Комплексная работа 4 класс ОС "Школа 2100"
материал (4 класс) по теме

Черенкова Валентина Анатольевна

КРАТКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ  ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ  РАБОТЫ ДЛЯ  4 КЛАССА

                Структура работы

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей — основной и дополнительной.

Задания и основной, и дополнительной частей строятся на основе

предложенного учащимся текста, по которому предлагается четыре варианта

основной части работы и один вариант дополнительной части.

Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и

тех же умений и навыков, однако сложность заданий в разных вариантах незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или особенностей

формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью

равноценны; задания третьего варианта менее сложны, чем задания

первого и второго вариантов, а задания четвёртого варианта, напротив, более

сложные по сравнению с первым и вторым.

Такой подход к формированию вариантов комплексной работы позволяет учителю осуществить индивидуальный подход к подбору посильных заданий для

разных детей, дать возможность добиться заслуженного успеха каждому ребёнку.

Так, если класс однороден, всем учащимся целесообразно предложить только

первый и второй варианты. Если в классе есть учащиеся, которые устойчиво

демонстрируют высокие результаты, целесообразно предложить им

четвёртый вариант. Детям, которые к концу 4 класса имеют трудности в

обучении, целесообразно предложить третий вариант. Как правило, это относится

к ослабленным детям, к детям с исходно низкой мотивацией учения.

Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат.

В основной части работы восемь заданий. Они направлены на оценку

сформированности таких способов учебных действий и понятий, которые

служат опорой в дальнейшем обучении. Этими заданиями преимущественно

охватываются предметы, освоение которых имеет особое значение в программе

начального образования, — русский язык, чтение, математика. В основную

часть итоговой работы для 4 класса включено также задание по курсу окружающего  мира.

Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с разделом

планируемых результатов «Выпускник научится». Выполнение этих

заданий обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения четвероклассниками базового уровня требований. Опыт показывает, что большинство учащихся (около

70%) успешно справляются со всеми заданиями основной части.

В отличие от заданий основной части, задания дополнительной части

имеют более высокую сложность; они соотносятся с разделом в планируемых

результатах «Выпускник получит возможность научиться». Работа над этими

заданиями может потребовать от ребёнка самостоятельно открыть новое

знание или умение, привлечь личный опыт. В работе для 4 класса используется

та же форма организации выполнения заданий дополнительной части,

что и в 3 классе, — работа в парах. Как показывает опыт, работа в парах

резко повышает заинтересованность детей в выполнении заданий и способствует

успешности их выполнения. Поэтому, в отличие от комплексных работ для

1 и 2 классов, в 3 и 4 классах выполнение заданий дополнительной части

является обязательным для всех детей.

Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель

достижения учениками повышенных уровней требований и используется исключительно для дополнительного поощрения детей и никоим образом не в

ущерб им. Негативные результаты по заданиям дополнительной части

интерпретации не подлежат. В дополнительной части содержится семь заданий, построенных на прочитанном тексте и материале курсов русского языка, чтения, математики, окружающего мира.

После окончания работы над заданиями дополнительной части учащимся

предлагается оценить свою работу в паре. Это задание направлено на формирование начальных форм рефлексии.

Время выполнения работы.

Как показывают полученные результаты, в среднем учащиеся полностью

выполняют задания основной части за 1 урок, а задания дополнительной части

— за 1 —1,5 урока. Но эти показатели могут существенно различаться у

отдельных учащихся. Так, минимальное время выполнения всей работы составило 1 урок, а максимальное — 4 урока. При этом медленно работающие

дети вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время.

Поэтому в зависимости от подготовки класса целесообразно затратить на проведение работы не менее трёх уроков, выделив для этого два дня (возможно,

в течение двух недель), во время которых учащиеся могут работать в своём

индивидуальном темпе. Например, на первой неделе во вторник на втором и

третьем уроках все дети выполняют задания основной части; при этом часть

детей может закончить работу раньше или чуть позже. В следующий вторник,

когда все закончили выполнение основной части, дети работают в парах над

заданиями дополнительной части.

 Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.

Характеристика заданий итоговой комплексной работы

Задания основной части

Как и в работах для 2 и 3 классов (и в отличие от аналогичной работы для

1 класса), задание на установление темпа чтения про себя не предусмотрено.

Однако в диагностических целях или в целях формирования индивидуального

портфеля достижений учитель может предложить детям выполнить это

задание по той же методике, как и в 1 классе: дать детям вчитаться в текст,

затем попросить их отметить слово, которое они сейчас читают, и продолжить

чтение. По повторному сигналу учителя (через 1 мин) дети отмечают слово,

до которого они дочитали текст. Если ребёнок к этому времени прочитал уже

весь текст, он ставит особый условный знак, о котором все договариваются

заранее. Важно помнить, что если такое задание учителем предлагается, то

результаты его выполнения фиксируются, но не оцениваются в баллах. Если

учитель ставит перед собой такую цель, то в оценочный лист заносится количество прочитанных за одну минуту слов.

Для удобства оценки скорости чтения текст работы с указанным на полях

количеством слов в каждой строке приводится в Приложении 1.

Как показывает опыт проведения работы, результаты её выполнения мало

зависят от темпа чтения — и быстро читающие, и медленно читающие дети

могут успешно выполнить работу, если их не ограничивать во времени. Так,

среди детей, получивших наивысшие баллы, есть дети, читающие со скоростью

85 слов в минуту. Более того, полученные данные свидетельствуют о том,

что дети,  продемонстрировавшие высокую скорость чтения (более 120 слов

в минуту), в среднем выполняют работу хуже, чем их сверстники, которые

читают медленнее (и, видимо, более вдумчиво и внимательно).

Анализ полученных данных показывает, что, как и ранее, результаты выполнения

работы существенно больше зависят от овладения навыками смыслового

чтения, нежели от скорости чтения. Так, дети, не справившиеся с заданиями

по чтению1 , и по всем остальным предметам показали невысокий

процент выполнения — в среднем 20—30 %. И напротив, дети, успешно выполнившие большинство или все эти задания, выполняют задания по русскому

языку, математике и окружающему миру в среднем на уровне 65—85 %.

Вместе с тем полученные данные свидетельствуют и о наличии связи между

успешностью выполнения работы и темпом чтения. Поэтому целесообразно от-

слеживать динамику формирования темпа чтения у каждого ребёнка на протяжении всех лет обучения в начальной школе, например с помощью итоговой

комплексной работы.

Первое задание каждого варианта — это комплексное задание, в котором

оценивается уровень достижения следующих четырёх результатов: 1) навыки

выборочного чтения: умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос; 2) умение безошибочно списать предложение; 3) умение выделить грамматическую основу в распространённом предложении; 4) умение определить части речи, которыми выражены главные члены предложения, и указать их грамматические признаки (у существительных — формы рода, числа и падежа, у глаголов — формы времени, числа и рода). Максимальная оценка за

задание — 4 балла (по 1 баллу за каждое из вышеназванных умений). Важно

подчеркнуть, что оценка сформированности каждого умения ведётся независимо

от оценки других умений. Так, например, оценка правильности списывания

ведётся независимо от оценки умения выборочного чтения .

Отлично успевающие учащиеся достаточно уверенно (на уровне 90—100%)

справляются со всеми частями этого задания, а хорошо успевающие учащиеся

— с тремя первыми заданиями (см. таблицу I)2.

Самые большие затруднения у всех групп учащихся вызвало задание на

определение грамматических признаков главных членов предложения. Наименьшие затруднения у всех учащихся вызывает задание безошибочно списать найденное в тексте предложение. Даже в группе слабоуспевающих детей

к концу обучения в начальной школе появилась положительная динамика,

и навыком списывания овладело примерно две трети учащихся этой группы

(против половины в 1—3 классах).

Второе задание каждого варианта — это задание на овладение начальными

навыками смыслового чтения: умение найти в тексте конкретные сведения.

Фактически в этом задании оценивается уровень владения одним из важнейших

общеучебных умений — поисковым чтением. Максимальная оценка за

данное задание — 1 балл. С этим заданием к концу 4 класса успешно справляются

по-прежнему только отлично успевающие дети.

В третьем задании каждого варианта проверяется и оценивается уровень

достижения следующих результатов: умение читать и анализировать таблицу,

извлекать из неё информацию естественно-научного и математического

характера, необходимую для выполнения задания: 1) определить животное

по указанным признакам: по месту обитания (зона тундры или Антарктида),

по классу (птицы или млекопитающие) и/или по типу питания (хищник или

травоядное); 2) использовать результаты сопоставления именованных величин

(данных о размере и массе животного с размерами и грузоподъёмностью клетки

или бассейна) и знания о среде обитания животного (вода или суша) для

решения практической задачи о способе транспортировки животного.

Максимальная оценка за задание — 2 балла. Оценка названных умений ведётся

независимо друг от друга.

Полученные результаты говорят о том, что успешно овладевают указанными

умениями только хорошо и отлично успевающие учащиеся. Материал

о типичных представителях природных зон (тундры, Антарктиды) и среде их

обитания недостаточно отработан в группе слабоуспевающих учащихся.

В четвёртом задании проверяется умение увидеть и выделить орфограмму

в слове. Учащимся предлагается найти в нужном абзаце примеры слов с четырьмя

основными орфограммами: 1) буква проверяемого безударного гласного

в корне; 2) буква непроизносимого согласного в корне; 3) буква парного

согласного; 4) разделительный ъ или разделительный ь. Максимальная оценка

за задание — 1 балл — ставится за безошибочное нахождение примеров для

всех четырёх орфограмм. Результаты выполнения задания показывают, что

этим умением овладевают только отлично успевающие учащиеся. Для остальных

групп начатая с 1 класса работа по нахождению орфограмм (слабых позиций

в слове) всё ещё находится в стадии становления.

Пятое задание состоит из трёх взаимосвязанных заданий, направленных

на: 1) дифференциацию звуков и букв; 2) выделение букв мягких согласных

в выписанных словах; 3) состав слова. Максимальная оценка за задание —

3 балла (по 1 баллу за каждую из частей). Оценка всех умений ведётся независимо

друг от друга.

. В шестом задании проверяется умение читать и анализировать таблицу, находить

именованные величины (массы), удовлетворяющие двойным неравенствам,

заданным в условии, а также умение переводить значение массы из

одних единиц измерения в другие. Данное умение проверяется с помощью разных

способов записи двойного неравенства. Максимальная оценка за шестое

задание — 1 балл — ставится за правильное выполнение всех перечисленных

в задании случаев.

Полученные результаты показывают, что, хотя большинство (70 %) учащихся

осваивают эти умения, около половины слабоуспевающих учащихся и около трети хорошо успевающих учащихся не овладевают ими к концу начальной школы.

В седьмом задании проверяется умение решать составную текстовую задачу

на движение с недостающими данными, которые нужно найти в таблице.

Максимальная оценка за это задание — 2 балла. В целом по выборке с этим

заданием справляются 7 0 % , причём более половины (57%) из этих учащихся

верно выполняют все действия и доводят задачу до получения правильного

числового ответа, т. е. получают максимальный балл.

Однако по выделенным группам учащихся (слабоуспевающие, хорошо и отлично

успевающие) эти результаты сильно различаются. Более половины слабоуспевающих учащихся либо не приступают к выполнению этого задания,

либо делают отрывочные, случайные и не связанные с условием задачи записи,

что свидетельствует о полной несформированности умения анализировать

текст задачи и планировать ход её решения. Такая же проблема стоит примерно

у 17% хорошо успевающих и у 3% отлично успевающих детей.

Несформированность умения рассуждать на основе анализа текста задачи

— основная проблема при выполнении этого задания: поиск недостающих

данных, отношения между величинами, вычислительные навыки, действия с

именованными величинами вызывают затруднения у 3% отлично успевающих

учащихся и примерно у трети учащихся остальных групп.

В восьмом задании проверяется умение работать с картой полушарий:

узнавать по контурной карте географические объекты (океаны). Максимальная

оценка за это задание — 1 балл (за правильное указание двух географических

объектов). Результаты выполнения данного задания показывают, что устойчивые

базовые навыки работы с картой, знание географических объектов (океанов)

сформированы только у отлично успевающих учащихся.

Максимальная оценка в баллах за все восемь заданий основной части составляет

15 баллов (поскольку, как показано выше, максимальная оценка за

первое задание составляет 4 балла, за третье — 2 балла, за пятое — 3 балла, за

седьмое — 2 балла). Опыт проведения работы показывает, что максимальную

оценку получают примерно 14% учащихся, а около 30% детей выполняют

задания основной части с одной, двумя или тремя ошибками. При этом около

78 % детей набирают 8 и более баллов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что значительное количество

учащихся (около трети хорошо успевающих учащихся и более половины

слабоуспевающих) заканчивают начальную школу, имея пробелы в базовой

подготовке. Особое беспокойство вызывает несформированность таких умений,

как умение дифференцировать звуки и буквы, выделять буквы мягких

и твёрдых согласных, видеть орфограммы в словах, проводить рассуждения

на основе анализа текста математической задачи.

Задания дополнительной части

Задания дополнительной части носят скорее пропедевтический характер и

оценивают не столько успешность освоения базовых представлений по математике,

русскому языку и окружающему миру, сколько владение четвероклассниками основными познавательными учебными действиями (анализ, поиск и

интерпретация информации, оценочные суждения и т. д.), а также сформированность их коммуникативных действий и навыков сотрудничества.

Несмотря на то что задания дополнительной части значительно сложнее заданий

основной части, их успешно выполняют от 50 до 85 % учащихся. При

этом анализ показывает, что выполнение заданий в паре способствует успешной

работе не только слабоуспевающих учащихся в зоне их ближайшего развития,

но и хорошо и отлично успевающих учащихся. Даже работая в паре

со слабоуспевающими детьми, около половины таких учащихся показывают

результаты примерно на 15—20% выше, чем можно было бы ожидать от их

индивидуальной работы. Вместе с тем работа в паре позволяет выявлять среди

хорошо и отлично успевающих детей таких учащихся, у которых необходимые

знания, познавательные или коммуникативные навыки ещё недостаточно

сформированы, неустойчивы: примерно 25 % хорошо и отлично успевающих

детей показывают результаты ниже, чем-можно было бы ожидать от их индивидуальной работы.

В девятом задании проверяется умение использовать простейшие приёмы

анализа и интерпретации текста: устанавливать взаимосвязь между отдельными

понятиями, характеризующими различные этапы научного исследования,

и их описаниями, взятыми из прочитанного текста.

Максимальная оценка за задание — 1 балл. Полученные результаты показывают,

что в целом учащиеся успешно справляются с этим заданием.

В десятом задании проверяется умение строить свободное речевое высказывание

с учётом коммуникативной задачи: представлять собеседника, задавать

ему вопросы на заданную тему.

Максимальная оценка за задание — 2 балла (по 1 баллу за каждую часть

задания). Полученные результаты показывают, что в целом учащиеся успешно

справляются с этим заданием.

Одиннадцатое задание позволяет оценить умение учащихся понимать и объяснять

в свободной форме лексическое значение слова. Как и в 3 классе, это

задание осложняется необходимостью выбрать для толкования два слова разных

частей речи. Максимальную оценку за это задание — 2 балла — получили

6 6% отлично успевающих учащихся, 5 1 % хорошо успевающих и 2 8%

слабоуспевающих.

В двенадцатом задании каждого варианта проверяется и оценивается умение

привести примеры типичных представителей растительного и животного

мира тундры. При выполнении данного задания учащиеся могут использовать

имеющиеся источники информации (текст и/или справочную таблицу).

Максимальную оценку за это задание — 2 балла — получили 67 % отлично

успевающих учащихся, 27% хорошо успевающих и 1 1% слабоуспевающих.

В тринадцатом задании каждого варианта проверяется и оценивается умение

увидеть в тексте различные формы одного слова и определить падеж имени

существительного.

Максимальная оценка за это задание — 1 балл. Полученные результаты показывают, что данный навык устойчиво сформирован только у отлично успевающих учащихся.

В четырнадцатом задании каждого варианта проверяется умение строить

диаграмму, используя результаты решения простых задач на сравнение именованных величин (масс). Максимальная оценка за это задание — 1 балл.

Полученные результаты показывают, что данный навык демонстрируют большинство учащихся.

В пятнадцатом задании учащимся предлагается самостоятельно составить

математическую задачу в два действия и затем решить её. Кроме того, на

определённом этапе выполнения задания учащихся просят самостоятельно

оценить составленную задачу и при необходимости внести нужные изменения.

Такое задание позволяет проверить глубину представлений о математической

задаче: понимание функции условия и вопроса задачи, умение в тексте задачи

отразить взаимосвязь между данными и искомыми, умение спланировать и

записать ход решения задачи, выбрать и пояснить выбор действий, продемонстрировать навыки контрольно-оценочной деятельности и начальные навыки рефлексии.

Максимальную оценку за это задание — 3 балла — получили чуть более

половины отлично успевающих (54%), хорошо успевающих (52%) и около

четверти (26%) слабоуспевающих детей.

Основная сложность при выполнении данного задания заключается в умении

создать относительно осмысленный сюжет и/или математически корректную

задачу. По сравнению с 3 классом у всех групп учащихся наблюдается

положительная динамика. Вместе с тем необходимо отметить, что практически

ни одна пара не скорректировала условие составленной задачи, ответив

положительно на все предложенные вопросы по её оценке, даже при явных

погрешностях в составленной задаче.

Дополнительное задание — заполнение листа самооценки (задание на оценку

своей работы в паре) — включено в диагностических целях. Результаты его

выполнения на общую оценку работы не влияют, однако учитель может сопоставить

собственные наблюдения с оценками отдельных детей с целью планирования

дальнейшей работы по формированию навыков оценочной деятельности,

навыков сотрудничества и коммуникации, начальных форм рефлексии.

Максимальная оценка в баллах за все семь оцениваемых в баллах заданий

дополнительной части составляет 12 баллов. Её получают около 10 % наиболее

подготовленных учащихся. С одной-двумя ошибками задания дополнительной

части выполняет примерно пятая часть учащихся.

Краткая обобщённая характеристика заданий итоговой комплексной работы

приводится в таблице 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnayav_1-2.rar2.44 МБ
Файл kompleksnaya_v3-4.rar2.39 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная диагностика обучающихся 1 - х классов за 1 полугодие (комплексная работа) Школа "2100"

Цель работы – определить уровень сформированности предметных результатов у обучающихся 1 классов по итогам освоения программы по русскому языку, математике за 1 полугодие.Задачи:1....

Итоговая комплексная работа 4 класс УМК «Школа 2100»

Итоговая комплексная контрольная работа поможет учителям, работающим в 4 классе по программе "Школа 2100". (ФГОС)Цель  – определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся ...

итоговая комплексная работа 2 класс школа 2100

В данной работе представлен текст и задания для выполнения работы ( основная и дополнительная части), а так же характеристика заданий итоговой комплексной работы...

Итоговая комплексная работа 2 класс, программа" Школа 2100".

Используется для подведения итогов 2 класса....

Разработка итоговой комплексной работы для 2 класса ( ФГОС). Оценочный лист итоговой комплексной работы ученика ( цы) 2-а класса

Цель данной разработки итоговой коплексной работы- выявить уровень сформированности УУД второклассника....

Итоговая комплексная работа УМК « Школа 2100» 1 класс

фиксация результатов выполнения проверочной работы,их анализ и интерпретация, использование результатов...