Главные вкладки

    протоколы заседаний методического объединения воспитателей и классных руководителей школы - интерната на 2012 -2013 уч. год
    материал на тему

    Родионова Марина Вячеславовна

    Протоколы заседаний методического объединения воспитателей и классных руководителей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната на 2012-2013 уч. год

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2012-2013.docx67.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г.Котовска»

                            Протоколы

    заседаний МО воспитателей

    и классных руководителей

    на 2012 – 2013 уч. год

                                   Руководитель: Родионова М.В.

    Протокол №4

    заседания методического объединения воспитателей и классных руководителей от 30.08.2012 г.

               Присутствовали:

                               Григорьева Н.Н., Родионова М.В., Каменева В.Г., Казакова Л.А., Степанова  И.А., Кузнецова М.И., Кузнецова Г.Н., Коньшина А.М., Порошина И.В., Бугаева Н.Ю., Сокольская Е.В.,  Дутова Т.С., Николаева О.с., Новикова С.Н., Казимирова Т.А., Ярцева П.А., Ширазян А.Р.

     

    Тема заседания: Психолого – педагогическое обеспечение воспитательного процесса.

     

    Повестка дня:

    1. Утверждение плана работы м /о на 2012 -2013 уч. год.

          -председатель м /о

    1. Некоторые аспекты психологического развития личности воспитанника: возрастная переоценка.

          - психолог

    1. Требования к планированию и анализу воспитательной работы в группе.

          - зам. директора

    1. Технология составления плана воспитательной работы с классом.

    Методические рекомендации классным руководителям.

          - зам. директора

    1. Собеседование с воспитателями по организации самообразования.

          - зам. директора

          - психолог

     

          По первому вопросу заслушали председателя м /о Родионову М. В. Она познакомила присутствующих с планом работы м /о воспитателей и классных руководителей на 2012 – 2013 уч. год, который был составлен  на основе анализа  воспитательной работы, проведенной в 2011 – 2012 уч. году.

    1.Решили:

    Утвердить план работы  м  /о воспитателей и классных руководителей на 2012 – 2013 уч. год.

          По второму вопросу выступила психолог школы П.А.Ярцева. Она напомнила присутствующим о том, что ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его возрастных и индивидуальных особенностей.

         Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Основной вид деятельности детей         - игра, который постепенно смещается в сторону ведущей учебной деятельности.

           Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, значительный прирост мышечной силы. Этим обуславливается большая подвижность младших школьников. Поэтому важно практиковать различные виды учебной работы во время занятий, проводить физкультпаузы.

          Когда ребенок становится учеником, кардинально меняется его социальный статус, что приводит к достаточно значительным изменениям в его поведении и психике. По мнению Л.И.Божович, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

          На воспитание младших школьников большое влияние оказывает личность учителя, влияние родителей и взрослых; многое в воспитании зависит от их чуткости, внимания, умения стимулировать и организовывать деятельность ребят.   Например, оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

          Средний школьный (подростковый) возраст называют обычно переходным, т.к. в этот период происходит переход от детства к юности. Центральным новообразованием личности в подростковом возрасте является «чувство» взрослости и на этой основе происходит возникновение нового уровня самосознания. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого, стремится к самостоятельности. Подростков отличает высокий коллективизм, их привлекают общие интересы, совместная деятельность. Они высоко дорожат мнением сверстников и остро реагируют на свое положение в коллективе. Существенной возрастной чертой является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Чаще всего придерживается мнения своих товарищей а не педагогов.

          Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Старшеклассник вступает в новую ситуацию развития: в завершающий этап первичной социализации. Главная задача этого возраста – выбор профессии. У старшеклассника формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы. Еще одно важнейшее приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юношеский возраст строится вокруг кризиса личной идентификации. Если юноша оценивает себя, главным образом. По своим предметным достижениям, ядро его личности и самосознания больше зависит от профессионального самоопределения, то для девочки важнее межличностные отношения. Одно из важнейших новообразований данного возраста – чувство любви.

          Юношеский возраст – переходный период к самостоятельной взрослой жизни, время становления социальной зрелости человека, интенсивного развития интеллектуальных и творческих сил ( при благоприятных условиях), формирования мировоззрения, убеждений. Нравственных принципов и критериев. Кризис юности связан с разрушением декоративных моделей счастья. Понимание мира становится более реалистичным, а во многих случаях по – житейски приземленным, прагматичным. Жизненные силы мобилизуются на новые свершения – как правило, на те, что реальны, полезны и достижимы.

    2.Решили:

    Воспитателям и классным руководителям учитывать возрастные особенности развития личности при организации воспитательной работы в группах.

         По третьему вопросу слушали зам. директора по ВР Григорьеву Н.Н.. В своем выступлении она напомнила педагогам, что на сегодняшний день наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят в процессе социализации можно выделить  два аспекта:

    - усвоение ребенком социального опыта, форм, моделей поведения;

     - воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения  в активной деятельности ребенка  в социальной среде.

         Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации и имеют ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. Но исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка. Планируя воспитательный процесс, педагог во главу угла должен ставить личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.

          Для того чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность должна быть совместной, а участники – партнерами по достижению результата. Но при этом педагог кроме непосредственного результата действий, должен учитывать и воспитательный результат, т.е. отношение детей к этой деятельности.

    3.Решение:

    Принять информацию к сведению.

    По четвертому вопросу выступила зам. директора по ВР Григорьев Н.Н.. В своем выступлении она познакомила присутствующих с пошаговой технологией составления плана воспитательной  работы с классом:

    Шаг 1. – определение специфики класса, обоснование целей и задач воспитательной работы.

    Шаг 2. – анализ неудач в воспитательной работе с классом в прошлом году.

    Шаг 3. – определение ожидаемых проблем воспитательной работы с классом в текущем году.

    Шаг 4. – обоснование средств, форм и способов воспитательной работы с классом.

    Шаг 5. – учет и анализ индивидуальных особенностей детей.

    Шаг 6. – определение специфики работы с родителями.

    Шаг 7. – определение критериев и способов оценки реализации целей и задач воспитательной работы.

                                          (прилагается)

    4.Решили:

    Использовать данную технологию педагогами при составлении воспитательной работы с классом.

      Собеседование с воспитателями по организации самообразования провели зам. директора по воспитательной работе Григорьева Н.Н. и психолог школы Ярцева П.А.. Они рекомендовали воспитателям выбирать темы по самообразованию, направленные на формирование личности воспитанника с ОВЗ с позиции учета особенностей его развития, ведущей деятельности и ее основных мотивов в условиях социальной депривации. Каждому воспитателю были даны конкретные рекомендации в оформлении темы по самообразованию.

             

    5.Решили:

     Использовать воспитателям  данные рекомендации  при работе  над  своей  темой по самообразованию.

           Секретарь                                                           Родионова М.В.

    Протокол №5

    заседания методического объединения воспитателей и классных руководителей от 01.11.2012 г.

    Присутствовали:

    Григорьева Н.Н., Родионова М.В., Каменева В.Г., Казакова Л.А., Степанова И.А., Кузнецова М.И., Кузнецова Г.Н., Коньшина А.М., Порошина И.В., Бугаева Н.Ю., Сокольская Е.В.,  Дутова Т.С., Николаева О.с., Новикова С.Н., Казимирова Т.А., Ярцева П.А., Ширазян А.Р.

     

    Тема заседания: Педагогическое проектирование воспитательной деятельности педагога – воспитателя.

    Форма: проектная мастерская

    Повестка дня:

    1. Сущность проектирования в педагогической деятельности воспитателя. (презентация).

    - председатель м/о

    1. Проектировочная деятельность воспитателей школы – интерната (презентация проектов).

    - воспитатели

    1. Создание формотеки воспитательных дел в классе, группе (копилка методических идей).

    - воспитатели, классные руководители

    1. Управление воспитательным процессом на основе диагностики.

    - психолог

    1. Изучение семьи и семейного воспитания с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

    - соц. педагог

         Работу проектной мастерской начала М.В. Родионова. По первому вопросу была представлена следующая презентация:

    1 слайд:

    Под педагогическим проектированием понимается компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.

    Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

    Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

    и 2 слайд:

     Функции педагогического проектирования:

    -повышение эффективности педагогического процесса;

    -технологизация образовательного процесса;

    -связующее звено между педагогической теорией и практикой;

     -прогнозирование развития образования. 
    Педагогическое проектирование является функцией любого педагога,       не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

    3 слайд:

    Объекты педагогического проектирования
    Основные объекты педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации, а также педагогические технологии, образовательно-пространственная среда.

    4 слайд:

    Формы педагогического проектирования
    Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических ситуаций. Основные формы педагогического проектирования: 
    ● квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции; 
    ● расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации; 
    ● правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др. 

    5 слайд:

    Основными принципами педагогического проектирования являются:
    ● принцип личностных приоритетов – ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей. В проекте должны быть реализованы такие общепедагогические принципы, как гуманность и 

    природосообразность; 
    ● принцип саморазвития, который означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям;
    ● принцип реальности означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике. 

    6 – 12 слайды:

    Этапы проектирования:

    Этап

    Деятельность 

    субъектов проект

    Смысл действий

    Цели педагога

    Определение проблемы

    1.Педагог создает проблемную ситуацию.

    2.Ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта. 

    1.Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики.
    2.Обсуждение проблемы и задач проекта. 

    Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы.

    Выдвижение гипотезы, решения проблемы

    1.Педагог участвует в обсуждении. 
    2.Ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению. 

    Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации

    Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль. 

    Организация (планирование) хода проекта

    1.Педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта. 
    2.Ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ. 

    1.Помощь в рациональном планировании проекта

    2. Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления.

    Развитие умений: 
    – работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом;
    - использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей;

    - приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности. 

    Реализация 

    проекта

    1.Педагог управляет реализацией.
    2.Ученики выполняют свою задачу. 

    1.Сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости.
    2.Работают в группах над поиском фактов, аргументов. 

    Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи

    Оформление результатов 

    проекта

    1.Педагог участвует в обсуждении.
    2.Ученики оформляют проект.
    3.Учитель участвует в выборе способов оформления. 

    1.Советует по вопросу оформления, дизайна. 
    2.Описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций. 

    Развитие творческого отношения к оформлению работы, создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий. 

    Рефлексия

    1.Педагог участвует в дискуссии. 
    2.Ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавшимися результатами, в случае несоответствия выясняют причины

    1.Помогает дать оценку результату проекта. 

    2.Выяснение необходимости доработки проекта

    Развитие рефлексивных умений – анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи

    13 слайд:

    Процесс проектирования представляет собой деятельность по созданию проекта, которая называется проектировочной деятельностью. Психологическими компонентами этой деятельности являются потребность, мотив, цель, объект, средства, результат. Чтобы успешно осуществлять проектировочную деятельность, педагогу нужно обладать проектным мышлением, т.е. уметь видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической деятельности. Мышление современного педагога должно быть гибким, критичным, динамичным, способным к саморазвитию, открытым новому, способным находить нестандартные решения и варианты

    1.  Решили:

    Принять информацию к сведению.

          Работу проектной мастерской продолжила Л.А.Казакова. Она продемонстрировала присутствующим реализованный в 3 классе «А» ученический проект «Г.Р. Державин и Тамбовский край».

                                       (прилагается)

         Далее с реализованным в 3 классе «А» ученическим проектом «Поговорим о дружбе» выступила М.И.Кузнецова.

                                                 (прилагается)

         Продолжила выступление по данному вопросу И.А.Степанова. Она познакомила присутствующих с педагогическим проектом «Социальная адаптация старших подростков с ОВЗ посредством формирования профессионального самоопределения».

                                                 (прилагается)

    1.  Решили:

    Продолжить использование педагогами в своей воспитательной работе метод проектирования.

          По третьему вопросу выступила председатель МО М.В. Родионова с  предложением  о создании формотеки воспитательных дел, проводимых  в классах и группах – копилки методических идей. Педагоги поддержали данное предложение. Для копилки методических идей воспитателями и классными руководителями были представлены следующие  воспитательные мероприятия:

    1. Вечерка «Девчонки – мальчишки»,
    2. Гостиная «Рожденные под одной звездой»,
    3. Киностудия «Яркий мир»,
    4. Мастерская «Портрет класса»,
    5. Мозаика «Радуга профессий»,
    6. Продуктивная игра «Когда уйдем со школьного двора»,
    7. Хронограф добрых дел,
    8. Час раздумья «Письмо самому себе»,
    9. Час размышлений «Чаша бытия»,
    10. Ярмарка «Бизнес идей».

                                                      (прилагается)

    1. Решили:

    Создать и постоянно пополнять копилку методических идей.

    Заседание МО продолжила П.А. Ярцева. Она отметила, что в последнее время назрела острая необходимость в разработке новых подходов к организации совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя. Одним из таких подходов является использование диагностики в воспитательной деятельности. В последнее время наряду с понятием «психодиагностика» все чаще встречается термин «психолого – педагогическая диагностика», которая определяется как «заключение о проявлениях и качествах личности, подлежащих педагогическому воздействию, изменению, которое может быть использовано в воспитательных целях, а также в факторах воздействия на личность.

        Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

          На основе практической деятельности были определены следующие функции педагогической диагностики воспитательной деятельности классного руководителя:

    1. Функция обратной связи
    2. Функция педагогической коррекции
    3. Функция мотивации и стимулирования
    4. Функция контроля
    5. Функция информирования
    6. Функция прогноза
    7. Функция совершенствования воспитательной деятельности

                                                         (прилагается)

    1. Решили:

    С целью совершенствования воспитательной деятельности педагогам использовать в своей работе комплекс диагностических методик.

            Далее выступила А.Р.Ширазян. Она сказала, что перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.  Дети «группы риска» (а это дети из неблагополучных семей, плохо успевающие в школе, характеризующиеся различными проявлениями девиантного поведения и т.д.) есть в каждом классе. Основными причинами попадания обучающихся в «группу риска» являются такие как,

    - неблагополучие в семье (недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.),

    - низкий материальный уровень и плохие условия проживания, низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,

    - педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению и т.д..

         Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика раннего семейного неблагополучия.

                                                        (прилагается)

    1. Решили:

          Продолжить работу педагогами школы по изучению семей и семейного воспитания с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

           Секретарь                                                           Родионова М.В.

    Протокол №1

    заседания методического объединения воспитателей и классных руководителей от 09.01.2013 г.

    Присутствовали:

    Григорьева Н.Н., Родионова М.В., Каменева В.Г., Казакова Л.А., Степанова И.А., Кузнецова М.И., Кузнецова Г.Н., Коньшина А.М., Порошина И.В., Бугаева Н.Ю., Сокольская Е.В.,  Дутова Т.С., Николаева О.С., Новикова С.Н., Казимирова Т.А., Ярцева П.А., Ширазян А.Р.

     

    Тема заседания: Пути и средства формирования ценностных отношений к нормам культурной жизни.

    Форма: обмен опытом

    Повестка дня:

         1. Воспитание у детей с ОВЗ навыка учебного поведения.

           - классные руководители

    1. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков.

             - воспитатели

    1. Воспитание основ интимно – личностного поведения.

    - воспитатели

    1. Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

    - воспитатели

    1. Способы работы направленные на изменение отклоняющегося поведения подростков.

     - соц. педагог

    По первому вопросу выступила В.Г. Каменева. Она сказала, что основная цель коррекционного образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности учащихся с ОВЗ. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений, которая выполняет следующие педагогические функции:

    - развлекательная,

    - коммуникативная,

    - самореализация в обществе,

    - игротерапевтическая,

    - диагностическая,

    - коррекционная.

    - социальная.

          Далее Вера Григорьевна поделилась опытом своей работы – рассказала о игровых приемах, используемых в своей педагогической практике. Это игры – забавы, пальчиковые игры, приемы «привлекательная цель», «волшебная палочка», «пазлы», «путешествие со сказочным героем», «куклотерапия» (по методике Т. Шишовой, И. Медведевой), квадраты Воскобовича/Никитина.

                                                          (прилагается)

    1. Решили:

    С целью воспитания навыков учебного поведения у детей с ОВЗ педагогам использовать различные игровые приемы.

          По второму вопросу выступила О.С.Николаева. Она сказала, что проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Показателем культуры личности в целом является конструктивная коммуникативная культура. Именно  в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры. Формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем. Что педагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом, предполагающим взаимодействие между социальными институтами, педагогами, родителями. Детьми с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.

           У подростков коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально – экономического статуса семей, к которым принадлежат школьники.

                                                          (прилагается)

    1. Решили:

    Создать оптимальные условия для развития коммуникативных умений и навыков личности каждого воспитанника.

               По третьему вопросу слушали Г.Н.Кузнецову. Она сказала, что нравственное здоровье – это способ жизни и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми.

          Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно – личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.

          Организационными формами могут быть:

    - фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках учебных предметов,

    - факультативные занятия,

    - семинары для родителей,

    - консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.

                                                          (прилагается)

    1. Решили:

    Способствовать формированию  у воспитанников позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству.

          По четвертому вопросу выступила Т.С.Дутова. В своем выступлении она отметила, что охрана здоровья школьников – дона из важнейших задач образования. Далее Татьяна Сергеевна поделилась опытом своей работы в вопросе формирования у воспитанников потребности в здоровом образе жизни:

    - апробация школьной программы «Здоровье»,

    - реализация педагогического проекта «Формирование навыка здорового образа жизни у младших подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»,

    - организация клуба «Мое здоровье»,

    - традиционное участие в конкурсе «Воспитатель мой и я – спортивная семья»,

    - совместная работа с медицинскими работниками, учителем физкультуры, инструктором ЛФК, педагогом – психологом, родителями,

    - использование здоровьесберегающих технологий,

    - применение игровых технологий,

    - проведение спортивного часа и т.д..

                                                         (прилагается)

    1. Решили:

    Педагогам использовать опыт работы Дутовой Т.С. по организации внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физической культуры и спортом.

           По пятому вопросу слушали А.Р.Ширазян, которая сказала, что для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка или юноши, существенную роль играет знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку необходим строго индивидуальный подход. Далее Александра Рафиковна знакомит с четырьмя группами педагогически запущенных подростков и юношей и методами работы с ними.

                                                         (прилагается)

    1. Решили:

    С целью изменения отклоняющегося поведения подростков педагогам в своей воспитательной работе использовать педагогические рекомендации социального педагога школы.

           Секретарь                                                           Родионова М.В.

    Протокол №2

    заседания методического объединения воспитателей и классных руководителей от 28.03.2013 г.

               Присутствовали:

                               Григорьева Н.Н., Родионова М.В., Каменева В.Г., Казакова Л.А., Степанова  И.А., Кузнецова М.И., Кузнецова Г.Н., Коньшина А.М., Порошина И.В., Бугаева Н.Ю., Сокольская Е.В.,  Дутова Т.С., Николаева О.с., Новикова С.Н., Казимирова Т.А., Ярцева П.А., Ширазян А.Р.

     

    Тема заседания: Коррекция эмоционально – волевой сферы личности ребенка с ОВЗ и источники ее развития

    Форма: учебно – практическая конференция

    Повестка дня:

    1. Эмоционально – волевая сфера как определяющий фактор стиля общения и поведения ребенка.

                   - председатель м/о

    1. Работа по воспитанию базовых эмоций как составного компонента личности ребенка.

    - воспитатели

    1. Формирование интереса к познавательной деятельности.

    - классные руководители

    1. Причины и профилактика детского воровства.

    - соц. педагог

    1. Анализ месячника «Открытое занятие».

    -  зам. директора

           По первому вопросу выступила М.В. Родионова, которая сказала, что эмоции неотделимы от личности и деятельности. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, в удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные. Эмоциональная система функционирует в тесной связи с сенсорной (боль, голод, холод), познавательной (оценочное суждение, оценочное суждение, предвосхищающая информация о том, что может случиться, «опережающее отражение», память (что уже произошло)), двигательной системами (изменение температуры, крови), и эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

          Воля – психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. Воля проявляется в умении активизировать себя на достижении целей и в умении воздерживаться от чего – либо. Волевое усилие тесно связано с мотивом действия. Волевое усилие – одно из средств реализации мотива и цели. Волевые качества личности формируются и закаляются в активной деятельности в системе воспитания при максимальном желании самой личности.

          Помня о принципе целостности в понимании поведения ребенка, мы могли бы расчленить недостатки характера на преимущественно эмоциональные и преимущественно активноволевые.

          Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:

    - неустойчивость, противоречивость;

    - повышенная возбудимость аффектов;

    - сильная острота симпатий и антипатий к людям;

    - импульсивность поступков;

    - исступленный гнев4

    - пугливость и болезненные страхи (фобии);

    - пессимизм и чрезмерная веселость;

    - равнодушие, безучастность;

    - нечистоплотность; педантизм;

    - страсть к чтению.

            Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно – волевыми моментами:

    - болезненно выраженная активность;

    - интенсивная болтливость;

    - постоянная жажда наслаждений;

    - отсутствие определенной цели;

    - безудержность;

    - рассеянность;

    - бесцельная ложь;

    - бессмысленное воровство;

    - мучительство животных;

    - злорадство и издевательство над окружающими людьми;

    - негативизм;

    - деспотизм;

    - чрезмерная нерадивость;

    - замкнутость;

    - бродяжничество.

         Нормальные дети поддаются обычному воспитанию: они видят, как ведут себя взрослые или их сверстники; стремление достичь чего - либо приводит их как бы само собой к известному уровню социального приспособления. У детей исключительных в отношении характера большую роль играет не только слабая, заторможенная восприимчивость к воспитанию, но и многие другие факторы, лежащие внутри их самих, в силу чего они могут поступать иначе. Они странны. Они иные, чем другие дети, они невропаты или психопаты вследствие анормальности главным образом их активно – волевого усилия и чувств (эмоциональных реакций).

    1. Решили:

    Принять информацию к сведению.

          По второму вопросу выступила Т.А. Казимирова. Она сказала, что базовые эмоции – это фундаментальные эмоции, образующие мотивационную систему человека. Для базовых эмоций характерны следующие признаки:

    • Она имеет нервный субстрат как органическую основу происхождения;
    • Проявляется при помощи мимики лица;
    • Влечет осознанное переживание человеком;
    • Возникла в результате эволюционно – биологических процессов;
    • Оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

           К базовым эмоциям, составляющим основу эмоциональной сферы, относятся следующие эмоции:

    -  радости,

    - удивления,

    - печали,

    - гнева,

    - отвращения,

    - презрения,

    - страха,

    - вины.

          Каждая из них имеет свою шкалу (варианты) проявлений, свои причины и последствия проявления.

          Опираясь именно на эмоциональную сферу ребенка, можно решить целый ряд проблем его развития в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапазона, созданием «тонкого эмоционального реагирования», воспитатель обеспечит развитие резервных потенциальных возможностей ребенка и тем самым создаст основу для его успешного обучения в школе.

                                                   (прилагается)

         Далее по этому вопросу выступила С.Н. Новикова. Она сказала, что для устранения грубых нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ необходимо проведение коррекционно – воспитательной работы, которая предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития аномального ребенка. А именно – на устранение или сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно – двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом. Очень важно, чтобы средства коррекционно – воспитательного воздействия базировались на максимальном использовании возможностей ребенка, что в конечном счете активизирует нарушенные функции.

          Очень важно эмоциональное проведение занятий. Сам воспитатель должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается аномальный ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения во всем похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

                                                        (прилагается)

    1. Решили:

     Педагогам на воспитательских занятиях делать акцент на развитие эмоционально – волевой сферы ребенка, как основы компенсации его дефекта.

       По третьему вопросу слушали И.В. Порошину. Она сказала, что познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебной деятельности и свидетельством ее правильной организации. Ирина Валентиновна указала на то, что, познавательный процесс в своем развитии выражен различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

    - любопытство,

    - любознательность,

    - познавательный интерес,

    - теоретический интерес.

          Переход интереса с одной стадии своего развития  на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

          Современная проблема, связанная с изучением познавательного интереса – это задержка учащегося на стадии любопытства и возможное не появление и не проявление стадии любознательности.

           Исследование показало, что у 55% учащихся 5 «А» класса в ходе обучения чаще всего проявляется обычное любопытство, а не любознательность как такова.

                                            (прилагается)

          Далее продолжила выступление по данному вопросу А.М. Коньшина. Она сказала, что современная школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация познавательной деятельности воспитанников. Одним из эффективных способов повышения мотивации учения ребенка, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона является использование информационных технологий во внеурочной деятельности школы.

           Методические возможности и преимущества медиазанятия заключаются в следующем:

    1. В повышении мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,
    2. В повышении эффективности воспитательского процесса за счет высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
    3. В развитии наглядно – образного мышления;
    4. В индивидуальном подходе в обучении.

                                            (прилагается)

          Продолжила выступление по данной теме Н.Ю. Бугаева. В своем выступлении она раскрыла следующие условия по развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:

    • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся (решение познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения),
    • учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся,
    • создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся,
    • благоприятное общение в учебном процессе,
    • занимательность.

                                                        (прилагается)

    1. Решили:

                Педагогам необходимо постоянно активизировать познавательную и творческую деятельность воспитанников.

          По четвертому вопросу выступила А.Р. Ширазян. Она познакомила присутствующих с причинами детского воровства и с рекомендациями психологов при подозрении ребенка в краже.

          Александра Рафиковна указала на то, что лучшая профилактика девиантного поведения, в том числе и воровства, - доверительные отношения с ребенком. Необходимо помнить, что для ребенка очень многие ситуации могут казаться трагическими и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.

                                                             (прилагается)

    1. Решили:

         Принять информацию к сведению.

           С анализом месячника «Открытое занятие» выступила зам. директора по воспитательной работе Н.Н. Григорьева. Она отметила следующие положительные моменты при проведении открытых мероприятий:

    • все данные открытые мероприятия являются системой воспитательного процесса, осуществляемого воспитателем,
    • соответствие мероприятий теме самообразования,
    • все мероприятия пронизаны атмосферой добра, радости, взаимопонимания,
    • продуманность мероприятия, его целесообразность, наличие плана проведения мероприятия, завершенность конкретных воспитательных целей, реализуемых на данном мероприятии,
    • правильное использование педагогами дидактических и психологических методов,
    • наличие активности со стороны воспитанников,
    • активное использование ИКТ,
    • для воспитателей была характерна собранность, педагогическая находчивость, оптимистический подход,
    • использование педагогами возможностей социокультурной среды (сотрудничество с учреждениями культуры, городским музейно – просветительским комплексом, библиотечной системой города, станцией юных натуралистов, с городским православным храмом).

          Но при этом были и недостатки:

    • не соответствие некоторых заданий возрастным особенностям детей.

    1. Решили:

            Совершенствовать апробированные методы и средства воспитания, использовать инновации в области воспитательной работы с целью повышения педагогического мастерства; обобщать и распространять опыт лучших педагогов учреждения образования.

           Секретарь                                                           Родионова М.В.

    Протокол №3

    заседания методического объединения воспитателей и классных руководителей от 27.05.2013 г.

               Присутствовали:

                               Григорьева Н.Н., Родионова М.В., Каменева В.Г., Казакова Л.А., Степанова  И.А., Кузнецова М.И., Кузнецова Г.Н., Коньшина А.М., Порошина И.В., Бугаева Н.Ю., Сокольская Е.В.,  Дутова Т.С., Николаева О.с., Новикова С.Н., Казимирова Т.А., Ярцева П.А., Ширазян А.Р.

     

    Тема заседания: Показатели воспитанности учащихся школы - интерната

    Повестка дня:

    1. Диагностика уровня воспитанности; сравнительная характеристика показателей воспитанности за прошлый и настоящий учебные годы.

    - воспитатели

    1. Анализ работы МО за 2012 – 2013 учебный год, определение задач на 2013 – 2014 уч. год.

    - председатель МО

    1. Подготовка к проведению летних каникул.

    - зам. директора

          По первому вопросу выступили воспитатели всех воспитательских групп.

    • Анализ уровня воспитанности (по методике Н.Е. Щурковой) показал следующие результаты:

        I (младшая) возрастная группа

    • Средний показатель уровня воспитанности возрос с 4,36 балла в 2011 2012 учебном году до 4,48 в этом учебном году (на 0,12 балла),
    • Наблюдается динамика уровня воспитанности по параметрам:

    - «Любознательность» - на 0,05 б.,

    - «Прилежание» - на 0,06 б.,

    - «Я и школа» - на 0,08 б.,

    - «Прекрасное в моей жизни» - на 0,1 б.,

    - «Отношение к себе» - на 0,12 б.

        II возрастная группа

    • Средний показатель уровня воспитанности возрос с 4,5 балла в 2011 2012 учебном году до 4,58 в этом учебном году (на 0,03 балла),
    • Наблюдается динамика уровня воспитанности по параметрам:

    - «Эрудиция» - на 0,13 б.,

    - «Прилежание» - на 0,07 б.,

    - «Я и общество» - на 0,05 б.,

    - «Эстетический вкус» - на 0,12 б.,

    - «Я (отношение к себе)» - на 0,21 б.

    Анализируя состояние уровня воспитанности по школе в целом, можно выявить следующие тенденции:

    1. Наблюдается возрастная динамика уровня воспитанности;
    2. Средний показатель по школе возрос по сравнению с предыдущим годом на 0,06 балла;
    3. Наблюдается динамика уровня воспитанности по параметрам:

    -  «Эрудиция» - на 0,09 б.,

    - «Прилежание» - на 0,06 б.,

              - «Я и природа» - на 0,02 б..

              - «Трудолюбие» - на 0,04 б..

    - «Я и общество» - на 0,03 б.,

    - «Эстетический вкус» - на 0,11 б.,

    - «Я (отношение к себе)» - на 0,03 б..

    • Уровень благополучного эмоционального состояния воспитанников составил – 75%
    • Рост уровня социализации воспитанников (за год) – 0,6 балла
    • Готовность выпускников школы к продолжению учебы (предварительный показатель трудоустройства) – 87%
    • Удовлетворенность обучающихся результатами обучении и воспитания, жизнью в школе – интернате – 94%
    • Высокая удовлетворенность родителей деятельностью в школы – интерната – 98%

    1. Решили:

         Принять информацию к сведению.

          По второму вопросу слушали Родионову М.В., которая выступила с анализом работы МО воспитателей и классных руководителей за 2012 – 2013 учебный год и познакомила с задачами на новый 2013 – 2014 уч. год (прилагается).

    1. Решили:

         Принять информацию к сведению.

                       По третьему вопросу выступила зам. директора по воспитательной работе Григорьева Н.Н.. Она познакомила присутствующих с организацией летнего отдыха для детей, обучающихся в школе - интернате:

                  - оздоровительный лагерь «Вислый бор» (Моршанский район) с 1.06 по 21.06. 2013г.;

                 - лагерь дневного пребывания «Солнышко» при школе – интернате с 1.06 по 28.06.2013 г..

                       Надежда Николаевна попросила педагогов проконтролировать своевременную готовность для отправления детей в лагерь.

                      Все педагоги были также ознакомлены с летним графиком работы, с датой сдачи школы к новому учебному году.

           Секретарь                                                           Родионова М.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы методического объединения воспитателей и классных руководителей на 2013-2014 уч. год

    План работы методического объединения воспитателей и классных руководителей специальной(коррекционной)  общеобразовательной школы - интерната на 2013 -2014 учебный год....

    План работы методического объединения воспитателей и классных руководителей на 2014-2015 уч. год

    План работы методического объединения воспитателей и классных руководителей содержит цель, задачи работы МО на 2014-2015 учебный год, формы и основные темы заседаний....