Информационно-коммуникационные технологии. (А.П.Ершов, Д.В.Зарецкий, В.М.Монахов)
методическая разработка на тему

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий:

- возможность организации процесса познания;

- индивидуализация учебного процесса»

- коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного и мышления;

 - возможность построения открытой системы образования;

 - создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_nachalnoy_shkole.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии.

(А.П.Ершов, Д.В.Зарецкий, В.М.Монахов)

 

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А. П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, П. Ланда.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудио визуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно- компьютерных средств.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий:

- возможность организации процесса познания;

- индивидуализация учебного процесса»

- коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону системного и мышления;

 - возможность построения открытой системы образования;

 - создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно – коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 - развитие коммуникативных способностей;

 - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

 - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

 - повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

 - обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

 - углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу.

Культурный уровень современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих её понятий должна формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков. 

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы учебники, программы тренажёры, конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий и т.д.

Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программных средств в начальной школе - это обучение чтению, орфографии и каллиграфии с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте», «Буква потерялась», «СВАН», «Пентамино», «Кот учёный», «Емеля» и др.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Использование ИТК позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Автономная деятельность повышает личную ответственность ребёнка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами даёт заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.

Компьютер помогает при проведении уроков как электронная доска, а также при проверке знаний учащихся.

Включение в процесс обучения ещё и аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, истории, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете. Очень жаль, что с экранов телевизоров исчезли детские обучающие программы: «АБВГДЕЙКА», «Хочу всё знать!» Альтернативой им может служить созданный совсем недавно детский канал, но не все дети имеют возможность его посмотреть. Очень популярна среди детей передача «Улица Сезам». Записи этой передачи можно использовать на разных уроках, особенно в первом классе.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.

Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа уроков, на которых применяются ИКТ . Но насколько интересно на них детям. Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной  деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Литература

1.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

2.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.

3.  Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.

4.  Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

5.  Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

6.  Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

7.  Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

8.  Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. – 2007. - №10. – С.3 – 13.

9.  Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных технологий. //Практика административной работы в школе. – 2005. - №2. – С. 50 – 53.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ

Г.Х Андерсен «Дюймовочка»

Педагогические цели урока:

  1. Организовать работу по осмысленному чтению литературной сказки.
  2. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения.
  3. Создать условия для обогащения нравственного опыта детей средствами литературной сказки; (формирование представления о добре и зле).
  4. Организовать работу учащихся в малых группах (в парах).
  5. Создать условия для прогнозирования содержания обсуждаемого вопроса с помощью ключевых слов.
  6. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с частью сказки, таблицей «толстых» и «тонких» вопросов, рисунком – планом).
  7. Провести сравнение литературных героев сказки посредством мыслительных операций – анализа и синтеза.
  8. Дать возможность детям оценить свою деятельность на уроке в письменной и устной формах.
  9. Побудить учащихся к активной работе не только на уроке, но и дома. 

Ожидаемый результат:

  1. Ученики осмысленно читают литературную сказку.
  2. Ученики прогнозируют  ситуацию с помощью ключевых слов.
  3. Ученики проводят сравнение поступков героев через анализ и синтез.
  4. Ученики в своей речи используют слова литературной сказки, расширяют активный словарь.
  5. Ученики умеют работать в малых группах (в парах), выражать свою точку зрения, слушать высказывания других.
  6. Ученики творчески перерабатывают информацию (рисунок, вопросы, синквейн), расширяют свои знания, обогащают свой жизненный опыт.
  7. Ученики получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.
  8. Ученики оценивают свою деятельность устно, письменно.

Используемые технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления),  КСО (работа в парах),  личностно-ориентированные,  информационно-коммуникационные (ИКТ) 

Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, рисунки детей, план части сказки (по учебнику), карточки с частями сказки (продолжение), таблицы «толстые» и «тонкие» вопросы, компьютер, презентация Power Point, проектор, экран.

 

                              ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

       Вызов

       Осмысление

       Рефлексия

Игра «Как вы думаете?»

Чтение в парах, составление «толстых» и «тонких» вопросов.

Презентация результатов работы, рефлексивные вопросы, игра «Верите ли вы …»

 Ход урока:

 I. Организационный этап.

 Повторение  биографии  Ганса - Христиана   Андерсена (Слайды №1-8)

 II. Проверка домашнего задания:

    а) выставка рисунков; (Слайды №9-18)

    б) пересказ по плану и рисункам

    ( Пересказ и рисунки учащихся оцениваются).  

                               План сказки

1. Рождение девочки из цветка.

2. Как Дюймовочка жила дома.

3. Жаба украла Дюймовочку.

4. Путешествие по реке на листе кувшинки.

5. В гостях у майского жука.

6. Все лето Дюймовочка прожила одна в большом лесу.

7. Приближалась длинная, холодная зима.

8. Дюймовочка осталась жить у полевой мыши.

   III. Объявление темы урока и постановка учебной задачи.

      Стадия вызова. (Этот прием дает возможность привлечь внимание учащихся  к  изучаемой  теме,  наметить  план  урока.  При  этом  такой  план не  декларируется  преподавателем,  а становится результатом совместного размышления).

 1. Вопросы:

- Как вы думаете, так заканчивается сказка?

- Что было дальше? Кто знает? (Да)

- Откуда вы узнали? (Смотрели мультфильм)

- Прочитали? Слышали от друзей? Слушали запись? Смотрели мультфильм?

   2. Игра «Как вы думаете?»   (Верны ли утверждения?)

- Как вы думаете, что могло быть дальше?

1. Дюймовочка вышла замуж за крота и осталась жить в его доме под землей. (Нет)

2. Убежала  и  погибла  от  холода  и  голода  зимой. (Нет)

3. Убежала  и  встретила  положительных  героев,  которые  ей  помогли. (Да)

4. Улетела  с  ласточкой  в  теплые  страны. (Да)

  - Сейчас  мы  прочитаем  продолжение  сказки,  но  не  весь  текст,  а отрывки  из  него.  И  узнаем,  что  случилось  с  Дюймовочкой   дальше.

Физкультминутка.

 

 IV.   Работа по теме урока.

           Стадия осмысления.

     Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми текстами.    

     Чтение отрывков из сказки.  Задания.

(Детям  раздаю  карточки  с  отрывками  и  иллюстрациями  к  ним).  Ребята работают  в  парах.

Задание 1. Один  ученик  читает,  другой  слушает  и проверяет  правильность чтения,  потом  меняются  (читатель-слушатель).

Задание 2. К данному отрывку поставить по 2 «толстых» и «тонких» вопроса, которые  потом  зададут  слушателям.

Задание 3. Слушать  чтение  внимательно, думать, правильно отвечать на поставленные вопросы.

 Далее идет фронтальная  работа с каждой частью сказки в отдельности. Каждая пара учащихся читает свой отрывок и задает классу составленные ими вопросы. (Работа с таблицей «толстых» и «тонких» вопросов).

 

                      Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

                                 (составляется по ходу урока)

 

       «тонкие» вопросы

      «толстые» вопросы

1 часть

1. Как звали соседа полевой мыши?

2. Верно ли, что у крота был

    большой дом?

1. Почему солнце никогда  не заглядывало в дом крота?

2. Зачем крот прорыл подземный ход?

2 часть

 1. Как долго ласточка прожила в подземелье?

2. Верно ли, что крот и полевая мышь не любили птичек?

1. Почему ласточка не могла улететь в теплые края?

2. Почему Дюймовочка заботилась о ласточке?

3 часть

1. Когда ласточка улетела

в   зеленый лес?

2. Верно ли, что Дюймовочке  было жалко расставаться с ласточкой?

1. Дайте объяснение, почему

    Дюймовочка не полетела

  с ласточкой, а осталась жить у мыши?

2. Почему Дюймовочке стало  жить очень плохо?

4 часть

1. Верно ли, что Дюймовочка очень любила солнышко?

2. Куда отправлялась ласточка?

 

 

 

1. Дайте объяснение, почему

    Дюймовочка на этот раз

  согласилась лететь с ласточкой?

2. Предположите, чем закончилась бы сказка, если бы Дюймовочка вышла замуж за крота?

5 часть

1. Кого увидела Дюймовочка

    в чашечке цветка?

2. Кем он был?

 

 

1. Как вы думаете, почему

    Дюймовочка сразу согласилась   выйти замуж за короля эльфов?

2. В чем разница выйти замуж  за крота или короля эльфов?

     Гимнастика для глаз.                                                                                             

  После выступления каждой пары и выслушивания ответов детей, подводятся итоги по каждому отрывку. (Слайды №19-23)

      Отрывок 1.  Учитель: -  какая участь ждала Дюймовочку, если бы она вышла  замуж за крота? (Она не видела бы солнышка. Ей было бы скучно)

      Отрывок 2.  Учитель:  - правильно ли поступила Дюймовочка, когда начала заботиться о ласточке? (Правильно)

       Отрывок 3 . Учитель: - что можно сказать о характере девочки? (Дюймовочка добрая)

 -Как понимаете выражение «Человек с большим сердцем? (Добрый и отзывчивый человек)

-Есть ли такие качества у Дюймовочки? (Да)

- Значит, Дюймовочка – девочка с большим сердцем (жалость, сострадание к ближним).

       Отрывок 4.  Учитель: - Дюймовочка очень любила жизнь, природу, цветы, солнышко. И хотела ли она все это потерять? (Нет)

        Отрывок 5.  Учитель: – Дюймовочка стала счастливой в конце сказки. За что она была вознаграждена? (За доброту, отзывчивость, скромность, терпение)

     Подведение итогов.  Оценивание  работы  учащихся.

   V. Итог урока. 

     Стадия рефлексии.

       Рефлексивные вопросы, заданные учителем. (Слайды №24-25)

- Понравилась  ли  сказка? (Да)

- Что  особенно  понравилось? (Приключения Дюймовочки)

- Когда  вам  было  особенно  жалко Дюймовочку? (Когда она страдала)

- Когда  вы за  нее  радовались?  (Сопереживание). (В конце сказки)

-Чему  научились  у  этой  маленькой  девочки? (Быть добрыми к окружающим)

      Игра «Верите ли вы …?  (да- 1, нет-0)

1. Из  горшка  вырос  цветок,  как  роза. (Нет, как тюльпан)

2. Дюймовочка  спала  в  скорлупке  грецкого  ореха. (Да)

3. Рыбки  перегрызли  стебелек  листа. (Да)

4. Майский  жук  решил,  что девочка  красивая. (Да)

5. Дюймовочка  вышла  замуж  за  крота. (Нет)

6. Она  улетела  на  юг  и  там  была  счастлива. (Да)

   VI. Домашнее задание:

- Придумать  продолжение  сказки  или  синквейн (по желанию). Слайд №26 

Приложение.

Часть 1.

   -Но Дюймовочке вовсе не хотелось выходить замуж за соседа - это ведь был крот.

      Вскоре крот, в самом деле, пришел в гости к полевой мыши. Он был такой важный, учёный и богатый; шуба на нём была бархатная и очень красивая.

      Дом у него был в двадцать раз больше, чем  домик полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот терпеть не мог солнца и не выносил цветов – он ведь их никогда не видел.

     Дюймовочку  заставили петь для  важного гостя, и она спела две песенки, да так хорошо, что крот сразу полюбил её. Но он не сказал ни слова – он был такой степенный и солидный господин.

    А  потом крот прорыл под землёй длинный подземный ход от своего дома к самой норке полевой мыши и пригласил старую мышь и Дюймовочку прогуляться  по  этому  подземному ходу.

 

Часть 2.

     - Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке и несколько ячменных зёрнышек. Ласточка попила и поела, а потом рассказала девочке, как она поранила себе крыло о терновый куст и не могла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Пришла зима, стало очень холодно, и она упала на землю… Больше ласточка уже ничего не помнила, и как попала сюда, в подземелье, она не знала.

       Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.

       Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом – они ведь совсем не любили птичек.

 Часть 3.

      Когда настала весна и пригрело солнышко, Дюймовочка открыла дыру, которую проделал в потолке крот, чтобы ласточка могла улететь.

      Ласточка спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с нею – пусть сядет к ней на спину, и они полетят в зелёный лес. Но Дюймовочке было жалко старую полевую мышь – она знала, что старухе без неё будет очень скучно.

      - Нет, я не могу улететь с тобой, - сказала она   ласточке.

      - Прощай, прощай, милая девочка!- прощебетала ласточка и вылетела на волю.

       Дюймовочка посмотрела ей вслед, и слёзы закапали у неё из глаз - уж  очень полюбила она птичку.

-Тви - вить, тви - вить! – крикнула ласточка и скрылась в зелёном лесу.

       А Дюймовочка осталась в мышиной норе. Теперь ей жилось очень плохо. Ей вовсе не позволяли выходить на солнышко, а поле вокруг норки заросло высокими, толстыми колосьями и казалось  Дюймовочке  дремучим  лесом.

Часть 4.

     Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за своей невестой. Теперь Дюймовочке придётся переселиться в кротовую нору, жить глубоко под землёй, и никогда она не увидит солнца: крот ни за что не позволит ей выходить из норы.

     А бедной  Дюймовочке было так тяжело навсегда распроститься с ясным солнышком! И Дюймовочка вышла взглянуть на солнышко в последний раз.

    Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а Дюймовочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за толстого крота.

    - Уже  наступает холодная зима, - сказала ласточка, - и я улетаю далеко - далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Садись ко мне на спину, только привяжи себя покрепче поясом, и мы улетим с тобою от гадкого крота, улетим далеко, за синее море, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудесные цветы. Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в тёмной, холодной яме.

      - Да, да, я полечу с тобой! – сказала Дюймовочка. 

Часть 5.

      Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо! В чашечке сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали лёгкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. Ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

    Он очень обрадовался, когда увидел Дюймовочку,- он никогда ещё не видал такой красивой девочки. Он низко поклонился ей и спросил, как её зовут.

   -Дюймовочка,- ответила девочка.

   -Милая Дюймовочка,- сказал эльф,- не хочешь ли ты быть моей женой?

    И Дюймовочка  сразу согласилась.

    Тогда из каждого цветка вылетели эльфы и принесли  Дюймовочке подарки. Самым лучшим подарком были прозрачные крылышки, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке на спину, и она могла теперь летать с цветка на цветок. То – то было радости и веселья.

 Список используемых источников:                                                                      1.Андерсен  Г.-Х.  Дюймовочка.  - Л.: Художник РСФСР, 1985.                        2.Загашев И.О. Умение задавать вопросы. // Перемена.- 2001.-№4    3Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

 

Используемые ресурсы:

Картинки «Дюймовочка»

  1. Images. yndex.ru
  2. nlib. ee/html. jpg

Конспект урока математики

Тема: Окружность, её центр и радиус

3 класс

Цели  урока:

1.  Познакомить  учащихся  с  понятиями   « Окружность,  её центр  и  радиус».

2.  Научить  учащихся  строить  окружность  с  помощью  линейки  и  циркуля.

3.  Через  исследовательскую  деятельность  определить  в  чём  сходство  и  различие  круга  от  окружности.

4. Развивать  внимание,  логическое  мышление,  память,  воображение.

Оборудование: 

  рабочая  тетрадь, циркуль,  линейка,  треугольник,  круг,  окружность,  карточки-помощницы,  образцы  из  окружностей,  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Окружность»

 

                                               ХОД  УРОКА:

1.Организационный  момент. Техника  безопасности.

Начинается  урок,

Он  пойдёт  ребятам  впрок,

Чётко,  быстро  говорим  и  тихонечко  сидим.

    Слайд №1

-Итак,  девиз  урока  все  слышали,  будьте  внимательны,  потому  что  сегодняшний  урок  -  урок,  на  котором  мы  будем  работать  с  геометрическим  материалом.

-  А  это  значит, что  вы  должны  быть  осторожны  при  работе  с  инструментами:  с  линейкой,  треугольником, с  циркулем,  т к. на  одной  из   его ножек  закреплена  игла.

2.Исследовательская  деятельность.

-Открываем  тетради,  записываем  число,  Классная  работа.

 

-Отступите  вниз  7  клеток  и  поставьте  точку. Назовём  её  точка О.

 

 Слайд №2

-А  теперь  возьмите  линейку  или  угольник  и  попробуем  от  точки О   в разных направлениях отметить  ещё  несколько  точек  (примерно 6)  на  расстоянии  2см.

-Мне  будет  помогать….

Ваша  мерка 2 сантиметра, а  нашей  меркой  будет  вот  этот отрезок.

      Слайд №3

-У  нас  получился  вот  такой  чертёж.

-А  как  вы  думаете,  сколько  таких  точек  можно  отметить  от  точки О? (МНОГО)

-Как  сказать иначе?(бесконечное  множество)

-А  кто догадался, как  с помощью циркуля  можно отметить  ещё  несколько  точек  на  том  же  расстоянии? (измерим  расстояние от  любой точки   до  центра  О.

-Представьте,  что  мы  отметили  все  точки. Сколько  их?   Неизвестно,  назовём  их…(множество  точек )

-Что  можно  о  них  сказать? Что  вы  заметили? (  они  равноудалены  от  т.О )

 

можно  сделать  вывод,  что  образовалась  новая  геометрическая  фигура,  которая  называется  ОКРУЖНОСТЬ.

-А  точка О  её  ЦЕНТР.

 

Что  же  в  геометрии  называют  окружностью?  Кто  сам  попробует  дать  определение?  (окружность – это  множество  точек,  которые  равноудалены  от  центра.)

     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 

3. Построение  окружности.

-Чтобы  построить  окружность  достаточно  воспользоваться  циркулем (показываю  циркуль)

 

 Слайд №4

- Определим  алгоритм  построения  окружности:  (вывешиваю  таблички)

-С чего  мы  начинаем  строить  окружность?

1. центр

2. определяем  расстояние  между  ножками  циркуля

3.  устанавливаем  иглу  циркуля  в  центр,  одной  рукой  придерживаем  тетрадь,  а  другой  ножкой   циркуля, касаясь  карандашом ,  чертим  окружность.

- Получилась  окружность.  Обратите  внимание,  как  правильно  показывать  на  чертеже  окружность ( ведём  указкой  по  границе )

-Попробуйте  сами  начертить  произвольную   окружность.

-   Будьте  осторожны  при  работе  с  инструментом.

 

(сильный  ученик  называет  алгоритм  и  чертит  с  помощью  учителя  на  доске  окружность,  все  остальные  в  тетради.)

-Чертить  трудно,  поэтому  нужно  дома  потренироваться.

 

-Что  называют  окружностью? (с  помощью  слов - помощников)

4.  Определение  радиуса  окружности.

-Отметим  центр  точкой О

-Возьмите  в  руки  цветной  карандаш  и  поставьте  на  окружности  точку А, точку В,  точку С. Теперь  соедините  эти  точки  с  центром  О.

 

-Что  у  вас  получилось? (отрезки),  назовите  их (АО, ВО, СО)

 

Слайд №5

-Что  можно  узнать  про  эти  отрезки? (длину)

-Как? (измерить  с  помощью  линейки)

-Измерьте  длины  отрезков.  Что  вы  заметили? (они  равны, одинаковы  по  длине)

-Эти  отрезки  называются  РАДИУСОМ  окружности.

Слайд №6

-А  сколько  радиусов  можно  построить  в  окружности? ( много)

-Какие  они  будут? ( равные)

-Почему  же  все  радиусы  окружности  имеют  одну  и ту же  длину?

 (все точки окружности равноудалены от центра)                                                                   

 Слайд №7

 

5.Практическая  работа.

-Покажи  нам  окружность,  радиус  и  центр  окружности.

-рассмотрите  чертёж

- Что  нового  вы  заметили? (дана  длина  радиуса).

-Как  узнать  длину  радиуса? (найти  расстояние  от  центра  до  точки  на  окружности).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6.  Сходство  и  различие  круга  и  окружности (Работа  в  паре)

а)  Рассмотрите    иллюстрации

 Слайд №8

- Что  вы  заметили?

- Попробуйте  объяснить,  чем  отличается  окружность  от  круга?

Окружность-  это  граница  круга,  а  круг – это  окружность  вместе  с  внутренней  областью,  ограниченной  этой  окружностью.

-Круг  на  чертеже  закрашивают  полностью, т.к.  у  него  есть  внутренняя  область.

-У  круга  тоже  есть  радиус  и  центр.

   Слайд №9

 

Б)  Подумайте  и  докажите,  какие  предметы  похожи  на  окружность,  а  какие  на  круг?

(Дети  работают  в  паре)

  Слайд №10

-Покажите  номер  фигуры,  которая  является  окружностью…(карточки-сигналы) Слайд №11

-Приведите  свои  примеры  круга

в)  ИГРА:  «Круг  или  окружность » (Дети  на веере  цифр  показывают 1, если это круг, а 2, если этоокружность)

-крышка,

-тарелка

-сушка

-баранка

-браслетик

-пяльца  для  вышивания

-колечко

-бублик

-зеркало (там  окружность  и  круг )

7.Итог  урока.

-С  какой  новой  геометрической  фигурой  мы  познакомились?

-Что  называют  окружностью? Приведите  примеры.

-Какая  фигура  является  родственной? Почему?

Творческое  домашнее  задание:  Придумать  образы  животных,  которые  состоят  только  из  окружностей.  Например,  «Весёлый  слонёнок»,  «Стрекоза» (показать образцы)

Слайд №12

Тема урока: Род имен существительных. ( 2класс)

Тип урока: открытие нового знания.                                                                                            Цель урока:   сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.                                                                                                                                     Предметные  задачи:

-         актуализировать знания о постоянных и непостоянных  морфологических признаках имени существительного;

-         организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Метапредметные:

—       умение принимать и сохранять цель урока;

—       умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

—        умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

—        умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

—       умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование: презентация Power Point   

                                    ХОД УРОКА.

1. Организация детей к уроку.


- С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

Начинаем наш урок!

Он тогда пойдёт вам впрок.

Коль не будете зевать.

Все ль готовы вы писать,

думать, чётко отвечать.


 

Психологический настрой к уроку.

СЛАЙД 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10.  Это  натуральный ряд чисел?  А что же? Докажите… Как вы думаете, зачем же я числа написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

 

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

СЛАЙД  2.

Прочитайте слова.                 

Вставьте пропущенные буквы.

       Т.традь, т.лёнок, п.льто, вет.р, л.пата, плать. .

Определите,  какую букву будем сегодня писать.

Эта буква есть в каждом слове. Тт

- Какие звуки обозначают на письме буквами Тт?

Согласные, парные по звонкости глухости [д-т] и мягкости –твёрдости [д’-т’]
Написать 1 строку 
Тт.

 

3. Актуализация знаний учащихся.

Узнайте, о какой части речи будем говорить.

СЛАЙД  2.

 - Имена существительные.    Докажите…

 Что обозначают?

 На какие  вопросы отвечают?

Для того,  чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном.

 - Какие признаки имени существительного мы изучили?

 (Дети называют  постоянные  признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

- Что значит термин «постоянный признак»?

(Не изменяются).

- Что значит термин «непостоянный признак»?

(Изменяются).

- Как  могут изменяться имена существительные? (по числам)

 

Назовите одушевлённое имя существительное. 

Оно собственное или нарицательное?

Как слово ТЕЛЁНОК сделать собственным именем существительным?

Дайте телёнку кличку.

 

- Назовите лишнее слово.

- ТЕЛЁНОК – одушевлённое

- ПЛАТЬЕ – буква Е обозначает 2 звука после Ь.

 

4. Постановка проблемы.

СЛАЙД 2.
          - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные  в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН»,  «ОНА»,  «ОНО».  Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас должно  получиться? (Три).

СЛАЙД 3.

«ОН»                                    «ОНА»                                 «ОНО»

телёнок                                 тетрадь                                 пальто

ветер                                     лопата                                   платье

 

5. Открытие нового знания  
Цель:  Сформировать  умение определять род имен существительных

 

Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов. Затрудняетесь? Не беда. Я предлагаю открыть учебник на странице 126.

СЛАЙД 4.

Учебник на странице 126.

Что такое РОД?                                                                                                                                Род - это семья, родня.

Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

- Прочитайте теоретический материал.

- Что вы узнали нового об имени существительном?

- Каких родов бывают имена существительные?

       (Муж.р., жен.р., ср.р.)

Приведите свои примеры.

-         Как можно определить род имён существительных?

       

Постоянный это признак имени существительного или  непостоянный? Докажите.

(Род имени существительного – постоянный признак имени существительного).

Запоминалка:

СЛАЙД 5.

Женский род запомню я

И скажу: "Она — моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: "Он — мой”.

Средний род: ”Оно - моё”.

Это правило - моё!

 

6. Первичное закрепление
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.

Слайд 4.

Упр. 237 (устно).

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыка).

Слайд 6.

У каждого ребёнка на парте карточка с именем существительным.

 Найти свою группу. (М.Р., Ж.Р., СР.Р.)

Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба,  Снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька,  лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф,  кормушка, зерно,  холод, голод.

7. Упражнения.

СЛАЙД 7.

№238 – выписать сначала имена сущ-е женского рода, потом мужского рода.

Дописать еще по два слова в каждый из    столбиков на данную тему. (Приводят примеры).

№239 – выписать только сущ-е среднего рода. Дописать ещё 2 слова.

 

8. Развитие речи.

СЛАЙД 8.

- Сейчас мы будем выполнять творческое задание

(Работа над составлением текста по опорным словам)

На доске:

   Наступила холодная _______ . Белоснежное   ________ укрыло землю.

   ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________      _________!

 

- Как вы думаете, каким будет задание?

(Составить текст на тему «Зима»).

  Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!

 

- Назовите основу 1 предложения (одеяло укрыло).                                                                                  Записать 1-ое предложение, подчеркнуть основу.

9. Итог урока.

-Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

-         Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?

- Какой способ вам понравился больше?

-Научились мы определять род имен существительных?

 

10.  Контроль и оценка  
Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД :  предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

 

11. Рефлексия 
 Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

-А какое задание было наиболее трудным? (Работа с текстом).

-Почему?  (Потому что мы еще не изучали другие части речи).

САМООЦЕНКА

Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

 

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕСлайд 9-10.

стр.127 – правило, упр. 23

 

 

    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

Использование новых информационных технологий на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции младшего школьника

Использование новых информационных технологий  на уроках и внеурочное время, формирующих информационно-коммуникационные компетенции  младшего школьникаЦель: сформировать информационно-коммун...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»

Я  считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя.     Необходимость применения средств...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....