«Технология личностно - ориентированного обучения как средство повышения качества знаний учащихся»
статья (4 класс)

Степанова Елена Александровна

Организация обучения в сотрудничестве.

Что такое обучение в сотрудничестве? Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_tehn_lichn-orientir_obuch_kak_sr-vo.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Выступление на педагогическом совете:

«Технология личностно - ориентированного обучения как средство повышения качества знаний учащихся»

Подготовила:

учитель высшей квалификационной

 категории: Степанова Е.А.

октябрь 2018 г

Школа должна создать условия для формирования личности, способной самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко ориентироваться к изменяющимся условиям жизни. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

«Мои ученики – будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи».   Г. Песталоции.

Для достижения целей личностно-ориентированного обучения наиболее эффективными являются:

 1) обучение в сотрудничестве        

 2) метод проектов

 3) разноуровневое обучение

Эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены. В них реализуются индивидуальный и дифференцированный подход.                                                                  

  Чтобы обучение  можно было считать  личностно-ориентированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

1) уровень обученности, т. е. ранее приобретённый опыт

2) особенности психического склада личности

(памяти, мышления, восприятия.)

3) особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть дифференцированным.

                       Организация обучения в сотрудничестве.

Что такое обучение в сотрудничестве? Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно.

Можно учиться в коллективе с преобладанием фронтальных видов деятельности, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее схватывает новый материал, быстрее опирается на него. А слабый раз от разу становится ещё слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы чётко понять суть объясняемого, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только тормозит ритмичное продвижение к всеобщему успеху.

При индивидуальном обучении ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не даётся -  это его проблемы.

А можно учиться по – другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял или обсудить задание. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти на помощь друг к другу. А это уже успехи нравственного воспитания.

Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе»!

Необходимо терпеливо шаг за шагом приучать своих учеников:

-взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами;

-вежливо и доброжелательно общаться;

-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса;

-полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьёзный и ответственный труд.

При организации работы в группах необходимо:

  1. Разбить класс на группы (4-5человек). В каждой группе должны быть: сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики.
  2. Предоставьте возможность самим определить функции каждого при выполнении задания:
  • организатор активной деятельности каждого ученика (следит за активностью в группе)
  • отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы
  • редактор (контролирует правильность выполнения)
  • лидер (берёт на себя ответственность подготовить всех своих партнёров к выполнению задания.
  1. Чётко сообщить в начале урока и перед работой в группах цель не только познавательную, но и социальную (можно записать на доске).

          При подготовке к уроку учителю необходимо предусмотреть виды деятельности учащихся, средства обучения, учебное  оборудование. Решить сколько времени будет отведено на каждый вид деятельности.

Очень важно приучать детей к тому, что после выполнения задания в группах следует этап коллективного обсуждения. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать на любой вопрос, аргументировано отстаивая своё решение. Это предполагает коллективную дискуссию, и в этом заложен определённый умысел - научить ребят слушать и слышать друг друга.

Несколько правил поощрения:

  • Если ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь каждый раз их хвалить. Считайте, что это нормально.
  •  Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.
  •  Если группа не заслужила поощрения, не следует это подчёркивать каким – либо образом, чтобы не вызвать огорчения, слёз, ссор. Помните, что ошибки - это всего лишь сигнал о том, что что-то не понятно, недостаточно практики.
  •  Поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.

            Учитель может написать на доске:

            Я буду наблюдать за тем, как вы

           -слушаете друг друга

           -помогаете друг другу

           -вместе решаете возникшую проблему

Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения:

1.Обучение в команде.

2. Метод «Пила»

3. Метод «Учимся вместе»

4. Исследовательская работа в группах.

Обучение в команде. Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате  самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии  с другими членами этой же группы при работе над проблемой, вопросом, заданием.

Таким образом, вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Обучение в команде сводится к 3  основным принципам:

а)   «награды». Команда-группа получает одну на всех  в виде бальной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы. Группы не соревнуются друг с другом. Так как имеют разную «планку» и разное время на её достижение.

б) «индивидуальная ответственность». Успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к тестированию, контрольной проверке, которые могут быть предложены ученику  отдельно, вне группы.

в) «Равные возможности» каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путём улучшения своих собственных результатов. Сравнение таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, раннее достигнутыми результатами. Это даёт равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь, улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачёта и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды.

Метод « Пила».  Метод был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978г. Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Например: «Разнообразие животных». Позвоночные. (Рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие). Каждый член группы изучает свой блок. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется встречей экспертов. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал - это внимательно слушать партнёров по команде и делать записи в тетради, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы  их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т. к. это может отразиться на итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На  заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Метод «Учимся вместе». Разработан в 1987году (Дэвид и Роджер Джонсон). Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой- либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.  

 «Исследовательская работа в группах. В этом варианте акцент делается на  самостоятельную деятельность. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке, перед всем классом.

Речевая деятельность активизируется при использовании данной технологии, так как:

  1. не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли  новый или раннее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения, делать выводы.
  3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
  4. У  учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.
  5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применять полученные на уроках знания.
  6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Главное направление деятельности на таких уроках – это общение в ходе познавательной совместной и творческой деятельности.

 

Но как сделать, чтоб всё это действительно работало? Одних слов ученикам о необходимости работать вместе и помогать друг другу недостаточно. Кто-то не захочет тратить своё время на слабых учеников, кто-то вообще не хочет ничего делать. Чтобы работа была эффективной и действительно совместной, необходимо предусмотреть некоторые условия, которые бы помогли реально создать взаимозависимость учащихся друг от друга не по их доброму желанию, а объективно.

Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:

  • Зависимость от единой цели, задачи, которые они могут достичь только совместными усилиями.
  • Зависимость от источника информации, когда каждый участник группы владеет только частью информации, необходимой для решения общей задачи.
  • Зависимость от единого для всех учебного материала (упражнение, текст, задача.)
  • Зависимость от одного на всех комплекта оборудования.
  • Зависимость от единого для всей группы поощрения - либо все члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Как показали результаты работы, степень интереса младших школьников к познанию зависит от меры их активного включения  в познавательную деятельность, от их отношения к достигнутому результату. Если всё получается,  повышается интерес учащихся к изучаемому предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий, как средство повышения качества знаний учащихся.

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса....

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...

Педагогический совет на тему : «Технология личностно- ориентированного обучения как средство повышения качества образования»

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.Основным принципом разработки ...

Мастер-класс по теме: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения, как средство повышения качества знаний учащихся»

Данный мастер- класс предназначен для учителей начальных классов с 1-4 классы. Педагог может  использовать  метод "Кубик- Блума" не только на уроках литературного чтения, но и на л...

Тема: «Практико-ориентированные задания на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний учащихся»

Приём « Кубик  Блума» в начальных классах. Применение на уроках литературного чтения....