Технология проектного обучения
методическая разработка на тему

   Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_proektnogo_obucheniya.docx452.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проектная технология предполагает:

• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.

• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь.

Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Этапы работы над проектом.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

• Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?
• Как правильно организовать деятельность учеников?
• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?

Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Конспект урока- проекта  по математике в 1 классе «Числа вокруг нас»

Название проекта

                  Числа вокруг нас

Цели проекта

 Формирование интереса учащихся к математике, расширение знаний о числе

Короткое описание идеи проекта

 

 В ходе проекта учащиеся отбирают занимательную информацию о цифрах, ищут ответы на вопросы "Зачем людям счёт? На что похожи цифры? В каких литературных жанрах встречаются числа?"

"Союзники"

 Родители, библиотекарь

Реклама для  привлечения союзников

Реклама для родителей

Предметы (включая класс, тему), знания которых используются (углубляются в ходе проекта)

 Математика, тема «Числа от 1 до 10. Нумерация», 1 класс

Основополагающие вопросы проекта

 Изменилась бы жизнь человека, если не было бы цифр?

Проблемные вопросы проекта

 Зачем людям счёт? 

 На что похожи цифры?

Учебные вопросы проекта

 Что такое число?

 Что такое цифра?

Материалы для привлечения учащихся к проекту

Объявление о проекте

Этапы проекта

Этап

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

 Подготовительный этап:

выбор темы, формулировка целей проекта и   установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.  Определение основных источников информации.

 

 Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.

 Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп

 Практический этап:

сбор информации по теме и систематизация собранного материала   для создания презентации; сбор, подготовка и оформление результатов работы в виде  книжек-малышек, рисунков; защита проекта

 

 Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Работают над проектом и его оформлением

 Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их  деятельность

 Оценка результатов:

оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков)

 Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочёты, формулируют выводы

 Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении

 

Как используется (может использоваться)  ИКТ

Создание презентации в MS PowerPoint, поиск информации в сети Интернет, печать на принтере

 

http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

http://easyen.ru/load/math/1_klass/zanimatelnaja_matematika_dlja_detej/3-1-0-979

http://suhin.narod.ru/mat3.htm

Готовый продукт проекта

Презентация

Критерии оценки проекта (что оценивается и как)

Критерии оценки проекта

Дидактические материалы проекта

Памятка по сбору информации

Как будет проходить представление проекта


Представление проекта проходит в рамках Недели математики для учащихся начальных классов

Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта

 

 Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

 

Фото реализации проекта (не обязательно)

 

Возможные точки роста проекта

Выпуск стенгазеты в рамках Недели математики

Открытый урок по технологии в 3 классе «Оригами – сказка».

Цели:   Образовательная – познакомить детей с новым изделием из бумаги на основе двойного квадрата, со сказкой из оригами;                        Развивающая - развивить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания;                                                                 Воспитательная - сформировать интерес к данному виду труда, воспитать внимательность к работе, способность формирования действий пооперационного контроля.                                  Подготовительная работа: создать выставку изделий из оригами, сделать презентацию.

Оборудование, материалы: презентация, технологическая карта, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, образцы готовых изделий, выставка оригами, выставка книг по оригами.

Технические средства: компьютер, мульти проектор.(слайд №1)

Ход урока.

  1. Вводная часть.
  1. Организационный момент. (слайд № 4)
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок труда начнем.

  • Проверка готовности рабочих мест:

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2. Основная часть.                                                                                                                          Сообщение темы и цели урока: (слайд № 5)

2.1Подготовительный этап: дети приносят на урок готовый квадрат 20х20 см.

Вот сложили раз и два,
Показалась голова,
Ручки, ножки,
Появился зверь чудесный.
Мы вам скажем от души:
«Все уроки хороши,
Нет занятий оригами интересней!»
Оригами без прикрас
Нас научат, и тот час
Вдруг появятся цветок
И зверек чудесный.
Мы вам скажем от души:
«Все уроки хороши,
Нет занятий оригами интересней!»

Оформление доски:

Базовая форма – двойной квадрат.

Чертёж изделия:

2.2 Содержание: (слайд № 6)

  • Постановка цели.

- Сегодня мы с вами научимся рассказывать интересную сказку необычным способом - с помощью оригами.

-Кто скажет, что означает слово оригами? (Оригами в переводе с японского языка – сложенная бумага.)

- Где возникла эта техника? (В Японии.)

- Какая фигурка  оригами является национальным символом Японии? (Журавлик.)

- Что она символизирует? (Счастье и долголетие.)

Признанным мастером оригами был Акира Йшизава. Он придумал сотни фигурок.

Оригами очень популярно во многих странах. А людей, которые занимаются оригами  называют художниками - оригамистами. В области оригами немало интересных рекордов. Некоторые из  них попали в Книгу рекордов Гиннеса.

  • Самый большой японский журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 м.
  • Самый маленький – из квадрата 1х1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.
  • Самая большая модель животного – панда высотой 3 метра из квадрата 8х8м.
  • Самое большое панно с изображением головы кота было собрано из 10357 модулей.
  • Самая сложная фигура – «морской ёж» - складывается в 913 этапов и имеет 2700 складок.

  • Физкультминутка (слайд № 8)

  • Объяснение нового материала.

Первый раз сказку рассказывает сам учитель, сопровождая рассказ поэтапным показом работы. Второй раз он делает то же самое, подробно объясняя учащимся последовательность работы (пояснения в скобках рядом с основным текстом).

3.Практическая часть (слайд №10)

Жил-был один человек. Была у него земля (показывается квадрат бумаги)

Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается пополам по диагонали), но денег ему не хватило.

Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали).

Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа попарно /правый к левому, верх к низу/),

и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же),

а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий  раз /заготовка к базовой модели – двухтрубный пароход/).

На эти деньги он решил отправиться в путешествие и заодно принарядиться. Захотел на мир посмотреть, да и себя показать (квадрат переворачивается).

                                                                                                                               

                     Рис.1

Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход – в верхнем и нижнем квадратиках вытягивают середины (половинки) вверх по очереди и разглаживают – получают вверху и внизу трубы (рис.1), а левый и правый квадратики поддевают изнутри целиком указательными пальцами и тянут соответственно вправо и влево (фигура как бы складывается) и разглаживают до рис.2). (слайд №11)

  рис.2

Купил он себе  красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами)

крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево)

кожаные штаны (сапоги разворачиваются обратно в шляпу, шляпа  (только передняя часть) разворачивается вниз (рис.3). Затем левый и правый квадратики поддеваются указательными пальцами изнутри и растягиваются в пароход, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние углы кормы и носа парохода внутрь; разглаживаем бумагу вверх рис.4) (слайд №12)

     рис.3                 рис.4

и  тёплый свитер (указательными пальцами сверху отгибаем переднюю часть фигуры свитер на себя и вниз, разглаживаем). (слайд №13)

И в таком нарядном виде он плыл и плыл, пока не проголодался. Решил он перекусить и сел за стол (сложный этап – берём свитер, верхнюю и нижнюю трубу сдавливаем по очереди с боков, складывая их обратно в квадратики /рис.5/; затем изделие поворачиваем вправо на 90 градусов, указательными пальцами левый и правый квадраты глубоко изнутри вытягиваем вправо и влево соответственно рис.6, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние /правый и левый/ углы изделия внутрь, поправляем до формы стола рис.7) (слайд №13)

   рис.5

               

 рис.6

Заказал он себе много разной еды и хорошо пообедал.

      рис.7

После обеда поплыл он дальше и через некоторое время причалил к  берегу небольшого островка. Погостил он на этом островке, продал пароход и решил отправиться дальше на новом паруснике (фигура стол разворачивается к себе углом, берётся правой и левой рукой за противоположные углы и стол по диагональному сгибу складывается вверх в фигуру 8; образовавшиеся треугольные выступы (к себе и от себя) проглаживают влево вверх правой рукой до фигуры 9; для нормального вида изделие поворачивают где-то на полкруга вправо).

   

 

  рис.8             рис.9

На паруснике он плыл по морю, пока не приплыл к пристани небольшого города. Денег у него оставалось совсем немного, т.к. он их потратил во время путешествия. Он продал парусник и отправился он дальше на лодке (фигура парусник - правый угол /край/ изделия (только передняя часть) отгибается и прикладывается  ровно к левому краю, выступившая центральная /передняя/ часть отгибается к правому краю, разглаживается рис.10). (слайд №14)

   

         рис.10

Плыл он, плыл и доплыл до морского залива. Залив этот переходил в пруд. Там наш путешественник сошел на берег и на оставшиеся деньги взял напрокат катамаран (фигура лодка сверху большими пальцами немного раскрывается за края, рис.10). (слайд №15)

Катался он на катамаране, пока время его не вышло. Но вот время закончилось, и человек, вполне довольный путешествием, сошёл на берег. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! (по ходу рассказа - в фигуре катамаран внутри торчат как бы язычки /треугольники, рис.11/, придерживая фигуру, аккуратно вытаскиваем первый язычок целиком вверх рис.12, после чего верхний треугольник сгибаем вниз рис.13 и боковые треугольные части сгибаем к центру. Затем полученный квадрат сгибаем пополам вниз.

рис.11

рис.12

рис.13

рис.14

(Переворачиваем фигуру и точно такую же операцию повторяем с оставшейся половиной катамарана.)

А ты любишь сказки слушать – люби и денежки платить. (полученная фигура растягивается за края в разные стороны в кошелёк-коробочку рис.16).

рис.15

Вот так и закончил он своё путешествие. Теперь он зарабатывает себе на жизнь тем, что рассказывает сказки прохожим. (слайд №16-17)

рис.16

4. Подведение итогов урока.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

А теперь подведем итог урока. Чему вы научились сегодня? Какая базовая форма служила основой? Что нового вы узнали о технике оригами?

В заключение давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.

Ребята проводят рефлексию своей работы на уроке. Ее результаты фиксируются на специальных заготовках. (слайд №18)

Заготовка

2345                       2345                   2345                    2345                      2345              

Интерес          трудность           старание            оцени                     оцени

                                                                                    работу                   свою

                                                                                    группы                    работу

Инструкционная карта

 

                           

                                                             

                                                                                 рис.1                              рис.2      

                                                             

рис.2                                  рис.2                             Рис.3                           рис.4

рис.5                             рис.5                          рис.6

рис.8                                    рис.9                                 рис.10                                          

Рис.7

       

     

рис.10                                      рис.11                                  рис.12                          

                                Рис.13

    рис.14                                         рис.15                                               рис.16

Урок-проект по литературному чтению. 3 класс

Тема: “Мама – главное слово”.

Форма урока: урок-проект (работа в группах).

Цели урока:

познакомить учащихся со стихотворениями и рассказами о маме;

способствовать развитию умения высказывать свои мысли; развитию творческих способностей; мышления; обогащению словарного запаса;

способствовать воспитанию уважения к маме, желания помочь ей; воспитанию толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и своих товарищей.

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Оборудование: выставка книг, диски с музыкой, карточки, план защиты.

Ход урока

Предпроектный этап

(вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

- Вы все знаете, что15 мая  - День семьи

- А кто зажигает обычно семейный очаг? Конечно же, наша любимая мамочка.

- А какой праздник отмечают в последний день осени?

- 30 ноября мы отмечаем замечательный праздник – День Матери.

В этот день мы вспоминаем о самых близких людях – наших мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем. Сегодня наш урок будет не совсем обычный, посвященный именно этому празднику.

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё, самое доброе и ласковое сердце. В верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.

Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Говорят, что женщине не бывает больше 39 лет.

- Мама… Что обозначает это слово? Растолкуйте его смысл.

- Прочитайте пословицы:

На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

Лучше матери друга не сыщешь.

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Без матушки родной и цветы цветно не цветут.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

- Как вы понимаете их смысл? (Мама всегда поможет, выручит в любой беде – она лучший друг. Когда мамы нет, мы без нее скучаем, и нам все не в радость. Когда тебе грустно, у тебя неприятности, мама тебя успокоит, развеселит).

- Какое стихотворение о маме мы читали на уроках чтения? (“Посидим в тишине” Е. Благининой)

- Какая главная мысль этого стихотворения? (Мама очень много для нас делает. Надо беречь здоровье мамы, помогать ей, давать отдохнуть)

- Сегодня вы приготовили стихи и рассказы о маме. Давайте послушаем их, выделим в них главную мысль, поймем, как дорога человеку мама.

З. Воскресенская “Мама”

- Почему это слово самое прекрасное на Земле? (Его первым произносят дети. Мама – самый близкий и дорогой человек. Мамы нужны и малышам, и взрослым)

- Почему человеку всегда нужна любовь матери? (мама ни к чему не останется равнодушной, она поддержит и в горе, и в радости)

С. Михалков “А что у вас?”

- Какова главная мысль этого стихотворения? Прочитайте строчки из стихотворения наизусть. (мамы разные нужны, мамы всякие важны)

- А кем работают ваши мамы?

Б. Емельянова “Мамины руки”

- Чем девочка обидела маму? (она сказала, что у мамы жесткие руки)

- Почему же бабушка сказала, что у мамы “золотые руки”? как вы понимаете это выражение? (мама все умеет: она и работает, и готовит, и шьет, и вяжет)

- А что очень хорошо делают ваши мамы, расскажите.

- Какова главная мысль этого рассказа? (мамины руки – золотые, они все умеют делать, но остаются самыми нежными, ласковыми)

А. Барто “Разлука”

- Какое настроение в этом стихотворении у мальчика? (грустное, он скучает без мамы)

- Почему он делает уроки, моет руки? Ведь мама не видит этого. (Он хочет сделать маме приятное, чтобы мама порадовалась, когда приедет)

- Расскажите, как вы себя чувствовали, когда мама надолго уезжала?

- Какова же главная мысль этого стихотворения? (когда мама уезжает, в доме без нее становится скучно и холодно)

Н. Саконская “Разговор о маме”

- За что же мы любим маму? (за то, что когда нам плохо, она нас успокоит, поддержит. За то, что ей можно все рассказать, и она поймет, потому что она наш лучший друг)

- Почему, когда мама сердится, на нее нельзя обижаться? (она желает нам добра)

4. Физминутка

Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает. Поиграем в игру “Мамочка”. Я задаю вопросы, а вы отвечаете хором “Мамочка!”. Только дружно и громко.

Кто пришел ко мне с утра?

Кто сказал: “Вставать пора?”

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашку кто налил?

Кто косичку мне заплел?

Целый дом один подмел?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

5. Создание продукта проектной деятельности

- Какая главная тема нашего урока? (мама)

- Да, ребята, вот таким образом, с помощью стихотворений поэты передали свое отношение к матерям, свои чувства, эмоции, любовь к ней.

- Как еще можно передать свои чувства к маме? (через краски)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти портреты? Как думаете, какие чувства вложили художники, рисуя их?

- Как еще можно выразить свою любовь к маме? (с помощью музыки)

- Сейчас послушаем музыку, вы постарайтесь определить ее смысл.

- Что вы представляли, когда слушали музыку?

- Какое настроение у вас, когда вы слышите данную музыку?

- Вот сейчас мы с вами проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, любовь к маме.

- В чем проявляется ваша любовь к маме?

- Подумаем над этим, и попробуем создать проект на тему: “Мама в нашей жизни”.

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)

Запомните: проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка.

- Подумайте, какие продукты вы можете создать по теме “Мама в нашей жизни”.

- Вспомним, как поэты выражали свою любовь к мамам?

- Художники с помощью красок выражают свою любовь к мамам, композиторы – с помощью музыки, поэты пишут стихотворения, певцы могут с помощью песен.

- А как еще можно выразить свою любовь к маме?

- Вот вы часто читаете газеты, встречали ли вы там статьи о мамах, бабушках, родных людях?

- Так кто же их пишет? Правильно журналисты.

- Когда мы читаем стихотворения в учебнике, что есть на страницах учебника кроме стихотворений и картин? (иллюстрации)

Разделение на группы

 

Я        Поэт

Журналист

Художник

Иллюстратор

Композитор

- Каждый из вас получил свою роль, выберите главного в группе. Создайте продукт к проекту на тему “Мама в нашей жизни”

6. Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

(Пока уч-ся творят, сочиняют, рисуют, учитель консультирует, играет музыка)

7. Защита

План

Название продукта

Почему выбрали именно этот продукт

Какие мысли и чувства вложили в него

Чья это была идея (кто был самый активный)

Кому бы вы хотели показать этот продукт

8. Итог урока

- Какие стихи и рассказы о маме тронули ваше сердце? Чем?

9. Рефлексия

понравился ли вам сегодняшний урок?

чей продукт понравился больше всего?

хотели ли вы дать кому-нибудь рекомендации?

как оцениваете свою работу на уроке?

Учитель – ребята, вы молодцы!!! Вы сегодня освоили метод проекта. Вы уже знаете, что такое проект, как создать продукт. Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов в освоении метода проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

Технология проектного обучения.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это н...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...

«Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения.

laquo;Современные образовательные технологии».Технология проектного обучения....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...