Статья "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»
статья

Пинчук Светлана Евгеньевна

Проектная работа "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся" выполнена учителем начальной школы Пинчук Светланой Евгньевной, где данаы рекомендации для обучения динамическому чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»

Актуальность:

        Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины  отставания  школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».  

К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению.

Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.

Личная актуальность:

 Для меня всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько детей не  в силах освоить программу в старших классах из-за неумения читать быстро. Нужно научить учащихся начальной школы бегло читать.

К сожалению, в моём классе  у учеников наблюдается не слишком высокая скорость чтения и понимание прочитанного текста. Поэтому, чтобы улучшить беглость чтения, для проектной работы я взяла тему «Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»  

                                                                                   

Объект исследования:

- процесс чтения младших школьников.

Предмет исследования: пути совершенствования беглости чтения у младших школьников.

Цель работы:  выявить пути повышения  беглости чтения младших школьников посредством приемов совершенствования техники чтения.

Гипотеза исследования: 

Использование  в образовательном процессе приемов работы по развитию динамического чтения позволит повысить беглость чтения младших школьников.

Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:

1. Представить характеристику читательской деятельности ребёнка.

2. Предложить пути совершенствования беглости чтения.

3. Обобщить личный опыт работы в школе.

Методы исследования:

1. анализ первоисточников

2.  сравнительный анализ и синтез;

3.   педагогический эксперимент;

4. экспертная оценка.

Чтение – это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость») и понимание прочитанного.

 Для  того чтобы повысить беглость чтения, я на уроке    стала использовать нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения.

Динамическое чтение -  это чтение глазами. Ученик читает, минуя рече двигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом.

Начав работать методом динамического чтения, прежде всего я выявила факторы, мешающие быстрому чтению.

  1. Регрессия - возвратные движения глаз.
  2. Малое поле зрения.
  3. Неумение найти главное в тексте.
  4. Недостаточное использование смысловой догадки.
  5. Артикуляция.

Организация исследования

Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях  в ГБОУ СОШ № 348. В эксперименте принимали участие двадцать учеников третьего «А» класса. Обучаются по программе «Школа 2100»,

Я исследовала 20 учеников на основе методики, которую  для них выбрала.

Материал:       Стандартная методика исследования навыка чтения по Корневу А.Н. для оценки техники чтения «Как я ловил раков»

Состояние навыка чтения у учащихся 3-го класса ГБОУСОШ № 348

Имя

Понимание прочитанного

Скорость

чтения

Качество чтения

Степень сформированности

1

Влад Б.

4,0

5,0

5,0

4,7

2

Даша Б.

5,0

1,0

4,0

3,3

3

Настя Б.

3,0

5,0

5,0

4,0

4

Даша У.

5,0

1,0

3,0

3,0

5

Ангелина К.

0,0

0,0

2,0

0,7

6

Костя И.

5,0

3,0

2,0

3,3

7

Даша Р.

5,0

5,0

0,0

3,3

8

Евгений С.

3,0

3,0

1,0

2,3

9

Денис С.

4,0

4,0

2,0

3,3

10

Тимофей П.

5,0

5,0

2,0

4,0

11

Вера Я.

5,0

0,0

2,0

2,3

12

Максим С.

5,0

0,0

1,0

2,0

13

Маша М.

2,0

5,0

4,0

3,7

14

Полина Ж.

5,0

5,0

3,0

4,3

15

Полина К.

2.0

1,0

1,0

0,7

16

Алёна Д.

5,0

1,0

2,0

2,7

17

Павел К.

3,0

2,0

4,0

3,0

18

Ксения Ж.

3,0

5,0

4,0

4,0

19

Миша П.

5,0

5,0

4,0

4,7

20

Саша Г.

1,0

0,0

4,0

1,7

Уровень сформированности

3,6

2,8

2,8

3,1

Данные таблицы свидетельствуют о том, что скорость и качество чтения имеют одинаковый уровень сформированности (2,8 балла).

Возможно, темп чтения был не достаточно быстрый, потому что во время чтения у учеников были частые ошибки в словах и в связи с этим были регрессии. Также, этому способствовали длительные паузы перед началом предложения, дети останавливались перед более сложными или длинными словами проговаривали их про себя или читали по слогам. Часто ученики теряли строку. Все это, в совокупности, повлияло на темп чтения.

Несмотря на то, что темп чтения был недостаточно быстрый, ученики все равно делали достаточно много ошибок. Возможно, качество чтения пострадало из-за того, что дети сильно волновались.

Наиболее сформированным навыком чтения, по данной таблице, оказалось понимание прочитанного. Многие ученики ответили на большинство заданных вопросов.

В результате исследования чтения в популяции младших школьников были получены данные о скорости чтения, правильности и понимания прочитанного.

На основе наших исследований можно сделать следующие выводы:

1.  Дети с нормой речевого развития имеют уровень сформированности чтения выше среднего;

2.  Овладение техническими операциями чтения (беглость и правильность) слабее, чем уровень понимания прочитанного.

3.  Для учеников третьего класса больше всего характерны ошибки угадывающего чтения (замены слов, окончаний, перестановки звуков)

4.  Качество, беглость и понимание прочитанного у учащихся зависит от окружающей обстановки и уровня подготовки и профессионализма экспериментаторов.

Изучив методическую литературу по обучению динамическому чтению и обучив  приёмам этого чтения детей, я стала применять на уроках  некоторые элементы динамического чтения в течение месяца.

  • Буксир
  • Молния
  • Кенгуру
  • Многократное чтение
  • Увеличение поля зрения при чтении
  • Артикуляционная гимнастика

По истечении срока эксперимента было проведено исследование качества чтения учащихся по той же методике. И вот таковы результаты:

Имя

Понимание прочитанного

Скорость

чтения

Правильность

чтения

Степень сформированности

1

Влад Б.

4,0

5,0

5,0

4,7

2

Даша Б.

5,0

2,0

4,0

3,6

3

Настя Б.

3,0

5,0

5,0

4,3

4

Даша У.

5,0

1,0

3,0

3,0

5

Ангелина К.

0,0

1,0

2,0

1.0

6

Костя И.

5,0

3,0

2,0

3,3

7

Даша Р.

5,0

5,0

2,0

3,3

8

Евгений С.

3,0

3,0

2,0

2,6

9

Денис С.

4,0

4,0

2,0

3,3

10

Тимофей П.

5,0

5,0

3,0

4,3

11

Вера Я.

5,0

1,0

2,0

2,6

12

Максим С.

5,0

1,0

1,0

2,3

13

Маша М.

2,0

5,0

4,0

3,7

14

Полина Ж.

5,0

5,0

3,0

4,3

15

Полина К.

2.0

1,0

2,0

1.6

16

Алёна Д.

5,0

2,0

2,0

3,0

17

Павел К.

3,0

2,0

4,0

3,0

18

Ксения Ж.

3,0

5,0

4,0

4,0

19

Миша П.

5,0

5,0

4,0

4,7

20

Саша Г.

1,0

1,0

4,0

2,0

Уровень сформированности

3,75

3,2

3,0

3,25

Коэффициент понимания прочитанного увеличился на 0,15балла и составил 3,75 баллов, скорость чтения выросла на 0,4 балла и составила 3,2 балла, правильность  чтения выросла на 0,2 балла и стала 3,0 балла. В итоге я получила степень сформированности чтения 3,25балла, а это больше предыдущего на 0,15. Конечно, это незначительные результаты, но эксперимент проводился лишь 1 месяц, а это ничтожно малый срок для улучшения качества и скорости чтения.

Выводы:

Гипотеза подтверждена.

  • Применение методов и приёмов динамического чтения  позволяет повысить беглость чтения младших школьников

Так же выяснилось, что:

  • Применение методов и приёмов динамического чтения влияет на улучшение понимания прочитанного  и правильность чтения


  • Значит, обучение динамическому чтению положительно влияет на все элементы навыков чтения – правильность, осознанность и беглость

Считаю, что  систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения  даст свои положительные результаты.        

Это очень актуально, т. к. по программе «Школа 2100» на отработку навыков чтения отводится мало времени.      

                                     

 

Приложения    

В моём исследовании рассматривались три аспекта чтения: понимание прочитанного, скорость чтения и правильность чтения.

Для определения понимания прочитанного дети отвечают на вопросы по тексту (список вопросов в приложении 1), а затем оцениваются по пяти бальной шкале:

·  5 баллов – ответ на 9-10 из 10 предложенных вопросов;

·  4 балла – ответ на 8 из 10 предложенных вопросов;

·  3 балла – ответ на 7 из 10 предложенных вопросов;

·  2 балла – ответ на 6 из 10 предложенных вопросов;

·  1 балл – ответ на 5 из 10 предложенных вопроса;

·  0 баллов – ответ на 4 и менее из 10 предложенных вопроса.

Для оценки скорости прочитанного фиксируется количество слов, прочитанных в минуту, а затем также оцениваются по пяти бальной шкале:

·  5 баллов – 80 и более слов в минуту;

·  4 балла – 76-79 баллов в минуту;

·  3 балла – 70-75 баллов в минуту;

·  2 балла – 64-69 баллов в минуту;

·  1 балл – 55-63 балла в минуту;

·  0 баллов – 50-54 баллов в минуту.

В третьей таблице оценивается характер ошибок и качество чтения, эти критерии также оцениваются по пяти бальной шкале:

·  5 баллов – 0-1 ошибка в тексте;

·  4 балла – 2-3 ошибки в тексте;

·  3 балла – 4-5 ошибок в тексте;

·  2 балла – 6-7 ошибок в тексте;

·  1 балл – 8-9 ошибок в тексте;

·  0 баллов – 10 и более ошибок в тексте.

Приложение 1  

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

б) упражнения для развития четкости произношения:

в) чтение чисто говорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено: 

д) чтение громко и быстро:

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок 

ж) чтение согласных 

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок

Приложение 2.

V. Упражнения  для развития скорости чтения

“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал

на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение

темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз.

Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления.  Результат чтения  мы  на  уроке  фиксируем в таблице:  

Дата

Скорость чтения

чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Одним из вариантов я провожу чтение с приляпыванием на каждый слог.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. Тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение называется 

“Бросок – засечка”

 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст  вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и

несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок”

ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

“Молния”

Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение

Чтение - спринт.

Читать на максимальной для ребенка скорости незнакомый текст, плотно сжав губы, а после прочтения надо ответить на вопросы по тексту. Во время чтения учитель поторапливает учеников: "Быстрее, быстрей, еще быстрей". Читать нужно все. Рекомендуется выполнять это упражнение перед чтением вслух каждого текста.

Памятка:

1.      Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей.
  3. Ответь на вопросы к тексту                                                    

Чтение со счетом слов

Читая текст, ребенок должен считать слова, а в конце должен назвать число слов и ответить на вопросы по тексту. Цель этого упражнения: загрузить уши ребенка посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами.

Памятка.

1.      Плотно сожми губы и зубы.

  1. Читай только глазами.
  2. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
  3. Ответь на вопросы к тексту.

Число слов в тексте: ответ отличный, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - 5%, удовлетворительным - 10% при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.

      Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары слов.

Если скорость чтения достигает 120-150 слов в минуту можно ввести механический подсчет слов: считать надо до 10 (30). Досчитав до 10, начинаем считать заново. Считать нужно про себя, четко, ясно, без пауз, непрерывно.

Вертикальное чтение (чтение разведка).

Дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети  учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Так же используем памятку:

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.
  3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

Чтение с речевыми помехами.

Читая текст про себя одновременно напевать песенку или декламировать стихи.

С простукиванием ритма.

Читать незнакомый текст, одновременно отстукивая ритм.

При чтении закрыть 5 букв слева, потом 5 букв справа, затем с двух сторон одновременно.

Чтение со звучанием музыки.

Приложение 3.

Использование таблицы  Шульте.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

 Пирамида

Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

 

Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.

Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

Предложите такое упражнение ребенку.

Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.

  Приложение  4.

Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по Корневу А.Н.

Текст для оценки техники чтения

Как я ловил раков

Слов

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет

9

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,

17

в дырах между корнями или под берегом. Потом они

26

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от

36

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.

46

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,

54

а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни,

63

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я

71

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно

80

прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг

89

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому

98

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.

104

Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить

113

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень

123

понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.

131

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.

142

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел

151

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,

161

наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил

170

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень

178

осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве

189

Но некоторые раки были более осторожными. Когда

196

палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору.

208

Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил

215

много раков. Мама их сварила. Какими они были красными!

224

И очень вкусными!

227

Вопросы для оценки понимания прочитанного

1. Сколько ручейков течёт в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят раков?

4. Что мальчики с ними делают?

5. От кого мальчик получил рака?

6. Чего захотелось мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать мальчик?

9. Почему?

10. Что посоветовал ему друг?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема улучшения качества и техники чтения

Выступление на ШМО учителей начальных классов...

Сообщение «Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности с целью улучшения качеств знаний учащихся с ОВЗ»

Главное - передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для ребенка качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым ребенок воплощает свой замысел, выражает свое с...

Упражнения для улучшения качества чтения

Специальные упражнения для улучшения качества чтения в начальных классах...

Динамическое чтение как способобучения сознательному чтению

В статье представлены приёмы работы над динамическим чтением...

Рекомендации родителям для улучшения качества чтения младших школьников.

Рекомендации родителям для улучшения качества чтения младших школьников....

Мастер – класс «Технология продуктивного чтения, как повышение качества чтения в условиях реализации ФГОС»

Мастер-класс познакомит с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе...