Личностно-ориентированный подход-путь к повышению качества знаний
материал по теме

Выступление на крнференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

 ПОДХОД-ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ    

            КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на  личностно-ориентированную  педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Личностно-ориентированное  обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель  личностно-ориентированного  образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции  личностно-ориентированного  образования:

  1. гуманитарная, механизмами реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  2. культуросозидательная (культурообразующая), механизмами реализации данной функции является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  3. социализации, механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В  личностно-ориентированном  образовании предполагается иная позиция педагога:

  1. оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  2. отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  3. опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

    Содержание  личностно-ориентированного  образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности,  определении  собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. 

              Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка –  личностно   ориентирована .

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект.

В центре внимания  личностно-ориентированных  технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами  личностно-ориентированных  технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Свобода – отсутствие зависимости.

 Личностно-ориентированный   подход  – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

 Личностно-ориентированные  технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному  подходу  к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

              Личностно   ориентированный  урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и  личностно-ориентированным  уроком.

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

  1. Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.

  1. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!

  1. Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.

  1. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное.

  1. Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диолог: учитель-ученик.

  1. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?

- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.

- Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.

- Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.

- Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.

- Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.

- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

-        Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

-        Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).

-        Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.

-        Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетом ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Технология  личностно-ориентированного  обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В  личностно-ориентированном  обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

В своей работе я использую  контрольные разноуровневые задания, тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При одинаковом объёме материала устанавливается различный уровень требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволяет сформировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ я считаю главным, личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий.

Приведу фрагмент контрольной работы по теме «Умножение. Переместительное свойство умножения»

Контрольная работа

Цели – проверить усвоение:

  1. смысла умножения
  2. переместительного свойства умножения
  3. математической терминологии

Первый уровень

1. Запиши выражения и вычисли их значения.

  1. по 9 взять два раза
  2. по 6 взять девять раз
  3. 8 умножить на 9
  4. 9 умножить на 3
  5. 9 увеличить в 7 раз

2. Вставь пропущенные числа, чтобы равенства были верные.

  1. 17 · 4= 4 · □
  2. 0 · 15=15 · □
  3. 29 · 1=1 · □

              3. Найди значения выражений.

  1. 3 · 9
  2. 7 · 9
  3. 6 · 9
  4. 8 · 9
  5. 1 · 9
  6. 5 · 9

4.Ломаная состоит из трех одинаковых звеньев по 4 см в каждом. Начерти эту ломаную.

Второй уровень

1. Вставьте знаки: <, >, =.

  1. 9 · 2 □ 2+2+2+2+2+2+2+2+2
  2. 7 · 2 □ 2+2+2+2
  3. 3 · 9+9 □ 9 · 4
  4. 7 · 6 □ 7 · 3+7+7+7

2. Запиши выражения и вычисли их значения.

  1. первый множитель 3, второй 9
  2. произведение чисел 9 и 5
  3. 8 увеличить в 9 раз
  4. 8 увеличить на 9 раз

3.Длина ломаной линии записана выражением 2 · 3 (см). Начерти эту ломаную.

Третий уровень

1. Запиши выражения и вычисли их значения.

  1. произведение чисел 9 и 3 уменьшить на 8
  2. сумму чисел 13 и 25 уменьшить на 9
  3. произведение чисел 9 и 5 увеличить на 17

2.Вставь пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства.

  1. 4 · 9=66 □ 30
  2. 7 · 9=70 □ 7
  3. 9 · 5=51□ 6
  4. 9 · 8=60 □ 12

3.Сумма длин сторон квадрата записана выражением 3 · 4 (см). Построй это квадрат.

Особое внимание в своей работе я уделяю процессу рефлексии, оценке личностью своего «Я», развитию объективной самооценки у детей. На этом этапе остановимся и рассмотрим методику работы более подробно.

Я попробовала ввести в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На уроках каждый ученик может подсчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг. С английского переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке (Советская энциклопедия 1987).

Основные принципы работы по рейтинговой системе:

  1. оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  2. незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  3. ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее;
  4. целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли;
  5. текущий – ежеурочный контроль;
  6. промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
  7. итоговая аттестация – в конце года.

Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Учителем контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.

На своих уроках   я осуществляю текущий контроль следующим образом. Каждый вид работы оценён в баллах, об этом дети узнают в начале урока из таблицы приведённой ниже.

Выведение оценки за урок по рейтинговой системе

Виды работы

Количество баллов

Тестирование

5

Проверочная работа  

(графическая)

5

Сообщений из дополнительной литературы

5

Ответы с места

По 1 баллу

Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёт баллов и выводят свой уровень по таблице:

             Подсчёт баллов и вывод своего уровня

Сумма баллов

Уровень

Оценка

15 баллов и выше

высокий

«5»

12 б. – 14 б.

средний

«4»

8 б. – 11 б.

низкий

«3»

0 б. – 7 б.

не усвоение программы

Такая система позволяет учащимся узнать свой уровень. Я считаю, что использование элементов рейтинговой системы уместно на всех уроках в начальной школе.

Интересный приём на этапе рефлексии это использование на уроке «Листа успеха».

             Лист успеха

Фамилия ученика

Номер задания

1-е задание-минутка чистописания

2-е задание – конкурс

«теоретиков»

3-е задание – работа

со схемами

4-е задание – самостоятельная работа

 Итог

Рефлексия

Всё было понятно

Было трудно

Было интересно

Могу рассказать другим

Данный приём позволяет приучить детей к самопроверке и самоанализу, использовать взаимопроверку, а так же даёт возможность реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.

           Приведу пример из предмета «Окружающий мир»

Тема «Насекомые».

Детям демонстрируется рисунки различных насекомых. Далее следуют вопросы учителя:

  1. - почему у разных насекомых лапки имеют разное строение?
  2. - какое значение это имеет в их жизни?
  3. -какие конечности насекомых можно назвать «прыгательные», «копательные», «плавательные», «хватательные»?

Различные ответы детей, дискуссия, «авторские» гипотезы и объяснения.

Такой ход урока побуждает школьника сравнить особенности строения конечностей с местом обитания, вспомнить насекомых, имеющих подобные конечности, самостоятельно сделать выводы об особенностях передвижения. Это определяет более активную роль школьника как участника дискуссии, размышления, как исследователя, который сам открывает законы существования окружающего мира.

При  личностно-ориентированном  обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

Разновидностью личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников является проектное обучение. Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения – творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования – учебный проект. Важно, что проектное обучение  личностно-ориентировано , самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.

Цель: создавать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

В своей педагогической практике системно использую технологии дифференцированного обучения. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня. Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей; учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с окружающим миром.

Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, а также на уроках-семинарах, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.

Группы получают письменные задания (своеобразные программы наблюдений или алгоритмы действий), подробно прописанные на карте, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. Формы организации отношений в группах могут быть также различны: все могут выполнять одно и то же задание, но по различным частям текста, эпизодам, могут выполнять отдельные элементы заданий, прописанных в карточке, могут готовить самостоятельные ответы на различные вопросы…

В каждой группе назначается руководитель. Его функция – организация работы учащихся, сбор информации, обсуждение оценки каждого члена группы и выставление балла за порученную ему часть работы. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт наброски своих наблюдений (от каждого ученика или от группы в целом). За монологическое высказывание оценка ставится непосредственно на уроке; после просмотра письменных ответов оценка выставляется каждому члену группы с учётом того балла, который ему поставила группа. Если даётся задание делать записи по ходу отчётов групп, собираются на проверку тетради учащихся – каждая работа оценивается с позиций качества выполнения задания.

Определив особенности  личностно-ориентированных  технологий и сравнив традиционный урок с  личностно-ориентированным , я считаю, что на рубеже веков модель  личностно-ориентированной  школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  1. в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
  1.  личностно-ориентированное  обучение является здоровье сберегающей технологией;
  2. в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
  3. необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Я считаю, что наиболее значимыми принципами  личностно-ориентированного  урока, сформированными И. С. Якиманской  являются:

  1. использование субъектного опыта ребенка;
  2. предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  3. накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
  4. обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний за счет здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Данная презентация раскрывает здоровьесберегающий аспект обучения младших школьников: работа в группе, формирование стопы на ортопедической дорожке, формирование осанки....

Формирование учебно-познавательного интереса как средство повышения качества знаний младших школьников

Учебно-познавательный интерес-"энергетическая батарея" учебной деятельности....

Повышение качества знаний через развитие творческих способностей

одной из цели данной работы является изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов,  значение которых необходимо для практической деятельности в этом нап...

Успех в труде –– первостепенное условие повышения качества знаний учащихся

Когда же ученику хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог...

Основные направления в повышении качества знаний по русскому языку.

В данной статье описаны формы работы по повышению качества знаний учащихся начальной школы в русском языке....

«Технология личностно - ориентированного обучения как средство повышения качества знаний учащихся»

Организация обучения в сотрудничестве.Что такое обучение в сотрудничестве? Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно....