ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Прохорова Татьяна Васильевна
Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы.
Привлекательность информационных технологий в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Поэтому, для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. По моему мнению, в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.   Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать,  и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств
 Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения  учеников.      .Использование ИКТ на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. 
Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.                
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня образования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_nachalnoy_shkole.docx63.53 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ школе

В условиях модернизации современного образования меняются требования к оснащению образовательного пространства .Все чаще и чаще на уроках включается компьютер, появляются интерактивные доски. Это несомненно облегчает работу учителя, делает урок интересным для детей. Современный школьник уже не тот, что был несколько лет назад. По статистике 90% учащихся используют компьютер, 40% из них выходят в Интернет. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока.

  Работа с электронными наглядными пособиями является привлекательным видом деятельности для учащихся, в том числе и для младших школьников.  Одним из достоинств  применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме

Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.

Изучая специальную литературу, я пришла к выводу, что сегодня мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Именно медиасредства помогут  научить каждого ученика за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации, организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен помнить, что компьютер не заменяет его, а только дополняет.

Компьютер может использоваться на всех этапах урока: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.  

    Уроки с использованием ИКТ совершенствуют и активизируют учебный процесс, создают положительную мотивацию у младших школьников  к выполнению умственных и практических действий.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация)

активизировать познавательную деятельность

организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями

усилить образовательные эффекты

применять разноуровневые задания

Использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ)

проводить дистанционное обучение

осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности

повысить качество усвоения материала

Использование  электронных презентаций PowerPoint

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.

презентации можно использовать на любом этапе работы: как при ознакомлении с  новым материалом, так и в процессе закрепления, повторения.

       Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении.

         В программе Power Point я разработала наглядный материал по различным темам урока окружающий мир, дидактические игры по математике, русскому языку и литературному чтению.

     Кроме своих презентаций активно использую на уроках работы коллег из школы и взятые с различных сайтов в Интернете. Коллекция собралась очень большая. Практически к каждому уроку по окружающему миру 1-4 класс, на каждую тему по математике, русскому языку и литературному чтению есть электронный урок. Их  можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали.

С удовольствием делюсь своими наработками и перенимаю опыт у коллег в использовании презентаций на уроках.

С первых уроков, с применением анимированных слайдов, дети особенно интересовались презентациями PowerPoint. Нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Попросили показать, как это делается.

Самые первые работы были сделаны с моей помощью. Вскоре три ученика стали принимать  участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока сообщаю тему будущего и предлагаю подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Или, в процессе подготовки домашнего задания, на основе дополнительного материала подготовить свою презентацию.

Демонстрационные проекты по окружающему миру, выполненные ученицей 3 класса Мохонь Аленой

  1. Полезные ископаемые Базарно-Карабулакского района
  2. Животные Базарно-Карабулакского района, занесенные в Красную Книгу                                      

Демонстрационные проекты по окружающему миру,

выполненные учеником 3класса Деревягиным Кириллом

1.Растения Базарно-Карабулакского района, занесенные в Красную Книгу                                      

2.Известные люди Базарно-Карабулакского района

Демонстрационные проекты по литературному чтению

выполненные учеником 4 класса Абрамовым Александром

Устное народное творчество. Загадки

Творчество А.П. Пушкина.

Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик исполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint.

При создании презентации ребенок проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет ему избежать шаблонов и превратить работу в продукт индивидуального труда.

Использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.)

Использование ИТК позволяет мне в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке затрачивается много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.

Использование мультимедийных программ в обучении позволяет мне решить такие задачи как:

  • повышение мотивации к обучению;
  • достижение уровня дифференциации в обучении;
  • сокращение времени для отработки технических навыков учащихся;
  • нетрадиционная подача материала;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания.

На  уроках в начальной школе я предлагаю организовать работу учащихся, с использованием мультимедийных пособий:

  1. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».  Содержит все области знаний, снабжена  видео и аудиофрагментами, анимациями и трехмерными моделями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках окружающего мира.  Энциклопедия содержит более 40 детских произведений, в исполнении известных актеров: стихи Пушкина, Лермонтова, рассказы советских, русских и зарубежных писателей. Эти произведения мои ученики слушают на уроках литературного чтения и учатся читать также интересно. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи.
  2. «Летние и осенние изменения в природе». Диск наглядно демонстрирует разнообразие природы России, сезонные изменения в природе. Помогает формированию у детей экологического сознания и воспитанию бережного отношения к природе
  3.  «Фантазеры» Мультитворчество

Программа позволяет организовать совместную творческо-звристическую деятельность детей, ориентированную на коллективное решение общей задачи при работе за одним компьютером Это открывает новые возможности для развития познавательных способностей, гибкости и креативности мышления, формирования коммуникативных навыков и социальных качеств личности. Программа состоит из пяти интерактивных мастерских, каждая из которых представляет собой творческую, познавательную, развивающую среду, в которой дети могут конструировать, моделировать, экспериментировать, задумывать и воплощать. Программу можно использовать при изучении окружающего мира, математики, русского языка и других предметов.

«Академия младшего школьника». Программно- методический комплекс включает в себя обширный набор интерактивных дидактических игр для закрепления знаний и  навыков по основным предметам начальной школы из этой серии ответят на многие вопросы. Они интересны и познавательны не только для детей, но и для взрослых.

Специальный инструмент Конструктор урока позволяет мне определять содержание занятия как для всего класса, так и для отдельного ученика, создавая нужный набор заданий и определяя их последовательность. Также с его помощью я изменяю интерактивные задания-тексты, картинки. Таким образом, этот инструмент помогает мне делать занятия индивидуально и предметно ориентированными

  1. Наглядные пособия для интерактивных досок с тестовыми заданиями по математике, русскому языку, литературному чтению, обучению грамоте!

Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

  Использование ИКТ на уроке помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

  Применение на уроке компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

  Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

  Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер.  Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://psy.1september.ru/2000/38/13.htm «Дистанционное обучение для детей –инвалидов»
  2. http://www.rcio.aaanet.ru/pr9.htm «Дистанционное обучение для детей –инвалидов»
  3. http://dlearning.narod.ru/home.html «Дистанционное обучение школьников»
  4. http://www.ito.su/2001/ito/V/V-0-3.html Павлов Анатолий Павлович «Дополнительное обучение больных детей и детей – инвалидов с дистанционной составляющей»
  5. http://metodist.lbz.ru/lektorii_Pervin.Ju.html  «ИКТ в начальной школе»
  6. http://pedsovet.org/forum/topic3210.html «Опыт применения ИКТ в начальной школе»
  7. http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/2/I-2-6735.html  Хоцкая Светлана Юрьевна «ИКТ в начальной школе (обучение для будущего) »
  8. А.В.Тихонов «Животные России. Красная книга», издательство Росмен-Пресс, 2008год
  9. В.В.Волина «Попробуй отгадай!», издательство «Феникс», 2000г
  10.  В.В.Волина «Занимательное азбуковедение», издательство М.:Новая школа, 1994г.
  11.  В.В.Волина «Занимательная орфография», издательство М.:Новая школа, 1994г.
  12.  В.В.Волина «Праздник числа», издательство М.:Новая школа, 1994г.
  13.  Т. Рик «Здравствуйте, Имя Существительное», издательство «Самовар», 1994 год
  14.  Т. Рик «Здравствуйте, Имя Прилагательное», издательство «Самовар», 1994 год
  15.  Т. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол», издательство «Самовар», 1994 год
  16.  Л. Тумина «Сочини сказку», из серии «Познавательно, увлекательно!», издательство «Дрофа», 2006 год
  17.   http://www.intos.ru/sch_i_o.htm «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»
  18.   «Игры с разумом», журнал «Здоровье школьника» №9 2006 г.
  19.  http://logoworlds.chat.ru/ ЛогоМиры

 

Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

     В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

     Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.    Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

     Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

     Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

     Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

     Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.    Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
     Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

     При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

     Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

     Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

     При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

     Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.    Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

     Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.

     Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

     Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

     Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

     • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

     • С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

  1.  Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  2.  Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  3.  Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  4.  Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.    Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
  5.  Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
  6.  Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.   Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

 Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Информация с сайта  http://www.intos.ru/sch_i_o.htm

аннотация

В работе рассматривается опыт применения ИКТ на уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности ученика.


XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет мне не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:


  • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

  • введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;

  • проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ 


на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам:


  • « «Детская энциклопедия Кирилл и Мефодий» - окружающий мир;

  • «Слушаем музыку, поём»-музыкальное искусство;

  • «От Кремля до Рейхстага 1941-1945 г»-внеклассная работа.

  • «Шедевры русской живописи»-изобразительное искусство.


Преподавание информатики в нашей школе ведётся с 3 класса по тетрадям Горячева «Информатика в играх и задачах»

Русский язык

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.

Математика

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.

Информатика

Для того, чтобы ребятам было интересно на всех уроках, в том числе и на информатике, я использую не только разработки собственных презентаций, но и презентации, созданные другими учителями, внося в них изменения в соответствии с потребностями своих учащихся.

Окружающий мир

На уроке окружающего мира в 1 классе дети узнали «Историю светофора»

При изучении регионального компонента в начальных классах я также использую ИКТ. Для этого применяю разработки нестандартных компьютерных уроков «Путешествия по родному краю».

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в  нашей школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что
использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:


  • обеспечить положительную мотивацию обучения;

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

С помощью информационно-обучающих программ на уроках литературного чтения использование ИКТ даёт широкие возможности работы над осознанной выразительностью речи. Учащиеся могут прослушать аудиозаписи литературных произведений в исполнении мастеров слова, при необходимости они могут сопровождаться видеорядом. Составление видеоряда к поэтическим произведениям помогает понять настроение стихотворения. Для работы над темпом чтения можно задать определённую скорость смены кадров. На этом сайте Аудиокниги онлайн http://audiozvuk.com/ слушайте книги на сайте , более 1000 часов прослушивания, разные жанры и все это - бесплатно!

Существует демонстрация компьютерной презентации где можно посмотреть виртуальные экскурсии . Виртуальные экскурсии - это один из видов презентаций, в создании которых могут принимать активное участие сами учащиеся. Виртуальные экскурсии чаще всего используются на уроках окружающего мира. Они дают возможность “побывать” в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон [3]. На этом сайте http://www.panotours.ru/muzei.html вы можете побывать в разных точках мира, посмотреть виртуальные туры, музеи, церкви, усадьбы, страны и.т.д. Например вы можете посмотреть одно из «семь чудес света» Храм Артемиды в Эфесе по этому сайту http://www.panotours.ru/katalog/countries/hram-artemidy-v-efese.html

        

Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении уроков. Познавательные материалы по окружающему миру содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, позволяют продемонстрировать в динамике опыты с водой, воздухом, почвой, эксперименты с растениями, модели движения космических объектов, круговорот воды и веществ в природе и многое друго

Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

        

Цели использования ИКТ в работе с младшими школьниками

        

Повысить мотивацию обучения; повысить эффективность процесса обучения; способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; совершенствовать методики проведения уроков; планировать и систематизировать свою работу; использовать ,как средство самообразования; качественно и быстро подготовить урок (мероприятие)

        

ИКТ позволяют: сделать обучение более интенсивным вовлекая в него все способности человеческого восприятия и действенного усвоения учебного содержания; индивидуализировать обучение.

        

Проведение урока с использованием ИКТ: применение ИКТ на отдельных этапах урока; использование ИКТ для закрепления и контроля знаний; организация групповой и индивидуальной работы; внеклассная работа.

        Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения: создание дидактических пособий; разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам.

        

Облегчает труд учителя; делают процесс обучения более эффективным.

Использование мультимедийных презентаций позволяет: построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, реконструкции процесса обучения с позиции целостности.

        

  • В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным.
  • Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется учащимися начальных классов во внеурочной деятельности. Их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается; применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения.
  • Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

·         Мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.                                  

Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», т.е. как подготовленная тем или иным автором разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учащихся.
Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. У опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, отсутствует набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако, достичь ожидаемого эффекта можно лишь при соблюдении определенных требований.
1.Должна быть узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой информации.
2. Время демонстрации должно быть оптимальным
3.Важно не переусердствовать с эффектами.
4.Дjлжен быть продуманный алгоритм видеоряда изображений.
Критерии при создании мультимедийного интеграционного урока.
1.Наметить цель урока.
2.Проработать весь ход урок, последовательность.
3.Предусмотреть вопросы, которые могут возникнуть у ученика.
4.Сборка материала.
5.Материал должен соответствовать уровню мировоззрения и возраста ученика.
6.Нахождение дополнительного материала из источников средств информации для развития любознательности и привития заинтересованности у ученика в дальнейшем.
7.Нахождение соответствующих изображений для визуального запоминания
8.Нахождение видеоматериала и его обработка до минимального времени.
9.Должна прослеживаться взаимосвязь предметов.
10.Преемственность в обучении.
11.Умение учащихся проработать электронный материал
12.Обязательное повторение и соблюдение правил ТБ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение ИКТ в начальной школе"

В статье говорится о внедрении ИКТ (информационно - коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов....

Применение ИКТ в начальной школе

статья об особенностях применение ИКТ в начальной школе...

Применение ИКТ в начальной школе.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их ...

Применение ЭОР в начальной школе

Статья по обмену опытом по применению ЭОР в начальной школе....

Применение ИКТ в начальной школе по ФГОС

Данная статья посвещена работе учителя в рамках ФГОС с примененим ИКТ....

Разработки уроков "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор", начальная школа.

Данные рекомендации представляют собой работу учителя по теме "Анализ и решение задач разными способами с применением схем-опор". Здесь представлены методические рекомендации по решению задач с исполь...