работы 36 лет, в должности учителя начальных классов – 36 лет.
  • Стаж работы в  МБОУ ООШ №28 – 34 года
  • Дата предыдущей аттестации – 01.02.2012г.

присвоена высшая квалификационная категория.

  • Повышение квалификации: – 2012 г. ГБОУДПО РО РИПК и ПРО по программе «Педагогика и методика начального образования»» в объеме 144 часов, 2012 г. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» по программе «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности: Применение пакета свободного программного обеспечения в образовательном процессе» в объёме 72 часов.

        

.

Система знаний разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах, а в системе обучения по УМК «Школа 2100», в которой я начала работать с сентября 2010 года, позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. Приходится сожалеть, что в личные интересы отдельных учащихся обучение в школе не входит. В будущем я планирую подробное изучение методик формирования учебной мотивации младших школьников, особенно детей с дивиантным поведением, что актуально для нашего учебного заведения.

То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Зная, что одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников, на своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей (в начале с использованием речевых клише), планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.

В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: прогнозирование по названию, таблицу З-Х-У, синквейн, чтение текста с остановками, маркирование текста символами, метод экспрессии в творческой ситуации. Широко использую приёмы внешней и внутренней дифференциации, приёмы графического моделирования, выбор способов решения задач. Так же в обучении предмету технологии и в воспитательной работе использую метод проектов.

Мною недостаточно изучена технология модульного обучения, проектная технология. В изучении современных образовательных технологий я вижу пути совершенствования своей педагогической деятельности.

Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моих классов не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации. На уроках использую сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуаций и их моделей.

В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, рефлексировать и оценивать свою деятельность.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего школьники изучают большинство предметов. Следовательно, навык чтения определяет и эффективность обучения  другим предметам. Поэтому я считаю очень важным становление  и постоянное совершенствование навыка чтения. В целях развития интереса к предмету использую различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-игры, уроки-путешествия (особенно сейчас с использованием УМК «Школа 2100»), уроки-викторины и т. п.

С сентября 2010 года я обучаю детей по новому УМК. В современных учебниках представлен обширный материал для развития кругозора и обогащения словарного запаса учащихся. Дети уже взяли за правило на любом из уроков гуманитарного цикла работать с толковым словариком, представленным во 2-й части учебника «Русский язык». В процессе обучения каждый текст вызывает разнообразные положительные эмоции, выражать которые дети учатся на уроках литературного чтения. Много заданий на развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Для развития навыка чтения я использую различные приёмы, которые условно можно разделить на следующие группы:

- психологические упражнения;

- упражнения на развитие зоркости;

- артикуляционная гимнастика;

- метод динамического чтения;

- упражнения на развитие антиципации;

- упражнения на развитие речи без повторов;

- упражнения на развитие осознанности чтения.

Особенно нравится детям чтение по ролям или инсценирование. Выполнение таких заданий в учебниках УМК «Шкод 2100» облегчено цветным маркированием. Со второго класса дети учатся выполнять цветное маркирование самостоятельно.

Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл своей работы, так как их деятельность мотивированна.

Данная диаграмма показывает результаты моей деятельности по обучению чтению детей 3-го – 4-го класса по программе «Школа 2100».

 Результаты моей работы по обучению чтению учащихся 1- го класса по программе «Школа 2100» следующие:

- высокий уровень (более 45 слов) – 42%;

- повышенный уровень (30-45 слов) – 42%;

- базовый уровень (15-30 слов) – 8%;

- ниже базового уровня (менее 15 слов) – 8%

На уроках русского языка я учитываю тот факт, что почти каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем. Поэтому свою работу нацеливаю прежде всего на формирование фонематического слуха.

Система упражнений, включающая в себя звуко-буквенную зарядку и последовательную работу со словарями, постепенно приводит учащихся к пониманию фонетических закономерностей, например, почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими. Программа позволяет сформировать у учащихся элементарные представления об устройстве словарных статей в различных словарях: орфоэпическом, орфографическом, толковом, этимологическом, обратном. Эффективность использования этимологического словаря и произведений живописи я вижу в том, что они позволяют формировать и развивать интерес к занятиям языком и литературой.

Начиная с 1- го класса, на уроках русского языка я широко использую приём графического моделирования как слов, так и предложений. Практически на каждом уроке использую различные виды анализа. В 1-м классе это фонетический анализ слова. Начиная со 2-го класса, этот вид анализа дополняется морфемным, что даёт детям ещё один инструмент для решения орфографических задач. С 3- го класса эти два вида анализа слова дополняются морфологическим анализом, где слово исследуется в изменениях его форм, что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм. Программа «Школа 2100» предлагает так же этимологический анализ слова, который помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова и привлечь значение слова для решения орфографической задачи. Синтаксический анализ простого предложения призван помочь учащимся обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.

Решая проблемы развития речи, провожу две линии работы: помогаю детям усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; помогаю освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту..

Большое место уделяю словарной работе. Начиная со 2-го класса, провожу работу над тематическими группами слов или группами слов, сформированными с учётом орфограммы. Каждая группа слов отрабатывается в течение недели с использованием различных приёмов работы, которые я подбираю с учётом темы и целей урока. В конце каждой недели дети пишут небольшой словарный диктант.

Исходя из требований новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, учу детей распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.

Результаты моей работы по обучению русскому языку детей 3-го – 4-го класса по программе «Школа 2100» отображает следующая диаграмма:

В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. Ребёнок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Уроки математики учат адекватно ориентироваться в пространстве и времени. Это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности.

Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду целенаправленную систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого. Развитие мышления становится основой развития других психических процессов: памяти, внимания, математической речи и способностей. Это ещё одно направление в моей педагогической деятельности, в котором предстоит работать в следующие годы.

Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.

В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Процесс нахождения решения задачи может быть алгоритмизирован лишь частично, так как он, как правило, содержит этап нестандартных эвристических действий. Но частичная алгоритмизация приводит к формированию общего умения решать задачи.

Результаты моей работы по обучению математике детей 3-го – 4-го класса по программе «Школа 2100» отображает следующая диаграмма:

Особую значимость для младших школьников имеет интегрированный курс «Окружающий мир». Он формирует у ребёнка целостную картину окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

На уроках окружающего мира, помимо общеучебных, я формирую у детей специальные умения работы с научно-популярной и справочной литературой. Дети учатся проводить фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие измерения. На этих уроках я часто использую приём необычного начала урока, например сказки собственного сочинения на тему урока, музыкальные и видеозаписи. Часто использую игру как метод и средство обучения. Через игровую деятельность у ребёнка формируется стремление к обественно-значимой и учебной деятельности. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их.

На уроках окружающего мира и технологии учащиеся впервые пробуют заниматься проектной деятельностью. Здесь же они обучаются правилам гигиены, правилам поведения на воде, безопасному поведению дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.

 Результаты моей работы по обучению окружающему миру детей 3-го – 4-го класса по программе «Школа2100» отображает следующая диаграмма:

С 2100 по 2014год я работала над темой самообразования «Привития интереса на уроках одно из важнейших частей педагогического процесса». Опыт работы по теме самообразования я представляла на заседании методического объединения учителей начальных классов и на заседании методического совета школы, с анализами уроков коллег выступала на педагогических советах школы. Мои учащиеся 4 класса участвовали в различных олимпиадах:

№п/п

Ф. ученика

Название олимпиады

Результат

1.

Гусев Л.

I дистанционная городская  по математике

участие

2.

Тарасов Н.

I дистанционная городская  по математике

участие

3.

Гудкова С.

I дистанционная городская  по математике

« Слон»

«Эврика»

участие

участие

3 место в стране

4.

Бережнов Д.

I дистанционная городская  по математике

« Слон

участие

участие

5.

Калинина А.

I дистанционная городская  по математике

« Слон»

«Эврика»

участие

участие

5 место в стране

6.

Горковенко А.

I дистанционная городская  по математике

« Слон»

«Эврика»

участие

участие

3 место в стране

7.

Осипенко К.

« Слон»

участие

8.

Бородин с.

« Слон»

участие

В своей педагогической деятельности важное место отвожу работе с детским и родительским коллективом, так как это способствует успешной социализации детей в обществе, развивает их навык общения со взрослыми и сверстниками, позволяет им применять багаж, полученный в учебной деятельности в неформальной обстановке.

Так как я определила целью своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий, мною была изучена Программа формирования универсальных учебных действий школьников.

Изучая Проект Государственных стандартов второго поколения, я пришла к выводу, что программа начального образования «Школа 2100» не вполне отвечает требованиям времени. Изучив «Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа»», я поняла, что ПНШ – это программа нового поколения, отвечающая требованиям времени, дающая возможность реализации Программы формирования универсальных учебных действий, то есть дающая мне возможность реализовать цель моей педагогической деятельности.

. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать в этих технологиях, осваиваю ИКТ, могу работать с компьютером на уровне пользователя, могу получать информацию из сети Интернет. Очень хотелось бы освоить работу с интерактивной доской, обязательно продолжу изучение проектной технологии, технологии модульного обучения, изучу методики повышения уровня учебной мотивации школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МОУ СОШ №2 г. Талдома с 1980 года. Закончила в 1980 году Истринское педагогическое училище по специальност...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способносте...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Довбня Светланы Александровны

Я, Довбня Светлана  Александровна, 25.12.1968 года  рождения,  в 1993 году окончила  Бийский  государственный  педагогический  институт по  специальности...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески....

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Тема:«Применение ИКТ на уроках в начальной школекак одно из условий сознательного и активного освоения материала учащимися»....


 

Комментарии

Устинкина Татьяна Николаевна

Отчет о работе за 3 года учебная деятельность и воспитательная работа