Применение ЭОР в начальной школе
статья на тему

Статья по обмену опытом по применению ЭОР в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_primenenie_eor_v_nachalnoy_shkole.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    «Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

вовлеки меня – и я пойму».

Китайская мудрость 

    Я работаю учителем 24 года. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание обучающихся, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поэтому я поставила перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций. Слайд №3

    Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

     Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

  Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник»  вводится но-вое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. 

                В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны, в том числе и образовательные учреждения  Южного образовательного округа, подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, необходимые  для удовлетворения потребностей школы.   Слайд №4

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Слайд№5
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах я сосредоточу свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

 Слайд №6

Как можно классифицировать ЭОР?

Можно классифицировать ЭОР по следующим направлениям:

По технологии создания

 текстографические 

 мультимедиа

По среде распространения и использования

 Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет

 Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета

 ресурсы для «электронных досок»

По содержанию

 учебники

 рабочие тетради

 лабораторные работы

 электронные справочники и словари

 викторины

По принципу реализации

 мультимедиа-ресурсы

 презентационные ресурсы

 системы обучения

По составляющим входящего в них содержания

 лекционные ресурсы

 практические ресурсы

 ресурсы-имитаторы (тренажеры)

           контрольно-измерительные материалы

Как на практике я применяю ЭОР? 

  Слайд №13

   Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать  для себя нужное, необходимое.

Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.

1.Компьютерные тренажёры

    Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной  разработки.

Предлагаю вашему вниманию

Тренажёр «Правописание буквосочетаний ча-ща»

   В данном ресурсе предлагается 2 тренажёра.

1 тренажёр:

    Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется приём «Волшебная труба». Перемещение объектов осуществляется по щелчку.

2 тренажёр:

   Предлагаются предложения с ошибками. Дети записывают предложения, исправив ошибки, для проверки нужно нажать на кнопку Проверка.

Картинный диктант

    Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учиться. Цель тренажёра – визуализация правильности выполнения задания. В данном ресурсе предлагается 4 вида картинных диктантов. Их можно написать на одном уроке. А можно использовать на нескольких уроках. Работа по данному тренажёру строится следующим образом: учитель называет или показывает номер картинки (их можно называть и показывать не по порядку), а дети записывают слово. Проверять можно отдельно записанное слово, а можно группу слов, нажав на картинку.

Тренажёр «Игра-раскраска «Карлсон»

    Задача – отработка навыка табличного умножения трёх на однозначное число.

Тренажёр «Таблица умножения пяти»

    При создании тренажёра использовался приём «Аннимированная сорбонка», который используется для заучивания учебного материала. На одной стороне карточки записан пример, а на другой ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.

Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.                                                                                                               Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в  следующем:

  1. быстрая обработка результатов,
  2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
  3. объективность оценки учащегося.

2 Игры

    Данный ресурс я использую на уроках, внеурочных и коррекционных занятиях.

   При счёте до 10 – использую игры типа «Сосчитай зайчиков» и др. Для отработки навыков устного счёта в пределах 10 использую большое количество игр. Например «Помоги Снеговику».

    2 класс – учителем которого я являюсь, в нашей школе интегрированный. В классе 3 обучающихся с ЗПР, 1 находится на индивидуальном обучении по программе СКОУ 7 вида.

 С ними я провожу коррекционные занятия, на которых использую игры для развития устойчивости внимания, например «Найди 10 отличий». С этой же целью  использую электронные пазлы.

3. Диафильмы.

    Цель данного ресурса – создание условий для совершенствования навыка чтения. Задачи – познакомить с произведениями, развивать устойчивость внимания, зрительное восприятие, воспитывать интерес к чтению.

  1. Тесты.

Flash-тест для проверки и закрепления знаний по теме: «Склонения имени существительного».

  1. Фильмы или Слайд-шоу с озвучиванием.

Данный ресурс возможно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    Что дают ЭОР учителю?
Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

  • конспекты не писать;
  • сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
  • экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
  • решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны , либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  • вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

 Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011 
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. —
  3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения  на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.
  4. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение ИКТ в начальной школе"

В статье говорится о внедрении ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов....

Применение ИКТ в начальной школе

статья об особенностях применение ИКТ в начальной школе...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы.Привлекательность информационных технологий в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Поэтому, дл...

Применение ИКТ в начальной школе.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их ...

Применение ИКТ в начальной школе по ФГОС

Данная статья посвещена работе учителя в рамках ФГОС с примененим ИКТ....

Разработки уроков "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор", начальная школа.

Данные рекомендации представляют собой работу учителя по теме "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор". Здесь представлены методические рекомендации по решению задач с исполь...