Сообщение «Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности с целью улучшения качеств знаний учащихся с ОВЗ»
статья на тему

Лариса Дмитриевна Галахова

Главное - передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для ребенка качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым ребенок воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности с целью улучшения качеств знаний учащихся с ОВЗ»

                                                                                         Сл. 2Это правда! Ну чего же тут скрывать?
                                                                                                 Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                                              На бумаге, на асфальте, на стене

                                                                        И в трамвае на окне…

                                                                  Э. Успенский.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой  маленького исследователя, с радостью  и удивлением  открывающего  для себя  незнакомый и удивительный  окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные  возможности и первые проявления творчества. Вот почему  одним из наиболее доступных  видов работы с детьми  является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка  в собственное творчество, в процессе которого создается  что- то  красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от  простого  к сложному. И эта миссия возложена  на   педагога – воспитателя,   имеющего жизненный  опыт и специальные знания. Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога  делает процесс рисования успокаивающим, на лист выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них.

Рисование помогает ребенку снять напряжение, особенно важен процесс рисования для детей с ОВЗ, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок - это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым ребенком.

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать учителя, так как в рисовании происходит «очищение души».

Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому, одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души образа», развитие приемов выразительности.

         Очень важно закрепить у ребенка с ОВЗ сознание уверенности в том, что он сумеет все! Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное - передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для ребенка качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым ребенок воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными

Изобразительная деятельность приносит много радости детям. И ведь изначально  всякое детское  художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем  и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Моя  задача – научить детей манипулировать  с разнообразными  по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные  способы изображения. В учебный процесс  я включаю  самые необычные  средства изображения:  размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, по клейстеру, по ткани («Батик»), а также комбинирую  разные материалы: коктейльные  трубочки, парафиновую свечку,   расческу, зубную щетку, ватную палочку,   использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками +рисование ватными палочками + набрызг). Такое  нестандартное решение  развивает детскую фантазию, воображение, снимает  отрицательные  эмоции. Это свободный  творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов : а вот пальчиком  да в краску. Проведение  таких занятий способствует  снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии  с самим собой и окружающим  миром, подарят  детям новую  широкую  гамму ощущений, которые станут  богаче, полнее и ярче.  

Поэтому я выбрала  тему «Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности с целью улучшения качеств знаний учащихся с ОВЗ»

Сл. 3 
Целью  моей педагогической концепции

Является развитие художественно – творческих  способностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных изобразительных техник. Возможности внеклассной работы открывают широкий простор для эстетического воспитания. Моя задача – правильно с ориентировать ребенка, подтолкнуть его к творчеству, дать возможность развиваться в ребёнке тому, что у него уже заложено природой. Огромное влияние на развитие художественных способностей  ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение  педагога. Предлагаемая концепция опирается на психические особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации себя как творческой личности.

Сл. 4 
Задачи моей педагогической концепции

- приобщение детей к миру искусства через собственное творчество и освоение нетрадиционных
 техник;

- создание атмосферы  доверия и заинтересованного  детского творчества

- формирование творческих способностей у детей с ОВЗ в создании художественных
 выразительных образов.

- расширять и закреплять представления об окружающем мире о предметах и явлениях
- развивать речь,  обогащать и активизирова словарь
- развивать общую и мелкую моторику
- развивать бережное отношение к природе
- развивать самостоятельность, активность, ответственность за выполненую работу
- развивать дружелюбие, взаимовыручку, взаимопомощь

Сл. 5
 Как завоевать внимание учеников с ограниченными возможностями здоровья на уроке?
Очень важно продумать и задавать  интересные вопросы, требующие размышлений.  Для того чтобы подвести ребенка к правильному ответу, завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке покажите картинку, расскажите небольшую историю или прочтите стихотворение, связанное с поставленной темой.

Чтобы активизировать внимания и вызвать интерес, попробуйте поиграть, используйте элементы театрализованного представления с реквизитом, куклами, масками.
Эффективный способ привлечь внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья  - это рассказывать истории. Учащиеся всех возрастов любят их слушать, особенно интересны личные истории.

Замечательный способ заинтересовать ребенка – загадка. Для этого постараться подобрать какой-то предмет, относящийся к теме урока, и принести его в коробке или сумке. Это отличный метод заставить учащихся делать прогнозы – и может привести к прекрасному обсуждению или выполнению рисунка.

Четко и ясно формулируйте свои требования: «Всем взять простые карандаши»… Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень важен контакт глаз. Дети должны смотреть на учителя, когда он говорит, особенно, когда дает указания, что делать.

Цвет очень эффективен для того, чтобы привлечь внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При работе на доске необходимо пользоваться и соответственно подбирать цветные мелки, цветные фломастеры, маркеры - для прозрачной пленки, если пользуетесь проектором и т.д.

Постарайтесь менять тон голоса: громкий, тихий, загадочный, мягкий, шепот. Попробуйте громко скомандовать: «Слушаем! Замерли! Приготовились!» - затем сделать паузу в несколько секунд, и уже потом продолжать нормальным голосом давать указания.  Сами задайте тон, создайте настроение увлеченности и энтузиазма, заинтересованности в предстоящем уроке.

Сл. 6
Для решения данной проблемы считаю необходимым:

Огромное влияние на развитие художественных способностей  ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение  педагога. Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться, кроме этого постараться их красиво оформить. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.

Такая обстановка вызовет у детей желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.
Сл. 7 
Именно поэтому на уроках я использую элементы технологии ТРИЗ( теория решения изобретательских задач):

  • Задания на дорисовку, где в соединении хаотично расставленных точек, ребенок учится видеть какой-либо образ и дорисовывает его
  • Игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо;
  • Задания «Нарисуй настроение», «Рисуем музыку», «Мои цветные сны» помогает ребенку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;
  • Уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где предлагаю изобразить свой домик в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок, посуда);

Дети, познакомившись с разными изобразительными техниками, самостоятельно смешивают краски, получают оттенки, создают неповторимые рисунки. Из лексикона исчезает фраза «я не умею рисовать», а свободный выбор изобразительных материалов дает возможность оценить ребенка, проследить, какой техникой он владеет свободно, а в применении какой ему необходима помощь.
Сл. 8 ВИДЕО

Сл. 9 
Нетрадиционные  техники рисования позволяют педагогу:

-осуществлять индивидуальный подход к детям,

-учитывать их желание и интерес в процессе детского творчества.

Сл. 10 
Нетрадиционные художественно – изобразительные  техники способствуют:

- интеллектуальному развитию ребенка,
-  коррекции психических процессов и личностной сферы

- повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге, рисование солью, паралоном, рисование свечой- фотокопия)
- коррекции мелкой моторики пальцев рук (например: рисование по клейстеру руками, рисование пальчиками, ватными палочками)

- точности и быстроты движения (например: выполнение очередного действия пока не высохла краска; монотипия, печать листьев)

- умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок; расчёсывание краски)

- воспитанию терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть) .

- развитию творческих способностей ребёнка
Сл. 11
Критерии оценивания
   Для более полного оценивания уровня усвоения учебного материала и учитывая индивидуальные особенности развития детей, я разделила кретерии на три уровня:
1. Высокий : ребёнок охотно интересуется новыми способами изображения. Инструкцию педагога восновном понимает, но требуетдополнительного уточнения, показа способа изображения, так как он недостаточно ориентируется в пространстве и на плоскости, затрудняется в расположении, цветовое решение идёт восновном по подражанию, проявляет частичную самостоятельность и применяет полученные знания.
2. Средний: ребёнок охотно слушает и наблюдает за действиями педагога, но повторить сам не может, слабо развиты умение ориентироваться, мелкая и общая моторики. Навыки и умения использования нетрадиционных техник очень слабые, почти непроявляет самостоятельности. Плохо знает цвета и их оттенки.
3. Низкий: ребёнок проявляет слабый интерес к предлагаемым способам изображения, задания выполняются только в совместной деятельности. Общая и мелкая моторики развиты слабо, движения хаотичны, не скоординированы, цвета не знает.  
Сл. 12 СЛАЙД С ФОТО
Сл. 13 СЛАЙД С ФОТО
Сл. 14 СЛАЙД С ФОТО

Сл. 15
на занятиях я использую игровые приёмы:

- начинаю занятия с упражнения-разминки  с карандашом или кисточкой

- Мадам Клякса приходит в гости,

- Ниточка просит Кисточку научить  её  рисовать и т.д.

Результаты использования игровых технологий.

Такая методика дает  возможность детям самостоятельно  создавать изображение, отражая  в них личное восприятие окружающего мира.

заинтересованность ребёнка процессом  художественного творчества.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Сл.16 ВИДЕО

Сл. 17

Результатами   использования нетрадиционных техник рисования в детском творчестве является:

- овладение новыми способами художественных изобразительных техник;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

Сл. 18

МОДЕЛЬ МОЕЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ

Окружая детей любовью и добротой,   будучи справедливой и внимательной к детям, приобщая детей к миру прекрасного, я как педагог    – воспитатель  развиваю у детей  художественно -творческие способности, формирую эстетическое отношение к окружающему миру, жизненную активность, воспитываю нравственно – этические категории, развиваю эмоциональную сферу, уверенность ребёнка в своих силах. Из данных постулатов состоит модель моей педагогической систем

Каждый час и каждую минуту

Осознаю ответственность свою

Из детских душ таинственных и хрупких

Неповторимые шедевры создаю

Я педагог творец и многогранник

С истоками добра –с  теплом души

И за руку со мной в страну искусства

Уверенно шагают малыши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»

Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...

Презентация "Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности "

Презентация к статье "Использование инновационных технологий по изобразительной деятельности с целью"...

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...

«Технология личностно - ориентированного обучения как средство повышения качества знаний учащихся»

Организация обучения в сотрудничестве.Что такое обучение в сотрудничестве? Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно....